Классный час. Сохраним природу России.

Нетрадиционный урок:

Тема: Сохраним природу России

Цели: расширять кругозор и знания о природе своего родного края; развивать познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.
Оборудование: рисунки с изображением растений и животных (картинки), карточки с названиями растений и животных, гербарий растений края, фонограммы с записями песен, названиями ответов, эмблемы с изображением правил поведения в природе, призы участникам и победителю.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим игру «Звездный час». Тема нашей игры «Сохраним природу России». В нашей стране приняты законы об охране природы.

Ученик.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов

Ведущий. Сегодня мы узнаем имя ученика настоящего знатока, защитника, друга природы.
Игра проводится в три тура: 1-й тур от борочный, 2-й тур полуфинал, 3-й тур финал, то есть звездный час для победителя. Всех участников игры ждут призы. Отвечая на заданный вопрос, вы будете поднимать карточку с нужным ответом. Если подходят все предложенные ответы, поднимаете три карточки. Вопросы можно пронумеровать. Тогда, выбирая ответ, учащиеся показывают число, которым обозначен правильный ответ.
За правильный ответ участники получают звезду. У кого будет больше звезд, тот переходит в следующий тур.

1-й тур отборочный.
1. Кого называют летающей кошкой: орла, сову, филина? (Сову, филина.)
2. Что не является частью природы: лес, животные, дома? (Дома.)
3. Какое из этих растений является редким и занесено в Красную книгу России: водяной орех, нарцисс узколистный? (Водяной орех.)
4. Какое из этих растений не является лекарственным: крапива, колокольчик, василек? (Колокольчик.)
5. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых: полынь, ромашка, подорожник? (Подорожник.)
6. Кого на свете больше всех: насекомых, растений, животных? (Насекомых.)
7. Назовите перелетную птицу: ворона, воробей, ласточка? (Ласточка.)
8. Что ест зимой жаба: насекомых, водоросли, ничего? (Ничего. Зимой она спит.)
8. Какой у нас самый маленький зверек: мышь, землеройка, хомяк? (Землеройка. Длина землеройки 3,5 см.)
9. Жителем какой природной зоны является лемминг: тундры, пустыни, степи? (Тундры.)
10. Назовите растение субтропических лесов: морошка, голубика, магнолия? (Магнолия.)
Подведение итогов 1-го тура. Два игрока выбывают из игры.

2-й тур полуфинал.
1. Назовите самого прожорливого хищника планеты: стрекоза, крокодил, тигр?
(Стрекоза. Она за один день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

·2. Какого жука называют опасным преступником: жука-оленя, колорадского жука, майского жука? (Колорадского жука.)
3. Какая из этих змей занесена в Красную книгу края: гадюка, анаконда? (Гадюка.)
4. Все ли эти птицы занесены в Красную книгу: скопа, поползень, сорока? (Нет, не все. Птиц скопа становится все меньше из-за вырубки лесов, сокращения рыбных запасов, влияния ядохимикатов.)
5. Какое из этих насекомых приносит ущерб хозяйству человека: божья коровка, пчела, долгоносик? (Долгоносик.)
6. Какие из этих животных занесены в Красную книгу и являются редкими: кавказский медведь, кавказский олень, снежный барс? (Все эти звери водятся в горах Карачаево-Черкесии и занесены в Красную книгу.)
7. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок.
Какое настоящее название гриба: сморчок, лисичка, гриб-дождевик? (Гриб-дождевик.
Каждый год на 1 гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.)
8. Какие птицы едят грибы: трясогузка, ворона, глухарь? (Глухарь.)
9. Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы? (В гору, так как передние лапы у зайца
короче задних.)
10. Подберите знак к названному правилу поведения в природе.
Не будем:
ломать ветви деревьев и кустарников;
повреждать кору деревьев;
рвать в лесу, на лугу цветы;
сбивать грибы, даже несъедобные.







К предложенному знаку найдите его словесное описание.

Не будем:
ловить диких животных и уносить их домой (3);
обрывать в лесу паутину и убивать пауков (1);
разорять муравейники (2).
11. В какой природной зоне растет кедр: в тундре, тайге, степи? (В тайге.)
Подведение итога 2-го тура. Остаются два участника.

Музыкальная пауза.
Учащиеся исполняют песню «Зеленый мир»
(сл. Ю. Полухина, муз. М. Парцхаладзе).
Погляди на леса и поля,
Погляди, как прекрасна земля!
Кроны сосен и птиц голоса
Здесь на каждом шагу чудеса.
Припев:
Даже если объехать целый свет,
На земле лучше края нет.
Этот зеленый мир,
Этот волшебный добрый мир
Он мне навеки мил.
На заре у опушки лесной
Умывается белка росой,
Шепчет сказки задумчивый лес...
В нем немало таится чудес!
Припев.

3-й тур финал.
За одну минуту напишите как можно больше слов, используя только буквы из слов «окружающий мир».
Подведение итога 3-го тура.
Награждение победителя, предоставление ему слова.
Ведущий. Послушайте песню «Красная книга» (сл. Б. Дубровина, муз. Д. Тухманова).

Эта песня призыв к разуму и совестикаждого живущего на планете.

15