МАСТЕР-КЛАСС «Формирование интонационной стороны речи педагога и правильного речевого дыхания»

МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»


















МАСТЕР-КЛАСС
«Формирование интонационной стороны речи педагога
и правильного речевого дыхания»














Подготовила учитель логопедической коррекции Загдай Е.В.

МАСТЕР-КЛАСС
«Формирование интонационной стороны речи педагога
и правильного речевого дыхания»

Цель:
ознакомление воспитателей с особенностями интонационной стороны речи, проведения дыхательной гимнастики с детьми, обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики
Задачи:  - формировать умение использовать приёмы работы над интонационной стороной , проведения дыхательной гимнастики в работе с детьми;
- показать значение дыхательной гимнастики как одного из средств профилактики респираторных заболеваний, а также этапа в коррекции произношения свистящих, шипящих звуков, звука [Р]. 

Оборудование:
Вертушки, султанчики, комочки ваты, клубочки, помпоны, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, цветные карандаши, листья, цветы, бабочки, кубики, детали конструктора «лего», свистки, яйца от киндер-сюрпризов, корзина, музыкальные инструменты, шарики, мыльные пузыри, коробка «Фрукты».
План проведения мастер – класса 
Понятие «интонация». Компоненты интонации.
Дыхательная гимнастика как форма оздоровительной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. 
Особенности проведения дыхательной гимнастики. Методические рекомендации и приёмы.
Мастер-класс по использованию пособий для дыхательной гимнастики.

Уважаемые коллеги, сегодня на мастер – классе я предлагаю вам освежить свои знания о голосе, интонации, дыхании, дыхательной гимнастике, вспомнить приёмы выполнения и методические требования, предъявляемые к дыхательным и интонационным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, умения в работе с детьми.
Как устроена человеческая речь? Не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Из звуков речи складываются слова, из слов – предложения, а из предложений - тексты. Что же служит «раствором», объединяющим эти кирпичики в единое целое – связную, осмысленную устную речь? Это – интонация. Она объединяет высказывания; выделяет наиболее важные части текста; передаёт подтекст сообщения, не выраженный словами; определённым образом характеризует самого говорящего и его отношение к тому, о чём он говорит; делает речь выразительной; придаёт различным текстам различную художественную окраску.
С помощью интонации говорящий не только передаёт свои эмоции, но и оказывает эмоциональное и волевое воздействие на слушающего, интонационно выражая побуждение, просьбу, приказ, вопрос, приглашение, убеждение. Интонация необходима для того, чтобы могла осуществиться важнейшая функция речи – коммуникативная, чтобы речь действительно стала средством общения людей.
Думаю, все согласятся со мной, что в работе педагога интонация играет важную роль. т.к. именно она является связующим звеном в коммуникативном процессе (педагог-педагог, педагог-ребёнок, педагог-родитель-ребёнок). Поэтому ему необходимо:
умение владеть своей интонацией при общении, на занятиях, для повышения эффективности своей работы;
умения воспринимать, понимать и оценивать личностные проявления собеседника (ребёнка или взрослого), чтобы найти правильный подход;
умения подстраиваться под коммуникативный лад собеседника (во время индивидуального разговора с родителем, с детьми), чтобы достигнуть взаимопонимания;
умения заинтересовать слушателей: если сам педагог не испытывает и не высказывает никаких эмоций из-за неумения и незнания основных правил выступления, или неуверенности и страха перед аудиторией. (Например: если вы будете проводить выступление формально, ваша аудитория заснет, если почувствует враждебность – будет с неприязнью относиться к вам, если ощутит отношение сверху вниз – откажется от любого вашего предложения, каким бы выгодным и интересным оно не было),
умения беречь и развивать свой рабочий инструмент – голос.
Можно ли этому научиться? Как развить и улучшить эти умения? Для начала разберём, что же образует интонацию? Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:
- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. К.С.Станиславский считал мелодику основой интонации. В своей книге «Работа актёра над собой» он так образно описывает различные типы мелодики разных знаков препинания: точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие звуковые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего назначения.
В самом деле, отнимите от точки её финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймёт, что фраза окончена, и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «квакание», и слушающий не поймёт, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. Во всех этих интонациях есть воздействие на слушающих;
- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Обычной разговорной речи соответствует темп 5-6 слогов в секунду. В целом темп речи характеризует:
1) индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки;
2) его социальный статус
3) эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.);
4) отношение говорящего к слушающему (например, если говорящий хочет донести информацию до собеседника, он взвешивает каждое слово, и от этого темп его речи замедляется) и т.д.
- ритм - последовательное чередование ударных и безударных элементов речи через определённые промежутки речи.
Ярче всего ритм выражен в стихах, менее - в прозе, ещё менее - в разговорных диалогах.
Ритм упорядочивает речь.
Об аритмии речи Станиславский писал: «Нервность говорящего, торопливость, выплёвывание целых фраз, неясное произношение не только раздражает слушающих, но и злит, т.к. заставляет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли»;
- фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.
Станиславский подчёркивал, что нельзя все слова во фразе произносить с одинаковым ударением: «Надонаучить снимать ударения там, где они не нужныЧтоб стушевать фразу, нужна нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений, не простая, а особая, исключительная выдержка и уверенность. Вот что внушает спокойствие и уверенность слушающим. Ясно выделяйте главное слово и пропускайте легко, чётко, неторопливо то, что нужно лишь для общего смысла, но что не должно выделяться»;
- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса), – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (Например, когда человек отдаёт приказ, то у него в голосе «звенит металл», когда он произносит угрожающие слова, голос становится хриплым, напряжённым, во время просьбы голос звучит мягко, вкрадчиво и т.д..) Эти изменения тембра усиливают эмоциональное воздействие на слушающего;
- пауза – временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза служит уму, а психологическая - чувству;
- сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Голосовая и интонационная гимнастика
Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.
Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосового аппарата, необходимо под руководством специалиста овладеть методами правильной голосоподачи и, с особой тщательностью, соблюдать строгий голосовой режим.
Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя. Далее приводим комплекс упражнений, позволяющих развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо-речевые навыки.
Цель: развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ:
Работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с тёплым выдохом);
Не следует допускать горлового и других призвуков;
При выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, чёткость артикуляции, равномерное распределение выдоха.
Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса.
«Голосовая лесенка». Произносить гласные звуки и слоги, повышая(понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге)
«Колыбельная». Полунапевно произносить гласный звук, изменяя высоту голоса. «Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения:
а а а
а а

