Урок ФГОС Культурное пространство России в XVII вв.


Тема: Культурное пространство в XVII в.
Цели урока:
Образовательные: привлечь внимание учащихся к причинам усиления интереса к образованию и науке в XVII в.; показать основные достижения в области образования, науки, культуры.
Развивающие: развитие творческого мышления, воображения, речи, памяти, формирование навыков групповой работы и работы с текстом, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитание любви и уважения к традициям русского народа, патриотизм.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные понятия: культура, сословия, быт, обычаи, нравы, иерархия, «податные», «служилые по Отечестсву».Оборудование: доска, компьютер, колонки.
Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.
Ход урока:
Познавательные Личностные Регулятивные Коммуникативные
Организационный момент.
Определение наличия раздаточного материала Мотивация: 1. Просмотр видео-фрагментов и ответы учащихся. Что объединяет все видео? Какие слова является ключевым, объединяющим их с точки зрения истории
Мы продолжаем знакомство с культурой 17 века. Для этого нам надо вспомнить ряд понятий -
сословия, быт, обычаи и нравы. - Возьмите маршрутные листы (См. Приложение № 1).
- Выполните задание №1 Умение сформулировать причинно-следственные связи, формировать собственное мнение и отношение, поиск аргументов в его защиту Умение аргументировано защищать собственную позицию Взаимодействие с партнером, распределение ролей, сотрудничество при выполнении задания
Изучение новой темы
Постановка целей и задач урока
Культурное пространство в XVII в.
Постановка задач урока:
-закрепить знания понятий- сословия, быт, обычаи, нравы;
-исследовать сословный быт 17в;
-познакомиться с нравами и обычаями сословий.
Вопросы образования и книгопечатания можно
рассмотреть в объёме учебника, акцентировав внимание
учащихся на двух важнейших положениях: а) высокаяграмотность населения (24 % среди посадского мужскогонаселения Москвы); б) необходимость создания в масшта-
бах страны системы образования, что диктовалось потребностями единого политического и формирующегося еди-
ного экономического пространства.
Вспомните важнейшие
мировые научные открытия XVI—XVII вв. 2. Какие технические
новинки появились в Европе того времени? 3. Какие открытия
были совершены европейцами в эпоху Великих географических
открытий?
Важно показать учащимся, что Россия не оставалась
в стороне от важнейших открытий и технических реше-
ний того времени. В качестве примера можно рассказать
про географические карты, составленные русскими в кон-
це XVI — начале XVII в., изготовление первой пушки свинтовой нарезкой, отливку грандиозных колоколов и т. п.
4. Прямым продолжением разговора о научных зна-
ниях является тема русских первопроходцев. Её можно
дать в форме рассказа с элементами беседы о жизненномпути (или путешествиях) одного из великих русских пер-
вопроходцев XVII в. — С. И. Дежнёва, В. Д. Пояркова,
М. В. Стадухина, Е. П. Хабарова. Одновременно на кар-
те «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и
Дальнего Востока» учитель показывает маршруты важ-
нейших походов, в заключение делая вывод о том, что
Великие русские географические открытия XVII в. внесли
важный вклад в развитие мировой науки. Узнают о книгопечатании, уровне грамотности населения
Вспоминают Вспомните важнейшие
мировые научные открытия XVI—XVII ввКакие технические
новинки появились в Европе того времени?
. Какие открытия
были совершены европейцами в эпоху Великих географических
открытий?
умение слушать и сопоставлять разные источники информации
умение выделять основное
Умение выделить основное в получаемой информации, работа с кластерной методикой запоминания материала
анализ исторических источников и выдвижение аргументов в доказательство своего суждения
умение выделить основное
Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей
Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей Формирование навыков сотрудничества,
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Домашнее задание: задания 1, 2, 4 к § 10 рабочей тетради. Также некоторым учащимся можно предложить
подготовить сообщения (с элементами презентации) об ар-
хитектурном памятнике в стиле нарышкинского барокко
(по выбору ученика) либо на темы «Симон Ушаков», «Рус-
ские зодчие XVII в.». Изучение дат,фактов и событий
Анализ исторических событий и фактов выстраивание причинно-следственных связей