Урок внеклассного чтения Землю красит солнце,а человека — труд

Урок: внеклассное чтение.

Тема: «Землю красит солнце, а человека – труд».

Класс: 2

Цели урока:
Познакомить с произведениями о труде, о профессиях
Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, желание трудиться, ответственное отношение к учебе.
Развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас.
Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
Познакомить с исследовательским методом для получения необходимой информации.

Предварительная подготовка: детям прочитать произведения разных писателей В.Маяковского, Д.Родари, Ю.Тувима, Б.Заходера, Э.Мошковской, Е.Пермяка о труде людей, о профессиях. Собрать материал и подготовить выступление по теме: «Трудовая биография моей бабушки (моего дедушки)».

Ход урока
I. Сообщение темы
- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с произведениями разных писателей о труде людей, о профессиях. Прочитайте тему нашего урока. Объясните смысл данной пословицы.

II.Актуализация знаний
Учитель: Послушайте стихотворение Л.Куклина «Подумайте, что было бы» и скажите, о чём оно.
Подумайте, что было бы, Когда б сказал портной: – Шить платья мне не хочется, Устрою выходной! И все портные в городе За ним ушли б домой. Ходили б люди голые По улице зимой.
Подумайте, что было бы, Когда сказал бы врач: – Рвать зубы мне не хочется, Не буду, хоть ты плачь! Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофер: – Возить людей не хочется! – И выключил мотор. Троллейбусы, автобусы Засыпало снежком, Рабочие на фабрики Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы: – Мне в нынешнем году Учить детей не хочется, Я в школу не приду! Тетради и учебники Валялись бы в пыли, А вы бы неучеными До старости росли.
Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда! Но только так не сделает Никто и никогда, И люди не откажутся От нужного труда: Учитель обязательно Придет наутро в класс, А пекари старательно Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят, Что им ни поручи, Портные и сапожники, Шоферы и врачи. Мы все семьею дружною В одной стране живем, И каждый честно трудится На месте на своем.     (Л.Куклин)
Учитель: О чем это стихотворение? ( О труде)
- Что случилось бы, если все перестали работать?
- Жизнь на земле замрет. Наступит голод и смерть. Поэтому все должны трудиться. Жизнь – это труд.

III. Изучение новой темы

1) Игра «Собери пословицу»
Учитель: Издавна на Руси воспевали и прославляли труд, а ленивых не уважали, над ними посмеивались. Недаром народ сложил так много пословиц, песен и сказок о труде и трудолюбивых людях. Я предлагаю вам вспомнить пословицы о труде. На каждой парте лежит конверт со словами, из которых нужно собрать пословицу о труде. (Дети зачитывают свои пословицы).

2) Разгадайте кроссворд:
-Загадки о профессиях:
1.Из просеянной муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки,
Кто он? Угадай-ка?
(Пекарь)
2. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
3.Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли нам и витамины.
(Доктор)
4. Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)
5. Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки,
Научит детей и читать, и писать,
И складывать числа, и вычитать.
6. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много
Потому что он (Артист)
7.Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит (Сталевар)
8. Встаем мы рано, ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу
(Водители)
9.Шьет прекрасно, порет лихо
Рукодельница - (Портниха)
- Какое слово получилось в вертикальном столбике? (Профессия)
- А что такое профессия?
Профессия – это труд, который люди себе выбирают на всю жизнь, приносящий пользу окружающим и государству. В Толковом словаре говорится: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность». Каждый день мы сталкиваемся с предметами труда представителей разных профессий. Без них невозможно представить ни одного дня.

·

3) Работа над стихотворением Д.Родари «Чем пахнут ремесла?»

Учитель: А сейчас послушаем и посмотрим, что приготовили к уроку наши ребята.
(Инсценирование стихотворения Д.Родари «Чем пахнут ремесла?»)

Ведущий. У каждого дела запах особый.
Пекарь (В белом халате. Держит в руках батон.)
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Столяр (В руках рубанок. На нем костюм рабочего.)
Мимо столярной идешь
Мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
Маляр (В рабочем костюме. В руках валик, ведро с краской)
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Стекольщик (В руках оконная рама из картона)
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Шофер (В куртке шофера)
Куртка шофера пахнет бензином.
Рабочий. Блуза рабочего – маслом машинным.
Кондитер (в белой одежде)
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор (В белом халате.)
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыбак (с сетью в руках)
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Все вместе. Только безделье не пахнет никак!

Учитель: О чем рассказал Д.Родари в своем стихотворении?
(У каждой профессии свой особый запах, только бездельники и лодыри никак не пахнут.)
Учитель: К кому автор относится с симпатией, а кого осуждает? (С симпатией относится к тем, кто трудится, осуждает бездельников.)
Учитель: Каждый человек должен трудиться и у каждого человека должна быть профессия.
(Ученик читает стихотворение В. Лифшица)
Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом, А не свалилось с неба. За всё, что сделано для нас, Мы благодарны людям. Придёт пора, настанет час – И мы трудиться будем.


3) Работа над стихотворением В.Маяковского «Кем быть?»
Учитель: Профессий в мире великое множество. Но каждый должен выбрать дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
- Какую профессию выбрать? Кем же стать в будущем? Герой какого стихотворения думает над этим же вопросом? (В стихотворении В.Маяковского «Кем быть?)
- Каким вы представили героя этого стихотворения? (Он – мечтатель.)
- О каких профессиях он мечтал? (Столяры, плотники, инженер, доктор, рабочий, кондуктор, шофер, летчик, матрос)
Чтение по логическим частям. ( у каждого ученика текст стихотворения).
- В каком порядке сменяются профессии в данном стихотворении? Распределите картинки в нужном порядке. Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте.
- Прочитайте последнее четверостишие.
Как понимаете смысл последних строк? (Человек может выбрать ту профессию, которая ему нравится.)
-Какая фраза повторяется постоянно в этом стихотворении?
«Пусть меня научат!»
- Почему она всегда повторяется?
- Чтобы овладеть какой-нибудь профессией, надо сначала научиться. И прежде всего учиться в школе.
Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести корабль ввысь – Хорошо работай в школе, Добросовестно учись!
- Школа – начало пути к любой профессии.

IV.Исследовательская работа учащихся

Учитель: Готовясь к уроку, вы тоже провели большую работу. Вы собрали материалы «Трудовая биография моих бабушек и дедушек» и подготовили очерки на эту тему. Послушаем, что у вас получилось. (Дети представляют свои работы).
- Полезна ли та информация, которую вы собрали?

V.Итог урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Произведения каких авторов прозвучали на уроке?
- Как вы думаете, есть ли самая важная на свете профессия?
(Все профессии важны. В почете любой труд.)
- Что объединяет людей всех профессий? (Все они трудятся.)
- Я думаю, что вы тоже выберите дело по душе и станете мастерами своего дела и принесете радость своим трудом окружающим и своей стране. Но сначала всему в жизни надо учиться. Современный человек должен многое знать и уметь, чтобы прожить достойную жизнь. И каждый, какую бы он профессию не выбрал, должен стараться выполнять свои обязанности хорошо, ответственно, с душой.

VI.Домашнее задание
Тема следующего урока: Сказки зарубежных писателей.

15