Интонационные упражнения.
1. Произносить гласные с разной интонацией. Изобразить:
Удивление
Ответ на удивление
Восторг
Спокойствие
Категоричность
Вопрос
Задумчивость
Скорбь
Дерзость
Сожаление
Просьбу
Страх
Объяснять
Сказать комплимент
Произносить пословицы, чистоговорки, скороговорки с различной интонацией (например, Не красна изба углами, а красна – пирогами)
2. «Звукоподражательное изображение животных». Представить себя каким-нибудь животным и воспроизвести его пластику и голос.
3. Короткий диалог на заданную тему: «Здравствуй! Мне приятно тебе сказать»

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи.
Различают три типа голосообразования (голосовой атаки).
Придыхательный – когда смыканию голосовых складок предшествует прохождение воздушной струи, при этом они вовлекаются в работу постепенно и медленно, обеспечивая спокойное образование звука.
Твёрдый – плотно смыкаются голосовые складки, перекрывая дыхательные пути, давление воздуха под ними резко увеличивается, воздушная струя толчком размыкает их.
Мягкий – дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука.
Упражнения для формирования навыка мягкой голосоподачи. Проговаривать фразы, гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).
«Ах! Какое яркое солнце!»
«Ох, ну и крепкий мороз!»
«Ух, какая тяжёлая сумка!»
Работа по развитию голоса и интонации трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям.
Интонационной выразительности, сохранению плавности речи, поддержанию соответствующей громкости речи, четкому соблюдению пауз способствует правильное речевое дыхание.

