Аналитическая справка Эффективность воспитательной работы в 4 классах

Эффективность воспитательной работы в 4 классах
В целях изучения эффективности воспитательной работы в 4 классах были проведены следующие мероприятия:
Анкетирование учащихся – 49 человек;
Анализ документации классного руководителя;
Анализ результатов участия классов в общешкольных мероприятиях.
Собеседование с социальным педагогом, школьным психологом.

Уровень воспитанности обучающихся 4классов
Как показывают данные мониторинга классных руководителей, уровень воспитанности 4а, 4б классов выше среднего по школе. Однако сравнение уровня воспитанности учеников этих классов с данными предыдущего учебного года показывает снижение уровня воспитанности.


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 Цель и задачи воспитывающей деятельности определены классными руководителями на основе анализа работы за 2011/2012 уч.г. Приоритетными являются работа над развитием духовно-нравственных качеств, реализация творческого потенциала, повышение учебной мотивации, выработка индивидуального стиля учебно – познавательной деятельности.
Работа всех классных руководителей осуществляется на диагностической основе, результаты педмониторинга служат основанием для внесения корректив в воспитательный процесс класса.
Основой реализации целей и задач является система классных часов. Их тематика утверждена в начале учебного года и соответствует возрастным особенностям четвероклассников. Классные часы проведены в полном объеме. Формы проведения тематических классных часов разнообразны: беседа, час общения, собрание, КВН, экскурсия – у Калашниковой М.П.; выборы, дискуссия, виртуальное путешествие – у Фирсовой Л.Р., тренинг, операция, собрание – у Шинаковой Т.В. Анализ посещенных классных часов позволяет сделать вывод о широком применении деятельностного подхода через использование работы в группах по созданию мини – проекта и обсуждению проблемных вопросов, игровых моментов, построение ассоциативных цепочек и т.д. на основе учета индивидуальных особенностей ребят, что обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Необходимо отметить целенаправленную работу Калашниковой М.П. по формированию навыков безопасного поведения и культуры общения, которая прослеживается через тематику классных часов.
Все классные руководители 4-х классов успешно сотрудничают со школьной библиотекой, музеем, стремятся использовать возможности окружающего социума через организацию коллективных выходов в поселковую библиотеку, экскурсий.
Результаты участия ребят данной параллели в общешкольных мероприятиях свидетельствуют о сформированных навыках публичного выступления, хорошем уровне общей организации классов, достаточном уровне культуры поведения, творческом подходе к решению поставленной задачи. Первое место в рейтинге по итогам участия классов в школьных делах является 4б класс (14 дел), на одно дело меньше у 4а и 4в классов.
В школе созданы условия для развития и реализации потенциала четвероклассников. Ученики 4-х классов имеют возможность посещать хореографический кружок, кружки «В мире книг», «Занимательная математика», «Тропинка к своему Я». Помимо того, внеурочная занятость ребят является неплохим средством профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Мониторинг внеурочной и внешкольной занятости показывает следующую картину занятости ребят:
Класс




Внеурочная занятость
11
14
16

Внешкольная занятость
13
4
6

Охват обучающихся 4-х классов дополнительным образованием выше среднего по школе (средний по школе 52,4%).
Учащихся, состоящих на внутришкольном учете, нет.

На основе анализа результатов анкетирования (приложение 1) учащихся можно отметить следующее:
Пока преобладающим мотивом обучения четвероклассников является шаблонная установка взрослого – каждый человек должен иметь образование. Если в 4а и 4б классе на втором месте личностный мотив (нравится учиться), то для 4в первый мотив является самым важным. Можно отметить, что общение с одноклассниками является значимым для 4б, 4в классов. Самый непопулярный мотив – заставляют взрослые.
Необходимо отметить, что у четвероклассников сформировано позитивное отношение к школе. Преобладающие эмоции распределяются следующим образом:
- удовлетворение от хороших оценок – 4а, 4в;
- радость от общения с одноклассниками и педагогами – 4а, 4б, 4в;
- гордость, что учусь именно в этой школе – 4а, 4б.
Если охарактеризовать типичные социальные роли учеников, то картина будет выглядеть следующим образом:
- 4а – активный участник, достойный исполнитель;
- 4б – активный участник, увлеченный зритель;
- 4в - активный участник.
Как ближайшая задача классного руководителя 5-х класса - целенаправленная работа по формированию лидерских и организаторских качеств ребят через организацию учебы и системы деятельности ученического актива.
Рейтинг базовых жизненных ценностей как результат целенаправленной работы по духовно – нравственному воспитанию выглядит следующим образом:
Класс
Приоритетные ценности


Семья – 84,21%
Здоровье – 68,42%
Дружба – 52,63%


Здоровье – 75%
Семья – 68,75%
Дружба – 43,75%


Дружба – 78,57%
Семья – 71, 43%
Здоровье – 75%

На основе данного рейтинга можно сделать вывод о результативности работы классных руководителей Калашниковой М.П., Фирсовой Л.Р., Шинаковой Т.В. по формированию нравственности. Однако вызывает тревогу, что учеба пока не является для 83, 67% проанкетированных учеников ценностью, поэтому в 5 классе классным руководителям необходимо начать именно с формирования престижа знания, ценности познавательной деятельности.
На вопрос «К кому ты чаще всего обращаешься за помощью?» большинство четвероклассников ответили:
- 1м – к родителям
- 2м – к другу, подруге
- 3м – к классному руководителю
В каждом классе есть дети, закрытые для обсуждения своих проблем с кем – либо. В 4а – 3 чел, в 4б, 4в – по 1-му.

Вывод: Калашниковой М.П., Фирсовой Л.Р., Шинаковой Т.В. удалось выстроить эффективную систему воспитательной работы и создать условия для гармоничного развития воспитанников на основе субъект – субъектного подхода.

Рекомендации:
Классным руководителям Калашниковой М.П., Фирсовой Л.Р., Шинаковой Т.В.
Подготовить развернутую характеристику класса и индивидуальную – на каждого ученика, а также провести консультацию для классного руководителя будущего 5 класса с целью прогнозирования основных направлений воспитывающей деятельности в 5 классе с учетом преемственности «начальная школа – среднее звено», форм и методов организации воспитательного процесса в классе.
Откорректировать существующую систему поощрения индивидуальных и коллективных достижений обучающихся, в том числе и через дневник.

Диаграмма 1Root Entry