ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ЗОЖ


Характеристика уровня сформированности представлений школьников о ЗОЖНа первом этапе исследования детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге получили следующие результаты:
Анкета № 1.
№ Вопросы № Ответы учащихся Кол-во ответов учащи-хсяЧисло %
1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? 1 Нужно заниматься спортом 6 23%
2 Нужно закаляться 6 23%
3 Есть фрукты, овощи 6 23%
4 Нужно не болеть 4 15%
5 Быть здоровым 4 15%
2 Что ты знаешь о своем здоровье? 1 Мое здоровье: отличное 14 55%
2 Не очень хорошее: часто болит голова 6 30%
3 Удовлетворительное 4 15%
3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят 1 Ничего не беспокоит 15 58%
2 Постоянно болею 1 4%
3 Простуда 10 38%
4 Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? 1 Пропусков нет 17 65%
2 Пропуски каждый месяц 7 27%
3 Пропуски каждую неделю 2 8%
5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 1 Нет 7 27%
2 Да 12 46%
3 Иногда 7 27%
6 Как ты занимаешься на уроках физкультуры? 1 С полной отдачей 17 65%
2 Лишь бы не ругали 5 19%
3 Без желания 4 15%
7 Занимаешься ли ты спортом? 1 В спортивной школе 7 27%
2 В других учреждениях 6 23%
3 В школьной секции 7 27%
4 Нигде 6 23%
8 Чувствуешь ли усталость после уроков? 1 Очень устаю 3 11%
2 Всегда 1 4%
3 Иногда 17 65%
4 Не очень устаю 5 20%
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
Понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 23 % учащихся считают, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 15 % учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 69 % учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 62 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 23 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 15 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Других – 38 % часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 46 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 77 % учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, теннис).
Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 46 % учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 27 % - лишь иногда, также 27 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» мы выявили 4 уровня их решения.
Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.
Присутствует интерес к проблемам валеологии и стремление к расширению знаний. Средний уровень: изменяющиеся в области своего ЗОЖ и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем.
Интерес к вопросам валеологии, к ЗОЖ носит систематический характер.
Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.
Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу.
Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уроке обыденного знания.
В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 30 % учащихся класса, среднему уровню 35 % учащихся, к поверхностному уровню 25 % учащихся, низкому уровню 10 % учащихся.
Необходимо добавить, что в результате выше приведенного анкетирования мы выявили не только уровень представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного ЗОЖ, состояния здоровья учащихся.
Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся.
Для выявления уровня тревожности, мы провели среди учащихся исследуемого класса анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой.
Анкета № 2.
№ Вопросы Ответы учащихся Кол-во ответов учащихся Число процентов
1 Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? Да 18 69%
Нет 8 31%
2 Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? Да 18 69%
Нет 8 31%
3 Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? Да 12 46%
Нет 14 54%
4 Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? Да 16 62%
Нет 10 38%
5 Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? Да 14 54%
Нет 12 46%
6 Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? Да 5 19%
Нет 21 81%
7 Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? Да 20 77%
Нет 6 23%
8 Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? Да 11 42%
Нет 15 58%
9 Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? Да 16 62%
Нет 10 38%
10 Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы? Да 23 88%
Нет 3 12%
В результате анализа ответов учащихся на поставленные вопросы можно сделать следующие выводы: уровень тревожности у учащихся исследуемого класса достаточно высок, так 69 % учащихся класса сильно переживает, когда учитель ставит им плохие отметки в дневник, а 62 % переживают из-за малейших неудач в учебе.
Негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся в значительной степени обусловлены психическими напряжениями, которые они испытывают в школе. Так, выше приведенное анкетирование показало, что немного более 31 % учащихся испытывают оптимистическое, жизнерадостное самочувствие, которое находится во взаимосвязи с уверенностью в себе, с эмоциональной удовлетворенностью и интегрируются у них в состояние общего комфорта. Состояние психического дискомфорта характерно для 62 % обследуемых учащихся.
Каждый второй ученик испытывает неустойчивое состояние: желание идти в школу (доминирующая причина – общение с товарищами) сменяется тревожностью, повышенной утомляемостью (основные причины – ответ у доски, боязнь получить плохую отметку в работе).
Приведенные данные позволяют считать, что эмоциональная напряженность, тревожность и другие негативные настроения, которые служат причиной психических расстройств, возникают у учащихся вследствие авторитарной позиции учителей.
Учение как ведущий вид деятельности, в основном навязывается школьникам. На этой основе происходит деформация нравственных поведенческих качеств детей, что в конечном итоге приводит к снижению их социальной активности, замедлению развития и ослаблению здоровья. Почти все имеющиеся учебные предметы вследствие авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, перегруженности учебных программ, отсутствия должной материальной базы, напротив, оказывают негативное влияние практически на все компоненты здоровья подрастающего поколения: замедляют его развитие, вызывают переутомление и психические расстройства, деформируют его мотивационную и смысловую сферы, провоцируют хронические заболевания.
Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Вывод: Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых, самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления и умений управлять собственным здоровьем; во-вторых, валеологического исследования системы школьного образования и определения его влияния на здоровье учащихся.
Анализ результатов исследования дает основания считать, что одной из причин роста патологической пораженности учащихся является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность валеологического образования школьников, в рамках которого важное место должно занять обучение методам валеологического самоанализа и коррекция своего образа жизни.