Дыхание – главная функция человеческого организма, основа речи. Что же такое процесс дыхания?
Можно долгое время обходиться без пищи, без воды, но без дыхания жизнь прекращается через считанные минуты. Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Правильное дыхание также важнейшее условие правильной речи. первой «ступенькой» в работе над выразительностью речи является развитие физиологического и фонационного дыхания. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объём воздуха, который, проходя постепенно, струёй через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным. Важно бережно относиться к дыхательному аппарату: нельзя работать в состоянии простуды, нельзя допускать перенапряжения и переутомления голосового аппарата, необходимо использовать для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить негромко, пользоваться короткими, лаконичными фразами. Необходимо «разогревать» и «остужать» свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику.
Я хочу прочесть Вам слова Александры Николаевны Стрельниковой, автора знаменитой парадоксальной дыхательной гимнастики.
Она говорила: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Интерес для современных ученых представляет изучение возможности применения дыхательных упражнений для оздоровления больных и ослабленных детей, а также благотворное влияние этих упражнений на организм здорового ребенка.
Специалистам известно о тесной взаимосвязи процесса артикуляции с образованием голоса и дыханием. Коррекция речи детей логопедом предполагает одновременную работу по всем этим направлениям. И если над простановкой звуков и работой над голосом занимается исключительно логопед, то по работе над дыханием пальма первенства может быть по праву передана учителям и воспитателям, так как в условиях классно-урочной системы и группы (при правильной организации) дыхательная гимнастика проходит намного интереснее и эффективнее, чем в условиях индивидуальной ограниченной во времени коррекционной работы логопеда.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм, придать воздушной струе правильное направление. Научив ребёнка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от насморка, кашля, гриппа, ангины. 
Методические рекомендации:
при выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3–5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций;
не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при вокальных упражнениях,
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки;
одежда ребенка не должна стеснять его движения;
помещение должно быть хорошо проветренным;
осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя;
воздух набирать через нос;
выдох должен быть длительным и плавным.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного приёма пищи.. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Работа строится от простого к сложному.
Сначала учим ребёнка дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку:
«Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд простое упражнение (воспитатели повторяют это упражнение 4-5 раз).
Затем учим делать вдох через одну ноздрю, а выдыхать через другую.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания.
Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения экономично расходовать его в процессе говорения.
Многие дети не умеют рационально расходовать речевой выдох и вдыхают дополнительно перед каждым словом. Это приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, речь невнятная, малоразборчивая.
Необходимо формировать длительный плавный ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка.
Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха. Давайте и мы с вами попробуем это на себе, чтобы научить детей (воспитатели проделывают упражнение задержки дыхания).
На этом этапе часто подключают в помощь руки. Вдох – руки быстро поднимаем вверх, выдох - руки медленно опускаем вниз. Руки взрослого становятся для ребёнка ориентиром времени выдоха. Необходимо добиваться, чтобы соотнесение по времени вдоха-выдоха было 1/5, а затем 1/12, и даже 1/20.
(педагоги проделывают и это упражнение).
Речевые задания дают с постепенным усложнением: вначале на материале отдельных звуков, затем слов, фраз, предложений, коротких стихотворений, долгоговорок, чистоговорок, загадок. Все задания выполняют вначале по показу, затем – по словесной инструкции.
Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Сначала произносим один гласный на одном выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков.
Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки, подражая разным животным или насекомым (жук, комар и т.д.)
Речевая дыхательная гимнастика. На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.
1) Слоги на одном выдохе (от 2 до 5)
па по пу пы пэ
и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.

