Психокоррекционный комплекс упражнений для индивидуальной помощи подросткам группы риска

Психокоррекционный комплекс упражнений
для индивидуальной помощи подросткам
«группы риска»
Пояснительная записка.
Настоящий комплекс упражнений предназначен для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка.
Комплекс упражнений составлен с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. Он решает следующие задачи:
•исправление отклонений в психическом развитии подростка (эмоциональном, мотивационном, поведенческом) на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;
•формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
•обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.
Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет.
Упражнение-1: «Линия жизни».
Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни клиента. Обратить внимание клиента на его собственные ресурсы.
Возраст: со старшего подросткового возраста.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Оборудование:лист бумаги, карандаши, мелки или краски.
Инструкция:«На листе бумаги начертите горизонтальную линию. Отметьте слева крайнюю точку линии – это начало вашего жизненного пути. От этой точки по линии слева направо отложите равные отрезки, каждый из которых условно соответствует трем годам вашей жизни. Недалеко от правого конца линии отметьте точку – это сегодняшний день. Представьте, что получившаяся линия является графическим изображением вашего жизненного пути. Начните слева. Постарайтесь вспомнить первые три года вашей жизни. Возьмите карандаш(и) и раскрасьте, рассматриваемый отрезок, цветом(цветами), которые как вам кажется, смогли бы отразить основные настроения, эмоции, переживания этого периода. Проделайте то же самое со всеми остальными отрезками вашего жизненного пути».
Расспросить о цветах, в особенности о темных. Что помогло вам пережить тяжелые события? На какие ресурсы вы опирались?
Упражнение «Прошлое. Настоящее. Будущее».
Источник:Остер Дж., Гоулл П. Рисунок в психотерапии.
Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни клиента. Обратить внимание клиента на его собственные ресурсы.
Возраст: с подросткового
Форма проведения:индивидуальная.
Оборудование:лист бумаги, карандаши, мелки или краски.
Инструкция (модифицированная). «Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию и биению своего сердца. Позвольте появиться образу, который соответствует вашему состоянию сейчас, не торопите его, а просто ждите – он сам появится. Образ может быть любым: цветным, черно-белым, подвижным, статичным и т.п. Откройте глаза и попробуйте зарисовать то, что вы увидели.
После того как вы нарисовали, закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию и биению своего сердца. Позвольте появиться образу, который соответствует вашему проблемному состоянию из прошлого. Внимательно рассмотрите его, откройте глаза и зарисуйте его на том же листке.
Закончив этот рисунок – закройте глаза…Позвольте появиться образу, соответствующему вашему близкому или далекому будущему. Откройте глаза и зарисуйте на том же листе бумаги.
Посмотрите на получившийся рисунок, где в одном поле представлены образы настоящего, прошлого и будущего. Что вы чувствуете? Что бы вам хотелось добавить? Как вам кажется, что из прошлого влияет на ваше настоящее состояние? Что из прошлого, и какое представление о будущем меняет ваше настоящее состояние?».
Упражнение "Дерево чувств"
Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния.
Время: 30 минут.
Вид: Арт - схема.
Материалы: наборы цветного пластелина, влажные салфетки, листы плотной бумаги или картон для основы под пластелин.
Инструкция.
"Вспомните какое - нибудь событие или ситуацию в вашей жизни,которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту "картинку"и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.
Возьмите пластилин и начните лепить дерево. Вылепите ствол - это вы сами. Потом вылепите ветви - это различные события в вашей жизни. Их, конечно много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.
Начните лепить плоды - это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Вылепите все сочитания чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.
Внизу ствола вылепите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни - это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это - причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из - за событий, но из - за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета - это ваши мысли про эти события. Сформулируйте их и для каждой вылепите корень. Если при этом ваши чувства как - то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.
Теперь вспомните какое - то хорошее событие. и поступите с ним так же, как и с неприятным. Вылепите разноцветные плоды и корни"
Обсуждение: "Поделитесь своими переживаниями во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении."
Упражнение "Генеральная уборка"
Цель: "Инвентаризация" негативного и позитивного жизненного опыта.
Время. 40 минут.
Материалы: По 3 картонные коробки для каждого участника (например, для "сейфа" - из - под обуви, для "мусора" можно использовать картонные стаканы). можно также использовать бумажные пакеты или конверты. Листы бумаги А6 и любая бумага (для упаковки коробок), ручки, фломастеры, ножницы, скотч. Большой полиэтиленовый мешок для мусора (для сбора "мусорных коробок участников").
Инструкция.
"Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в ней перебирают все вещи. Определяют их ценность, что - то чинят, что - то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак - как - то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее.
Сейчас вы тоже наведёте генеральную убрку, только не в доме, а в собственной душе. За годы в ней накопилось много всего - это и что - то очень - очень ценное, это и что - то сломанное, треснувшее. и оно так и осталось на том же месте в вашей души, каждый раз царапая вас, когда нечаянно заденете. Это и что -то совсем уже не нужное, но всё нет времени задуматься, и так и валяется оно в центре вашей души.
Так вот время настало. Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней крупными буквами: "Мусор". Потом возьмите другую коробку и напишите на ней "Чердак", а затем возьмите третью коробку и напишите на ней "Сейф".
"Мусор " - это то, что вам совсем не нужно. и вы готовы избавиться от этого.
"Сейф" - это то, что для вас очень ценно, и вы готовы сберечь это.
"Чердак" - это то, что вам не очень - то и нужно, но как -то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.
Теперь возьмите листочки бумаги вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему - то неприятно, стыдно, обидно или даже больно - чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочке несколькими словами. А потом решите в какую коробку вы хотите их положить.
Теперь вспомните самое дорогое для вас. тоже запишите и распределите.
Подумайте, что в вашей жизни есть не очень - то и нужное, но и выкинуть это из жизни. из памяти, из души жалко. Пометьте это на листочках и поместите на "чердак". Подумайте мможет вы , что - то хотите поменять местами.
Теперь вам нужно запечатать коробки. Мусор выбросить в пакет для мусора. А остальным коробкам определите сами своё место.
Обсуждение. Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения.