Планирование внеурочной деятельности Умники и умницы


Календарно-тематическое планирование кружка «Умники и умницы» 3 а класс
№ Тема занятий Кол-во часов Описание примерного содержания занятий план факт
1-2 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Зрительный диктант (вводный урок) 2 Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Ориентироваться в пространстве листа.
Выделять закономерности, завершать схемы. 3-4 Развитие внимания. Тренировка внимания.
Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Антонимы.
Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
5-6 Тренировка зрительной памяти.
Комбинаторные задачи. Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, ребусы.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру. 7-8 Тренировка слуховой памяти.
Логически-поисковые задания.
Антонимы. 2 Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Ориентироваться в пространстве листа.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Различать предметы по цвету, форме, размеру. 9-10 Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Решение любой математической задачи с помощью «таблицы с шапочкой» 2 Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Ориентироваться в пространстве листа.
Выделять закономерности, завершать схемы. 11-12 Мозговая гимнастика. Поиск закономерностей. 2 Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Объяснять значение слов и выражений.
Демонстрировать чувство времени, расположенности в пространстве. 13-14 Совершенствование воображения.
Задания со спичками. 2 Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. 15-16 Развитие быстроты реакции.
Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Ориентироваться в пространстве листа.
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. 17-18 Разминка. Логически-поисковые задания.
Развиваем внимание. 2 Выделять черты сходства и различия
Находить и выделять признаки разных предметов.
Узнавать предметы по их признакам.
Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. 19-20 Тренировка зрительной памяти.
Магические квадраты. 2 Составлять пословицы из частей.
Давать несложные определения понятиям.
Определять на глаз размеры предмета. Объяснять значение слов и выражений. 21-22 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Магические квадраты (составление) 2 Выделять закономерности, завершать схемы.
Давать несложные определения понятиям.
Объяснять значение слов и выражений.
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. 23-24 Совершенствование мыслительных операций. Тренировка зрительной памяти. Работа над фразеологизмами. 2 Излагать свои мысли ясно и последовательно.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.
Составлять загадки, ребусы, кроссворды.
Составлять анаграммы. 25-26 Находим закономерности. Магический квадрат. 2 Объяснять значение слов и выражений.
Объяснять смысл фразеологизмов.
Называть предметы по описанию. 27-28 Совершенствование воображения.
Разгадывание ребусов. 2 Составлять и преобразовывать фигуры.
Составлять задачи.
Ориентироваться в пространстве листа. 29-30 Развитие быстроты реакции.
Работа над фразеологизмами. Составление ребусов. 2 Определять на глаз размеры предмета.
Объяснять смысл фразеологизмов.
Выделять закономерности, завершать схемы. 31-32 Мозговая гимнастика.
Развиваем зрительную память. Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. 33-34 Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.
Занимательная геометрия. 2 Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Описывать признаки геометрических фигур.
Объяснять закономерности. 35-36 Логически-поисковые задания. Фразеологизмы. 2 Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. 37-38 Совершенствование воображения. Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. 39-40 Поиск закономерностей.
Анаграммы. Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. 41-42 Конкурс эрудитов №1. 2 Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. 43-44 Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. 45-46 Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. 2 Развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Формирование жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. 47-48 Развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Синонимы. Сравнения. 2 Тренируем мышление. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. 49-50 Ребусы. Совершенствование воображения. 2 Разгадывание и составление ребусов. Работа над фразеологизмами: закончить фразу, заменить фразеологизмом. 51-52 Учимся решать, стараясь рассуждать. 2 Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. 53-54 Анаграммы. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. 2 Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. 55-56 Развитие зрительной памяти.
Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы. 2 Увеличение объема зрительного и слухового запоминания, развитие смысловой памяти, восприятия и наблюдательности, рационального использования сил и времени. 57-58 Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.
Комбинаторные задачи. 2 Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. 59-60 Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Фразеологизмы. 2 Развитие воображения:
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды). 61-62 Поиск закономерностей. Развитие аналитических способностей. 2 Развитие воображения:
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; 63-64 Конкурс эрудитов №2. 2 Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию. 65-66 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.
2 Складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствование воображения, работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). 67-68 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Игра «Умники и умницы». 2 Развитие умения работать над исследованием. Учить сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).