«Обеспечение личностно-смыслового включения обучающихся в учебную деятельность через работу с книгой»


«Обеспечение личностно-смыслового включения обучающихся в учебную деятельность через работу с книгой»
Программа психолого-педагогической и коррекционной поддержки ориентирована не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на тех детей, которые испытывают трудности в освоении основной образовательной программы.
Реализация требований этой программы – забота не только каждого учителя, педагога-психолога, родителей, но и воспитателей группы продленного дня.
Формируя навыки смыслового чтения в ходе самоподготовки, мы оказываем психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в том или ином учебном предмете.
Наша задача – учить находить, читать и анализировать учебную информацию в любых заданиях.
Если выбрать и проанализировать задания к упражнениям урока №19 в учебнике русский язык для первого класса, можно сделать вывод: первое и главное умение – это умение прочитать текст упражнения. Как это правильно сделать? Уметь читать – это видеть, слышать, понимать, чувствовать то, что сказано словом. Так наши первоклассники получают первый и главный урок смыслового чтения.
Найти или получить информацию – это полдела, главное суметь её зафиксировать. Любой первоклассник не обладает достаточными навыками письма, а потому может зафиксировать учебную информацию с помощью условных знаков, картинок или отдельных слов.
Теперь, пользуясь этим алгоритмом чтения, мы работаем с любыми текстами учебника. В упражнении №1 урока №20 текст стихотворения А. Барто.
Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать, чтобы понять прочитанное, использует вопросы учебника. Их можно читать взрослому.
Задача учебника: используя слова из вопроса и текста построить предложение, сформулировать свой ответ.
Текст стихотворения читают сами дети. Учитель прочитывает вопрос и помогает детям формулировать ответ, используя слова из вопроса и из текста:
Я могу сказать, что Вовка человек добрый, но стеснительный.
Вовка вовсе не плохой, это можно понять из слов: ему неловко, он краснел, стал стесняться, Вовка просил прощения у кошек за плохое обращенье и т. д.
Таким образом мы решили три задачи смыслового чтения: 1) учились читать и понимать прочитанное; 2) фиксировать прочитанную информацию; 3) размышлять о прочитанном и выступать перед аудиторией.
Обучать приёмам смыслового чтения в группе продлённого дня можно и при организации досуговой деятельности. Для этого используем разные источники: справочники, словари, детские журналы, дополнительные книги. Самые интересные задания предлагает наш отечественный лучший в мире журнал «Мурзилка». Ему в мае этого года исполнилось 90 лет. В нём есть замечательное приложение «Игродром» с тремя уроками: урок чтения, урок математики, урок родной речи. На каждом уроке загадки, скороговорки, викторины, игры со словами и текстами. Вот одна из таких игр «Какая-то дикая», автор Олег Тихомиров. Вот как мы организуем эту игру.
Читаем этот текст в лицах.
Обсуждаем, что произошло и почему?
Предлагаем желающим найти в этом тексте пять слов, которые связаны с запряжкой лошадей и управлением ими: стремя, оглобли, кнут, хомут, шпора.
Узнаем их значение по словарю.
Победителей этого соревнования награждаем медалями:
«Самый внимательный читатель», «Самый настойчивый читатель», «Самый вдумчивый читатель».
Таким образом, и воспитатель группы продлённого дня, а не только учитель, принимает активное участие в реализации междисциплинарных программ основного общего образования, формирует интерес к книге, чтению, отрабатывает читательские умения.
Приложение:
Русский язык для 1 класса, урок №20, упр. №1
Прочитай
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дёргал кошек за хвосты.
Дёргал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
( А. Барто)
Журнал «Мурзилка», приложение «Игродром», текст игры «Какая-то дикая», автор Олег Тихомиров.
Какая-то дикая
Мы с сестрой Наташкой играли в мяч. А в это время мой сосед ловко гонял по полю на лошади.
- Попробовать хочешь? – Он подвёл ко мне лошадь.
- Ага! – Я кинул сестре мяч.
Но я даже забраться на лошадь толком не мог. Лоб лишь покрылся потом. Хорошо, что сосед помог.
- Сидя уверенно, немного пригнись, - сказал он.
- А далеко ехать? – спросил я.
- Да вон, видишь, полосатая жердь в конце поля воткнута. Ну, давай! – Он улыбнулся. – Одно удовольствие верхом утром по росе прокатиться.
Я поехал. Вначале всё было ладно. Но лошадь вдруг поскакала. Не удержавшись, я упал.
- Не расшибся? – подбежала сестра. – Вставай, кавалерист ты наш.
По разорванной рубашке ползла мохнатая гусеница. Я дал ей с досады щелчка – она отлетела в сторону.
- Вставай, иди на речку купаться. Придёшь в себя. Может, ещё покататься захочешь. Айда!
Мы пошли к речке.
Найди в этом тексте пять приспособлений, которые связаны с запряжкой лошадей и управлением ими: стремя, оглобли, кнут, хомут, шпора.