Презентация к педсовету на тему Системно-деятельностный подход .


Современный урок на основе системно-деятельностного подхода.Шкарина И.В.г.Воронеж2013г. Чему учили и чему научили на этих уроках? Чему учили и чему научили на этих уроках? Как получить новый образовательный результат?Традиционный взгляд: Основная задача школы-дать хорошие прочные знанияФГОС:«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» Овладение системой учебных действийс изучаемым учебным материаломДеятельностная парадигма образования:планируемые результаты и система оценкиСпособность к решениюучебно-познавательных иучебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется Основная характеристика изменившихся требований к общему образованию Концепция модернизации Российского образования «Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей.» ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»? Что мешает учителю работать на новый результат?Разностильные учебникиМетодики обученияПриемы воспитания Что мешает всей школе работать на новый результат?ИСТОРИКФИЛОЛОГБИОЛОГМАТЕМАТИКГЕОГРАФХИМИК«В началке учили не тому, что я хочу!»




Системно - деятельностный подход в обучении – основа ФГОС Деятельностный метод Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Главная задача при таком подходе :организация условий, инициирующих детское действие. Поэтому учитель становится лишь наставником, наблюдателем и консультантом, а детский коллектив превращается в творческую лабораторию. Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО) Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Основные положения технологии деятельностного метода обучения Процесс обучения есть всегда обучение деятельности Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя Дидактические принципы деятельностного подхода Принцип психологической комфортности снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы Принцип деятельности самостоятельное «открытие» детьми нового знания Принцип вариативности развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта Принцип психологической комфортности снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы Принцип целостного представления о мире формирование единой картины мира Принцип минимакса ученику предлагается содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по минимальному уровню Принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности определённых действий, которые применимы на всех этапах жизни человека, т.е. универсальны (УУД). Виды универсальных учебных действий: Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Обучающийся научится: • проявлять интерес к учебному материалу; •понимать значение полученных конкретных знаний в жизни человека; •иметь первоначальные представления о знании и незнании; •осуществлять оценку работы и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Личностные УУД Обучающийся научится •принимать и сохранять учебную задачу; •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; •принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; •вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; Регулятивные УУД •адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; • принимать роль в учебном сотрудничестве; • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. •контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; •на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; •самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. Обучающийся научится: • кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; •проводить сравнение; • осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве; •строить сообщения в устной и письменной форме; •проводить под руководством учителя классификацию изучаемых объектов; •устанавливать под руководством учителя отношения между понятиями; Познавательные УУД •проявлять интерес к общению; воспринимать мнения одноклассников об изучаемом предмете; • принимать участие в работе парами и группами; • высказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы и обобщения; •использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения; •проявлять интерес к учебному материалу; • давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Обучающийся научится: •реализовывать потребность в общении со сверстниками; •проявлять интерес к общению и групповой работе. Коммуникативные УУД Условия развития УУД {073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}Необходимо исключить Нужно стремиться цель Передача готовых знаний Развитие умений по применению знаний текст Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. методика Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний. 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной 2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности. Требования к современному уроку Обучающая Содержательная воспитывающая Деятельностная развивающаяЦелевая направленность урока Ученик - Учитель•Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом.•Позиция ученика познание мира в специально организованных условиях. 1. Целеполагание 2. Планирование 3. Организация 4. Реализация целей и замыслов 5. Анализ (рефлексия) 6. Контроль Основные этапы деятельности учителя при подготовке к уроку. Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.Значительно легче строить урок, имея ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ. Дидактическая структура урока*Деятельность учениковДеятельность учителяЗадания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатовПланируемые результатыПредметныеУУДОрганизационный момент     Проверка домашнего задания     Изучение нового материала     Закрепление нового материала     Контроль     Рефлексия                                 ШАБЛОНЫ технологических карт урока Ф. И. О. педагога: ................................. Предмет: .............................................. Класс: .................................................. Тип урока: ............................................ Технологическая карта с дидактической структурой урока Дидактическая структура урокаМетодическая структура урокаПризнаки решения дидактических задачОрганизационный моментМетодыобученияФормадеятельностиМетодическиеприемы и ихсодержаниеСредстваобученияСпособыорганизациидеятельностиАктуализация знаний      Сообщение нового материала      Закрепление изученного материала      Подведение итогов      Домашнее задание       Технологическая карта с методической структурой урока 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией 3. Выявление места и причины затрудненияЭтапы построения урока при системно-деятельностном подходе: Затруднение и удивлениеДвижущая сила активности ребенка на уроке.Не МОГУ сделать (раньше получалось ХОРОШО, а теперь не получилось…) ХОЧУ и ДОЛЖЕН сделать (понять…, научиться…, ) 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке 1. Уроки «открытия» нового знания 2. Уроки рефлексии 3. Уроки общеметодологической направленности 4. Уроки развивающего контроля. Типология урока •Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. •Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок «открытия» нового знания. •Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). •Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Урок рефлексии. •Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. •Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок общеметодологической направленности. •Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. •Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок развивающего контроля. Структура урока Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) Актуализация и пробное учебное действиеВыявление места и причины затруднения Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности Синквейн. Синквейн стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Синквейн «Системно-деятельностный подход» Деятельностный подход, интригующий, трудоемкий. Озадачить, взаимодействовать, воплощать. Изменяет мое отношение к ученикам. Сотрудничество. И, в заключении, По каким бы стандартам ни учился  ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Спасибо за внимание!