Статья Контроль за состоянием частоты сердечных сокращений на уроках физической культуры


Контроль над состоянием организма на уроках физической культуры
Урок физической культуры не мыслим без физической активности. Но и степень физической активности может быть разная в зависимости от типа урока: разучивание нового материала, закрепление материала и совершенствование разученного двигательного действия. Моторная плотность урока напрямую зависит от типа урока. На уроках закрепления и совершенствования разученного материала учащиеся могут сильно утомляться. Различный уровень физических способностей и физической подготовленности требует более внимательного отношения учителя к самочувствию обучающихся.
Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.
Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, нарушением координации и точности, согласованности и ритмичности движений, гиперемией кожных покровов, отдышкой, повышением частоты сердечных сокращение.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни.
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени быстрее приводят к утомлению.
Легко контролировать самочувствие учеников, следя за частотой сердечных сокращений (ЧСС). Простота способа заключается в том, что не требуется специального оборудования и большого времени. Пульс человека в состоянии покоя равен 70—80 уд/мин. Пульс во время физической нагрузки и после нее учащается до 170 уд/мин и более, но через 5—6 мин восстанавливается. При возникновении утомления скорость восстановления возрастает. Поэтому стоит дать больше времени для восстановления, либо регулировать нагрузку, ведь выполнение упражнения на фоне утомления не даст должного эффекта. Чем здоровее и тренированнее человек, тем быстрее пульс возвращается к исходной величине.
Во время выполнения нагрузки необходимо постоянно следить за состоянием детей. Никогда не стоит пренебрегать самочувствием учеников.