Программа воспитательной работы Новое поколение для 10-11 класса


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Администрация города Нижнего Новгорода Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 с углубленным изучением отдельных предметов ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (участники: учащиеся 10 - 11 класса) срок реализации: 20 1 3 - 201 5 г. Автор программы Классный руководитель Прибега Галина Дмитриевна Нижний Новгород 201 3 Паспорт программы Наименование программы «Новое поколение» Срок реализации пр о граммы 200 1 3 г. – 201 5 г. Основные разработч и ки программы Прибега Галина Дмитриевна , классный руководитель, учитель иностранного языка Цели и задачи пр о граммы, важнейшие целевые показатели Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражд анской позицией. - Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. - Формирование гражданско - патриотических качеств личности. - Воспитание желания и стремления у учащихся к сам о познанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. - Формирование культуры здор овья. Перечень основных направлений - Гражданско - патриотическое воспитание «Я – гражданин России » - Нравственное воспитание «Я - человек и личность» - Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир» - Физическое воспитание и здоровый образ жизни « Здоровый образ жизни» - Эстетическое воспитание «Мир прекрасного» . - Трудовое воспитание - Ученическое самоуправление « Совет старшекласснико в» Исполнители Классный руководитель Система организации контроля за выполн е нием программы Общее руководство прогр аммой осуществляет заместитель директора лицея по воспитательной работе. Контроль за реализацией разделов, направлений програ м мы осуществляет администрация лицея Пояснительная записка . Воспитание – великое дело: им решается судьба ч е ловека. В. Бели н ский Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бе с конечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как л ичности, ребенок испытывает взаимодействия со ст о роны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии пед а гога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленн ая цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Нево з можно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне ко н кретной воспитательной системы школы. Воспитание д олжно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятел ь ность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность восп и танников без воспитателей, а как общая творческая бескорыс тная и самоотверженная з а бота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе п о знания и преобразования окружающей деятельности. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на колле к тивной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают усл о вия для формирования си стемы воспитательной работы и определяют роль, функции, ц е ли, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспит а ния членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является ―живым‖ систе м ным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально - педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Цель и задачи программы воспитания. Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколен ие» является воспитание духовно - нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и а к тивной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы . В соответствии с поставленной целью определены задачи программы вос питания: 1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. 2. Формирование гражданско - патриотических качеств личности. 3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. 4. Формирование культуры здоровья. Основные принципы программы воспитания «Новое поколение». Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную су щ ность отношений классного руководите ля и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально - активную, нравственно и физически здоровую ли ч ность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являю т ся:  Принцип целостности в воспитании. Надо научить ся понимать и принимать р е бенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общ е ства и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о зд оровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руков о дителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.  Принцип воспитания творческой личности ребенка . Все дети талантливы, тол ь ко талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исхо дная позиция классн о го руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенц и ал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулир о вание внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих сп о собносте й.  Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся . Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создает ся обстановка, при которой каждый реб е нок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята выр а батывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей соци альной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое с а моуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.  Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике гла в ным субъектом воспита ния является сам ребенок, поэтому одним из важных усл о вий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправле н ные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их ре а лизации.  Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависяще е для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты х о чешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает». Рекомендации по реализации программы воспитания «Новое поколение». Для реализации программы в данном классном коллективе на иболее эффективн ы ми будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, п о ходы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми. Классный руководит ель постоянно взаимодействует с культурно - досуговым центром, центром туризма, детской музыкальной школой, библиотеками, спортивной шк о лой, домами творчества. Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. Пр ограмма рассчитана на период 201 3 - 201 5 годы. В процессе реализации програ м мы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и ан а лиза работы на каждом этапе), а также включаться новые Научно - методическое обеспечение программы воспитания «Новое пок оление» Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно - популярной литературы, материалы периодич е ских изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школ ьными службами: социально - психологической, медицинской, администр а тивно - хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учрежд е ниями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организа циями и т.д. Работать в методическом объединении классных руководителей. Направления реализации программы «Новое поколение» 1. Развитие индивид у альных творческих способностей учащи х ся. 2. Форми рование гра ж данско - патриотических качеств личности. 4.Формирование культуры здоровья. О б щ е н и е Спорти в н о - краеве д че ский туризм 3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовосп и танию, самосовершенств о ванию. Раб о та с сем ьей Тво р ч еская деятел ь ность Форм и р ование здоров о г о о б раза жизни Сотру д н ичество с псих о лог ич е ской службой лицея Д о су г о ва я де я те льно сть Д у хов но - нра в ст ве н ное разв и т ие Инте лле к туал ь ное разв и т ие Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией С Х Е М А взаимодействия класса с учреждениями и организациями города по реализации программы «Новое поколение» ) КЛАСС ФОК ЗАРЕЧЬЕ ЦДОД кинотеатр СДОСШОР №7 милиция ОДН КДН Детский клуб «Парус» Библиотеки района Воспитание духовно раз витой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией ЦРК «Исток» Этапы реализации Этапы Сроки класс Задачи этапа 1 этап 201 3 - 201 4 10 1. Формирование стремления к развитию совершенств о ванию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в орган и зации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопозн а ния, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупрежд е нии вредных привычек. 2 этап 201 4 - 201 5 11 1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для пр о явления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопозн а ния, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. Реализация за дач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнов а ния; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавател ь ную, игровую, спортивную, творч ескую, коммуникативную, досуговую, общественно - организаторскую, предпрофильную. Самоуправление класса Принципы жизнедеятельности классного коллектива: Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается п е риодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его р а з вития, взаимодействие разных органов. Принципы деятельности органов самоуправления: - добровольность; - демократизм; - гуманизм; - социальная направленность; - творчество; - разновариативность; - самостоятельность. Для достижения данных принципов необход имо: - предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно - воспитательного процесса; - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей. Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Структура самоуправления кл асса. Высший орган самоуправления - классное собрание . В его работе участвуют все уч а щиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает: • классный учени ческий совет, его председателя и заместителя; • избирает представителей на школьную ученическую конференцию; • решает вопросы жизни классного коллектива; • утверждает общественные поручения; • слушает отчеты об их исполнении; • решает вопросы поощрения и п орицания учащихся класса; • вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников. В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса , возглавляемый старостой класса. В него входят руковод и тели секторо в ученического самоуправления. Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть ( на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует ко л лективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую уче б ную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующ ие сектора: Сектор « Образование » - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контрол и рует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических в е черов, предметных недель, конкурсов, викторин. Сектор «Экологии» - отвечает за с анитарно - гигиеническое состояние кабинетов (чист о та, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мер о приятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры. - Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско - патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению России от немецко - фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возл о жение цветов к аллее памяти воинов - афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя. 2 .Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному провед е нию досуга, организует культурно - массовые мероприятия в классе отвечает за организ а цию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечер ов, составление развлекательной программы. 