ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Ольга Вячеславовна Семибратова, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» г. Серпухов
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Следовательно, главная задача современного педагога – научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Путь поиска, исследования труден. Как разбудить врожденную потребность в познании у детей? Как заинтересовать их быть в постоянном поиске? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Это - вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности. Цель моей профессиональной деятельности - сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса.
На основании Закона РФ «Об образовании» и ФГОС основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;
формирование информационной культуры личности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ни для кого не секрет, что объяснительно - иллюстративный метод работы с выборочным опросом не позволяет ученику стать живым участником образовательного процесса. Необходимо использование технологий, которые способствуют проведению интересных уроков и проектированию учебной деятельности, позволяющей получать требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования я как учитель истории и обществознания внедряю в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:
технология компетентностно - ориентированного обучения (например, метод проектного обучения);
информационно-коммуникационные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей.
Метод проектного обучения
Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Приоритетной считаю воспитательную направленность своей работы. Для меня главными задачами работы являются:
1. воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся, способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за результаты общего труда;
2. воспитание уважительного отношения к информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей.
Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Организацией проектной деятельности занимаюсь 5 лет. Учащимися разрабатываются творческие, информационные проекты по истории, краеведению, праву.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
При организации урока с использованием ИКТ планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетаю работу на компьютере с обсуждением. Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Поэтому считаю необходимым использовать ЭОР на современном уроке необходимо! Важно применять их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Применение ИКТ на уроке продемонстрировало:
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
2. осуществление индивидуального подхода в обучении;
3. расширение объёма предъявляемой учебной информации;
4. обеспечение гибкости управления учебным процессом;
5. улучшение организации урока;
6. повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
7. повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Научно-исследовательские работы с учениками.
Показателем успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности учащихся являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование - положительный результат деятельность педагога. Факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Я отвечаю за краеведческое отделение школьного научного общества. Все работы мы защищаем с помощью презентаций. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала обязательно носит проблемно-поисковый характер.
Подводя итог, хочу сказать, что чем раньше у учителя появиться потребность активно пользоваться Интернетом, чем быстрее он научиться применять новые технологии, а также создавать собственные информационные продукты тем быстрее его встречи с учащимися станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам. Я желаю всем творческих успехов!
Список использованных источников
1.http://www.zavuch.info/
2.http://pedsovet.org/