2)Слова на одном выдохе
Так называемые автоматизированные ряды, то, что ребёнок называет не задумываяся, не ошибаясь:
-счет до 5, до 10
-дни недели
-времена года
-названия месяцев.
Давайте попробуем произнести название месяцев на одном выдохе.
Итак, вдох – начали!
3) Фразы на одном выдохе
Пословицы:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Загадки:
Лежал, лежал да в реку побежал. (Снег)
4) Произнесение предложений на одном выдохе под мяч
Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.
Предложения с наращиванием в 1 слово.
5) Чтение стихотворения, сопровождая каждое слово броском мяча об пол.
Если проделывать это упражнение правильно, не совершая добора воздуха, то речевый выдох значительно увеличивается.
Сравним: «Идёт, бычок, качается» и с мячом, отбивая каждое слово мячом о пол.
Параллельно с формированием речевого дыхания идет формирование направленной воздушной струи. Для произнесения [Л, Л*] нужна воздушная струя, расходящаяся по обеим сторонам языка. (произнесите звук Л)
При произношении значительного количества звуков требуется выход воздушной струи через середину ротовой полости (по центру языка), и в этом принимают участие губы, щёки, язык,
Поэтому особое внимание уделяют формированию направленной по желобку воздушной струе.
У воспитателей может возникнуть вопрос: у нас и сон, и самоподготовка, занятие, прогулка. Где найти время? Требование современности – здоровьесбережение, здоровьеобогащение. Но при этом призыв не перегружать детей.
Даём подсказку: дыхательную гимнастику со здоровым ребёнком можно проводить практически везде и всегда, за исключением времени после приёма пищи и температуры воздуха ниже +12С.
Одна из самых сложных задач – развитие диафрагмального дыхания, может быть решена в игровой форме в комфортной для ребёнка обстановке – лёжа в кровати.
Упражнение «На горке» или «Покачай игрушку»
Ребёнок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается). Если упражнение выполняют лёжа, ребёнку можно предложить положить на живот маленькую мягкую игрушку. При вдохе она будет подниматься на животе, а при выдохе – опускаться.
Попробуем выполнить это упражнение стоя. Приготовились. Начали.(дых. упр.)
Существует огромное множество приспособлений для проведения дыхательной гимнастики. Некоторые из них представлены у нас.
«Курочка Ряба». Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.
Курочка Ряба яички снесла,
Ребят к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить, в корзину собрать.
«Колобок». В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (жёлтому шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
Колобочек – колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
«Музыкальные инструменты» Игра на дудочках, губных гармошках, свистульках приносит пользу и способствует развитию ритма, слуха, выработке сильной воздушной струи. Но не забываем о том, что инструменты должны быть или индивидуальными, или их необходимо обрабатывать в специальном физрастворе.
Уважаемые коллеги, выходите на середину класса и на некоторое время вы станете детьми, поиграем с вами.
Играем в игры которые представлены на столах. Но сначала поиграем в кругу.
«Фокус»
Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука Р. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
«Бабочка» (листочек, снежинка)
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»
«Футбол» или «Забей мяч в ворота»
И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
«Греем руки»
Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая, значит звук С произносится правильно. При произнесении звука Ш «ветерок» тёплый, «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.
«Кто спрятался?»
На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.
Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи в соответствии с темой занятия.
И в заключении я хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами, переговорить со школьными медиками. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
На сегодняшний день основной принцип современной жизни - поддержание нормальных отношений между людьми, стремление избежать конфликтов. При общении с родителями важно научиться владеть доброжелательной, но чётко осознаваемой официальной интонацией. В профессиональной речи педагога недопустимо проявлять личное негативное отношение к детям и их родителям. Поэтому важно уравновесить речь вежливостью, деликатностью и чувством меры. Тон выступления и ответов педагога должен быть плавным и естественным, но никак не игривым.
Нужно быть учёным, но не педантом, весёлым, но не производить шума, вежливым, но не лебезить. Достичь этого возможно при желании, усердии и тренировке. Благодаря чему ваша речь станет более выразительной, работа более интересной, а взаимопонимание между сотрудниками и родителями воспитанников улучшится.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики, в кабинете готова картотека дыхательных и голосовых упражнений.
Литература
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей /.М.: АСТ: Астрель/, 2008.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей /.М.: АСТ: Астрель/, 2006. -
Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Орлова О.С. Нарушение голоса у детей: учеб.-метод. пособие/ М.: АСТ: Астрель: Транзикнига, 2005.- 125с.
Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Практическое руководство для заикающихся и логопедов. М.: АСТ: Астрель, 2009.
Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. М.: АСТ Астрель, 2009.

15