Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности


Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Сиюткина Надежда Владимировна
Ишим, Российская Федерация
В решении социально - экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательные способности. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательных способностей. В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса. Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.
Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.К. Енисеева, В.И. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, где успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные способности детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя.
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.
Проблема состоит в том, что учитель в современной начальной школе в настоящий момент находится в сложной ситуации, так как он не до конца определен с выбором такой программы, которая удовлетворяла бы требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а именно, сочетала в себе воспитательные элементы и развитие познавательных способностей. Решение данной проблемы мы видим в реализации программы "Развиваемся и познаем вместе", которая была разработана в результате исследования на тему: "Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности".
Программа «Развиваемся и познаем вместе» основана на ФГОС второго поколения, основная цель которой - развитие познавательных способностей младших школьников. В содержание занятий во внеурочной деятельности мы включили работу по развитию познавательных способностей через работу в группах. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие.
Новизна программы «Развиваемся и познаем вместе» состоит в том, что она строится с использованием модульных технологий, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей: значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Работа в группах предполагает обмен информацией друг с другом в непринужденной обстановке.
Целью программы является развитие познавательных способностей детей во внеурочной деятельности с использованием модульных технологий.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи, которые мы разделили на 3 категории: обучающие, развивающие, воспитательные. К обучающим относятся такие задачи, как формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей. К развивающим: формирование и развитие логического мышления; развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.); развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); развитие речи и словарного запаса учащихся; развитие быстроты реакции. К воспитательным: формирование положительной мотивации к учению; формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; формирование умения работать в группе.
В результате обучения по программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; увеличить скорость и гибкость мышления; выделять существенные признаки и закономерности предметов; сравнивать предметы, понятия; обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; концентрировать, переключать своё внимание;  развивать свою память; улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно
моторной координации; уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; самостоятельно выполнить задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать; находить несколько способов решения задач; работать в группе.
Программа строится на следующих принципах: принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур; принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета; принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты; возможность свободного самоопределения и самореализации; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Основные методы, которые лежат в основе программы - проблемный и исследовательский.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов в неделю: 1 час.
Время занятия: 35 минут.
Общее количество часов: 25 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п Название модуля и занятий Количество часов
1. Модуль 1.
Геометрические фигуры и их свойства 8
1.1 Многоугольники. 1
1.2 Четырёхугольники. 1
1.3 Виды четырёхугольников: трапеция, ромб. 1
1.4 Плоские фигуры и объёмные тела. 1
1.5 Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. 1
1.6 Окружность и круг. 2
1.7 Деление окружности на 4, 6 равных частей. 1
2. Модуль 2.
Закономерности 7
2.1 Выявление закономерности расположения чисел. 1
2.2 Продолжение ряда чисел на основе закономерностей их расположения. 1
2.3 Решение магических квадратов сложения с трёхзначными числами. 1
2.4 Правило магического квадрата вычитания. 1
2.5 Правила магических квадратов умножения и деления. 1
2.6 Решение магических квадратов. 2
3. Модуль 3.
Нумерация 2
3.1 Знакомство с нумерацией чисел класса тысяч. 1
3.2 Поразрядное сравнение многозначных чисел. 1
4. Модуль 4.
Нетрадиционные задачи 8
4.1 Задачи со сказочным сюжетом 2
4.2 Составление задач с литературным содержанием. 2
4.3 Возраст и время в задачах. 2
4.4 Решение задач на геометрической основе путём сравнения исходных данных. 2
Чтобы доказать эффективность программы «Развиваемся и познаем вместе» была проведена опытно - экспериментальная работа по изучению познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «Б» контрольную (по 11 человек в каждой).
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап - формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап – контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня познавательных способностей у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – объем памяти менее 4 единиц; мышление развито плохо, ребенок не может найти сходство и различия между понятиями; внимание непроизвольное, не может удерживать в течении длительного времени; воображение - коэффициент оригинальности (Кор) меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – объем памяти от 4 до 7 единиц; мышление на среднем уровне, ребенок может найти сходство и различия между понятиями, но с небольшими ошибками; внимание произвольное, может удерживать в течении короткого промежутка времени; воображение - Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – объем памяти от 7 до 10 единиц; мышление развито хорошо, ребенок находит сходство и различия между понятиями быстро, легко ориентируется при выполнении задания; внимание произвольное, может удерживать в течении длительного времени; воображение - Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа
Уровни Контрольная группа 3 «А» Экспериментальная группа 3«Б»
Высокий 18.2% - 2 человека 27.2% - 3 человека
Средний 54.5% - 6 человек 36.4% - 4 человек
Низкий 27.3 % - 3 человека 36.4% - 4 человек
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности через использование модульных технологий. Занятия с применением модульной технологии проводятся после изучения на уроках математики определенного раздела темы во внеурочной деятельности в качестве повторения и закрепления материала. Программа состоит из 4 модулей. Ценность таких занятий заключается в том, что на их материале ученик самостоятельно проверяет и оценивает себя и свои знания, что приводит к адекватной самооценке.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует логическое мышление ученика. Задания помогают формированию целостного представления о предмете, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание.
Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей хорошо развиты познавательные способности. Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение. Поэтому мы старались поощрять детей во время выполнения заданий.
Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.
Для того, чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия с использованием модульных технологий, мы провели контрольное исследование.
Таблица 2.
Результаты контрольного этапа
Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий 27.2% - 3человека 45.5% - 5 человек
Средний 36.4% - 4 человека 45.5% - 5 человек
Низкий 36.4 % - 4 человека 9% - 1 человек
Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.
Сравнение результатов уровня развития познавательных способностей до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где проводились традиционные занятия не произошло значительных изменений в уровне развития познавательных способностей: количество детей с низким уровнем с 27.3% детей (3 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей со средним уровнем уменьшилось с 54.5% детей (6 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательных интересов увеличился с 18.2%( 2 чел.) до 27.2% детей (3 чел.).
В экспериментальной группе, проводились развивающие занятия с использованием модульных технологий произошли существенные изменения в уровне развития познавательных способностей. Низкий уровень развития познавательных интересов с 36.4% детей (4 чел.) уменьшился до 9% (1 чел.), средний уровень уменьшился с 36.3% детей (4 чел.) до 45.5% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательных интересов вырос с 27.2% детей (3 чел.) до 45.5% детей (5 чел.).
Таким образом, используя модульные технологии на занятиях в начальной школе, можно целенаправленно развивать познавательные способности у детей младшего школьного возраста. Анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия с использованием модульных технологий, разработанные нами, являются эффективным средством развития познавательных интересов младших школьников.