3 .Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизн е деятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. 4 .Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных с о ревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. 5 .Сектор «Труда и заботы» . Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Прин и мает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых деса н тов, субботников. Классный к оллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает а к тивное участие в проведении школьных мероприятий. «Контролирующим» органом классного самоуправления являетс я родительский к о митет , который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родител ьского комитета: - принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного ко л лектива; - оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно - воспитательного процесса; - решает вопросы финансового обеспечения класс ных мероприятий; - организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков зд орового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятел ь ность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного рук о водителя. Примерная тематика классных часов Воспитательная ра бота в классе строится по следующим направлениям : Гражданско - патриотическое воспитание «Я – гражданин России » Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, облада ю щей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражда н ские обязанности в мирное и военное время. № Тема Форма проведения 10 класс 1 "Давайте, люди, никогда об этом не з а будем!". классный час 2 Игра "Счастливый случай". классный час, посвященный 23 февраля 3 "Горжусь тобой, моя Россия". классный час 4 «Поговорим об ответственности». правовая беседа с презентацией 5 «Всему начало - отчий дом». классный час 6 «Закон, по которому мы живѐм». классный час с презентацией 7 «Семейная летопись». классный час 8 «Поле ру сской славы. Куликово поле». классный час с презентацией 9 "Идут по войне девчата". классный час 10 "На войне детей не бывает". историко - литературная композиция 11 "Я ребенок – я гражданин". классный час 12 ―Я имею право на…‖ дискуссия 13 ―Великая От ечественная война классный час с презентацией 14 «Афганистан – наша память и боль». классный час с презентацией 15 «Конституция – закон жизни». классный час с презентацией 11 класс 1 «О любви и войне». литературно - музыкальная композиция 2 «Через век а, через года помните…» урок мужества, посвященный освобожд е нию россии от немецко - фашистских з а хватчиков 3 «Знай и люби свой край». классный час с презентацией 4 «Последний поход» (в память о поги б ших в локальных войнах. классный час 5 «Именем святой Ек атерины». игра «Колесо истории» 6 Мы – русские, мы – россияне». классный час 7 День воина - интернационалиста». классный вечер 8 "Человек и закон". деловая игра Нравственное воспитание «Я - человек и личность» Нравственное воспитание - форм ирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бере ж ного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой ж изни, выработку коммуникативных нав ы ков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В во с питании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого челове ка, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Свадковский И.Ф.) № Тема Форма проведения 10 класс 1 ―Что такое культурный человек?‖ ―Уроки нравственности‖ 2 ―Что такое интеллигентность?‖ ―Уроки нравственности‖ 3 ―Сам себя воспитать должен‖ . ―Уроки нравственности‖ 4 « Сладкая жизнь. » КВН, посвящѐнный 8 марта 5 «Как научиться управлять собой». К лассный час 6 «Я и учитель». Д испут 7 «Мы составляем наш автопортрет». Б еседа 8 День памяти воинской славы. К лассный час 9 ―Внешний облик – внут ренний мир‖. диспут 10 ―Нравственные качества, определя ю щие отношение человека к другим л ю дям. Сострадание‖. ―Уроки нравственности‖ 11 ―Человек и его судьба‖. ―Уроки нравственности‖ 12 «Вверх по лестнице жизни. Мои нра в ственные ценности». ―Уроки нравст венности‖ 13 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия 14 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра 15 "Весеннее настроение". праздничный тур конкурса "А ну - ка, д е вочки" 16 «Поощрение и наказание в семье». беседа 11 класс 1 ―Совесть как всеобщий естественный з акон и мерило жизненных ценностей‖. ―Уроки нравственности‖ 2 ―Десять Заповедей – основа нравстве н ности человечества‖. ―Уроки нравственности‖ 3 ―В чѐм смысл жизни?‖ дискуссия 4 ―Как стать счастливым?‖ дискуссия 5 «И в шутку и всерьез». вечер , посвящѐнный 8 марта. 6 «Будем милосердны к старости!» ―Уроки нравственности‖ 7 «Карманные деньги» дискуссия 8 «Соборы и храмы Нижнего Новгорода » классный час Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир» Экологическое воспитание - состав ная часть нравственного воспитания. Поэтому под эк о логическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Учащи еся класса привлечены и активно занимаются в эколого - туристско - краеведческом клубе «Альтаир». № Тема Форма проведения 10 класс 1 «И я – природа» беседа 2 «Экологическая тропа». заочное путешествие по заповедникам 3 «Чернобыльская катастрофа». урок пам яти 4 «Глобальный экологический кризис». классный час с презентацией 5 «Цветы в жизни человека». классный час 6 «Планета заболела». конкурс плакатов 7 «Знаешь ли ты деревья?». игра - лото 8 «Осень в лесу». праздник 9 «Робинзонада с растениями». кл ассный час с презентацией 10 «Зелѐная жемчужина». беседа 11 ―Оранжерея на окне». классный час 12 "Жизнь под угрозой" внеклассное мероприятие 13 "Цветы в легендах и преданиях" классный час с презентацией 11 класс 1 «Нет дерева сердцу милее» классный ч ас с презентацией 2 Экскурсия в природу. классный час 3 «Что? Где? Когда?» игра - турнир по экологии 4 Внимание: бытовые отходы классный час 5 "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" деловая игра 6 "Берегите землю, берегите" классный час с презентацией Ф изическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни» . Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развит ие физических сил и здоровья, выработку гигиен и ческих навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни ч е ловека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и га р монии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. № Тема Форма проведения 10 класс 1 "Спортивное казино". игровая программа 2 "Берегите жизнь". спектакль " 3 «Причины суицида среди подростков» беседа 4 «Человек и наркотики». классный час с презентацией 5 «Вместе мы сильнее нарком ании». диспут 6 Соблюдение правил техники безопасн о сти, правил дорожного движения. цикл бесед 7 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработн и ка 8 «Биологические добавки». классный час с презентацией 9 «Влияние кофе, чая, шоколада, газир о ванной воды на организм человека». классный час с презентацией 10 Проблема наркомании. 11 Стресс в нашей жизни. тренинги 12 «Спид – болезнь 21 века». беседа 13 Соблюдение правил техники безопасн о сти, правил дорожного движения. цикл бесед 14 «К октейль здоровья». классный час 11 класс 1 День борьбы со СПИДом. классный час с приглашением медработн и ка 2 «Наследственные болезни». классный час с презентацией 3 Соблюдение правил техники безопасн о сти, правил дорожного движения. цикл бесед 4 «Дорож ные приключения». классный час 5 «Быть здоровым – жить в радости». классный час 6 «Как Иван - царевич Змея Горыныча п о бедил». Сказка на новый лад 7 «Наше здоровье» (приѐмы автономного существования человека). классный час 8 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». классный час Т рудовое воспитание Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организова н ные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых ум е ний, трудо любия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной орие н тации. № Тема Форма проведения 10 класс 1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час с презентацией 2 ―Труд в нашей жизни‖ беседа 3 Внеклассное мероприятие "Кулина р ный поединок" классный час 4 Участие в субботниках. 5 «Его величество – Хлеб» классный час 6 "Подарок для мамы» мастерская 7 "Я в мире профессий" классный час 8 «По дари книге вторую жизнь» акция 9 «Мир профессий и твоѐ место в нѐм». классный час 10 "Разделение труда. Классификация профессий". классный час 11 «День Земли». участие в субботниках 12 "Сто дорог — одна твоя". классный час 11 класс 1 «Влияние темпера мента на выбор пр о фессии» классный час 2 «Профессии. Которые мы выбираем» классный час 3 «Чем пахнут ремѐсла» классный час с презентацией 4 "Я в водители пошел..." классный час 5 "Новое время — новые профессии" классный час с презентацией 6 "Профессия моих родителей" классный час Эстетическое воспитание «Мир прекрасного» . Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способно стей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формиров а ние эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические иде а лы. № Тема Форма проведения 10 класс 1 «Золотая хохлома» классный час с презентацией 2 «Птица счастья» классный час 3 «Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра 4 Русские традиции. Масленица. классный час с презентацией 5 «Отговорила роща золотая» классный час с п резентацией 6 "Как стать интересным собеседником" классный час 7 «Красота и труд вместе идут» классный час 8 Человек и творчество. Великие творения человечества. классный час с презентацией 10 Русские традиции. Рождество. классный час с презентацией 1 1 «Осенний бал» вечер 12 "Светский этикет" классный час 13 "Умею ли я слушать" классный час 14 "Язык, мимика, жесты как средства о б щения" беседа 11 класс 1 «Что такое духовное богатство челов е ка» дискуссия 2 "Музыка и мы" дискуссия 3 "Сервировка пр аздничного стола" классный час с презентацией, ролевая игра 4 "Этикет и мы" брейн - ринг 5 История развития туристской песни в Кузбассе. Лучшие авторы и исполнит е ли. классный час 6 Туристско - экскурсионные возможности края классный час 7 «Наш друг – кино» устный журнал 8 «Игорь Тальков. Любимые песни» вечер Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания. Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» цел е сообразно использовать следующие критерии: 1. Удов летворенность учащихся жизнедеятельностью в классе; 2. Уровень воспитанности; 3. Сформированность ценностных отношений учащихся; 4. Формирование мотивации к обучению; 5. Умение общаться, сознавать свои поступки. Для изучения эффективности программы воспитания используются:  различные методики диагностики;  беседы с учащимися;  наблюдения;  интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию. Предполагаемые результаты. В результате реализации данной программы воспита ния предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:  Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.  Активная гражданская позиция.  Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к свое му здоровью и здоровью окружающих.  Творческий подход к любым видам деятельности.  Коммуникабельность, умение общаться.  Патриотическим отношением к России, к малой родине, к землякам.  Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.