Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Я и моя дружная семья


Цель: 
Знакомить детей с культурой и бытом казаков.
Дать представление о казачьей одежде.
Воспитывать патриотизм через ознакомление с историческим прошлым казачества
Задачи:
Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей.
Развивать логическое мышление и воображение.
Развивать связную речь.
Закрепить знания о родном крае, ее культурных и исторических ценностях.
Воспитывать желание познавать культуру своего народа
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья
В сказку нам уже пора,
А чтоб было веселей,
Ты, дружочек, не робей.
Проходите вы смелей
Вместе ехать веселей
Ребята, хочу пригласить вас в путешествие в прошлое нашей любимой родины, нашей Кубани. Вы принимаете мое приглашение?
Ой, а на чем мы туда поедем? (На машине, автобусе, самолете…).
Ребята, в машину мы все не поместимся, что же нам делать?
(Дети предлагают ехать на поезде)
Здорово, в поезде нам всем места хватит. А каким он будет? Большим или маленьким? Веселым или грустным? А будет ли он у нас волшебным?
(Ответы детей)
Воспитатель: А кто знает, как разговаривает наш волшебный поезд? Может мяу-мяу? Может гав-гав? Может хрю-хрю?
Дети: чух-чухВоспитатель: А какой сигнал будет подавать наш поезд?
Дети: Ту-туВоспитатель: Отлично! А из чего состоит наш поезд?
Дети: Из вагончиков
Воспитатель: Точно! Скорей стройтесь в наш веселый паровозик.Девчонки будут говорить чух-чух, а мальчишки ту-ту. Поехали!
Воспитатель включает мультимедийный экран. На экране появляются картинки старого Краснодара и люди в национальной одежде
-Ребята, вы узнаете жителей?
-В каком городе мы оказались?
Ответы детей
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля – Кубань
-А может вы и время года определили?
-А по каким признакам?
Воспитатель: Меня порадовали ваши ответы, и прежде чем отправиться дальше, я напомню старинное казачье поверье: в старину на Кубани считалось, кто найдет подкову, тому она принесет счастье.
(физкультминутка)
Сейчас у каждого будет возможность загадать свое заветное желание. (Дети по кругу передают подкову, на ком музыка останавливается, закрывает глаза и загадывает желание) Чтобы не затягивать, передавать будем два раза, а потом воспитатель предложит всем взяться за подкову и загадать желание всем вместе.
Или распечатать картинки с подковами и разложить/развесить по кабинету, а дети должны найти. Возможно это будет пазл. Им нужно будет не только найти, но и собрать.
Друзья, а что выращивали в огороде, какие животные жили на подворье кубанских казаков вы знаете?
Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.1. У порога плачет, коготки прячет.Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет (кошка).
2. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака).
3. Вместо носа – пятачок.Вместо хвостика – крючок.Пятачок дырявый.А крючок вертлявый (свинья)
4. Угадать её легко.
Чтобы было молоко,
В поле щиплет травку снова.
Кто мычит, скажи? -- корова
Воспитатель: Здорово, все загадки отгадали. А кто из вас знает, где казаки хранили одежду?
Дети: В сундуках
Воспитатель: По-моему, я где-то его видела.
Дети находят сундук и предлагают посмотреть, что внутри
(В сундуке кубанские наряды, атласные ленты, веночки, различные ткани)
Воспитатель подходит и видит на столе казачку и казака без осенней одежды
-А как же нам им помочь, чтобы они не замерзли?
Дети предлагают сделать им одежду. Берем из сундука тканевые лоскутки и делаем аппликацию.
Каждый свою аппликацию вешает на магнитную доску, и получается одна большая общая картина «кубанский уголок с жителями»
Мы с вами совершили увлекательное путешествие по краю. Я думаю, что где бы вы не оказались, вы всегда будете любить и помнить свою малую родину.
Дополнение. Можно заменить/добавить
Кукла, вырезанная из пластика(двп) в рост ребенка, с милым личиком и косичками. Из сундука достаем одежду, веночки и др атрибуты. Все на липучках, кнопках, застежках, пуговицах. «Одеваем казачку»
А вот что выращивали в поле?1. Расту в земле на грядке я.Длинная, красная, сладкая (морковь)2. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах (капуста)3. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук)4. Покопай меня немножко,
Под кустом я тут … (картошка).
А какие фрукты и овощи знаете вы еще?
Ответы детей.
Физкультминутка
1) «Огород» Дети сажают морковки

2) (движения повторять за воспитателем)
Встали ровно, подтянулисьИ друг другу улыбнулисьНе беда, что места малоРазомнемся для началаТри хлопка над головойТри щелчка перед собойПо коленкам бьем ладошкойПрыгаем на правой ножкеИ на левой непременноИ на двух одновременно
2) На бельевую веревку нашить много разноцветных атласных лентПод кубанскую музыку проходить под ней (можно ручеек)