Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой родной край, 5 класс, ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Почетская средняя общеобразовательная школа Абанского района, Красноярского края
Согласовано:
на заседании
методического совета
Протокол № 1 от 30.08.2016
Зам.директора по УВР:
_______________Ю.Б. Васина

Утверждено
Директор школы:
________________С.В. Кухта
Приказ № 35 от 31.08.2016






Рабочая программа
по внеурочной деятельности

«Мой родной край»

5 класс
Направление: обще-интеллектуальное

Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель географии
Гайдук Н.В.


2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению «Мой родной край » призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Красноярского края, Абанского района, герои Красноярской земли в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Цель курса:
- расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Задачи:
Образовательные: ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие: развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Задачи:
содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, района, края;
воспитание толерантности;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Специфика курса
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями
Общая характеристика курса
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Место курса в учебном плане
Рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса
умение вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Результаты изучения курса
Личностные и метапредметные результаты

личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных с и несущественных признаков.
Коммуникативные:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды;
уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия спецкурса «Мой край родной» способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Учебно-тематическое планирование
«Моя семья» (4 ч)
«Моя школа» (4 ч.)
«Моё село» (6 ч.)
«Мой район. Природа родного края» (21ч.)
Широко используются местные ресурсы: культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Содержание программы
МОЯ СЕМЬЯ. (4 часа)
Цель: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Кто я? Где живу? (1ч.)
Что такое семья? (1ч.)
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
Моя родословная. (1ч.)
МОЯ ШКОЛА. (4ч.)
Цель: прививать любовь к родной школе, учить чувствовать первоклассника частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы, воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Моя школа. Показ видеофильма о родной школе. (1ч.)
Достижения моей школы.(1)
Традиции школы. Законы и заповеди. (1ч.)
Я – ученик моей школы. (1ч.)
МОЁ СЕЛО. (6 ч.)
Цель: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Моё село. История моего села. (1ч.)
Профессии людей в селе. (1ч.)
Посещение сельской библиотеки. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моё село родное» (1ч.)
Ветераны войны в моём селе.
Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (1ч.)
МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (21ч.)
Цель - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое, историю района, прививать любовь к родной природе, воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Мой Абанский район. История создания района (1ч.)
Растения родного края. Экскурсия в природу. (1ч.)
Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)
Насекомые нашего края. (1ч.)
«Кто важней?» Викторина-игра «Спор насекомых». (1ч.)
Рыбы, обитающие в реках Красноярского края. Охрана рыбных богатств. (1ч.)
Викторина «Золотая рыбка». (1ч.)
Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки. (1ч.)
Птицы нашего края. (1ч.)
Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу. (1ч.)
Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
Охрана птиц. Игра «Птичий час». (1ч.)
Животный мир. Общие понятия. (1ч.)
Звери, обитающие на территории нашего района (1ч.)
Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)
«В мире животных». Викторина. (1ч.)
Игра «Зеленая Аптека»
Игра «Лесная тропинка»
Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края». (1ч.)
Итоговое занятие по курсу « Мой край родной» (1ч.)
Планируемые результаты реализации программы:

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны

уметь: наблюдать за погодой и описывать её; оценивать правильность поведения людей в природе; выполнять отдельные и постоянные обязанности в семье; соблюдать общепринятые правила в семье , школе, общественных учреждениях; узнавать в окружающей природе изученные растения и животных; соблюдать правила охраны природы, выполнять некоторые природоохранные меры (например, подкармливать птиц.
Знать: семья и школа, их место в жизни ребёнка в семье, классе, школе; необходимость организации жизни в семье и школе по правилам; свой посёлок; свой район; отличие и сходство посёлка от города; что такое природа, природа живая и неживая (на уровне примеров); природу родного края, животных и растения занесенных в красную книгу, что такое погода, её составляющие, разнообразие погоды осенью, зимой, весной; значение природы в жизни человека; правила охраны природы.
Календарно-тематическое планирование

дата
Тема занятия
Количество часов

Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся





предметные
метапредметные
личностные


Раздел «Моя семья» (4 ч)

1

Кто я? Где живу?
1
Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки.
Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу ; занятия адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- различать государственные символы России;
- анализировать информацию;
-различать национальные языки и государственный язык России;
- извлекать из различных источников сведения о символах России.

2

Что такое семья?
1
Научатся объяснять, что такое культура общения в семье.

Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
Познавательные УУД:
строить рассуждения в форме связи простых суждений;
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-знание основных моральных норм.
- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
-формулировать понятие «культура общения»;
-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

3

«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.

1
Научатся составлять родословное древо своей семьи.

Получат возможность научиться собирать информацию.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы; строить монологическое высказывание.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
-отбирать фотографии из семейного архива;
-составлять родословное древо семьи;
-презентовать свой проект.

4

Моя родословная.
1





5

Моя школа. Показ фильма о родной школе
1
Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.

Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Контролировать себя и своего партнёра.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
-оценивать с нравственных позиций формы поведения;
-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

6

Достижения моей школы.


1
Научатся оценивать достижения других людей.
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- выполнять тестовые задания ;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

7

Традиции школы. Законы и заповеди
1
Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.

Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Контролировать себя и своего партнёра.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
-оценивать с нравственных позиций формы поведения;
-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

8

Я – ученик моей школы
1
Научатся оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- выполнять тестовые задания ;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами




Раздел « Мое село» (6 ч)

9

Моё село. История моего села.
1
Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.

Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию
Регулятивные УУД:
Понимать задачу и занятия стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
Формулировать собственное мнение и позицию.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- различать учреждения культуры и образования;
-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;


10

Профессии людей в селе.
1
.Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своиходносельчан.


Регулятивные УУД:
Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи,односельчан;
-определять названия профессий по характеру деятельности;
-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;


11

Посещение сельской библиотеки
1
Научатся вести себя в общественных местах.

Получат возможность научиться применять полученные знания на практике.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала.
Коммуникативные УУД:
Научатся контролировать себя и своих товарищей.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;
- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций

12

Конкурс рисунков «Моё село родное
1
Научатся выступать с подготовленной иллюстрацией, расширят углубят знания по выбранной теме.


Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД:
контролировать действия партнёра.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения кселу.
--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

13

Ветераны войны в моём селе.

1
Узнают о ветеранах -земляках

Получат возможность научиться обсуждать прочитанное.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала.
Коммуникативные УУД:
Научатся контролировать себя и своих товарищей.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- рассказывать о подвигах своих земляков;
-обсуждать о сопричастности своих односельчан к общей Победе.

14

Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину
1
Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по теме.
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД:
контролировать действия партнёра.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

. РАЗДЕЛ МОЙ РАЙОН. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (14 ч.)

15

Мой Абанский район. История создания района.

1
Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания о районе к котором живут.


Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД:
контролировать действия партнёра
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

16

Растения родного края. Экскурсия в природу
1
Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и занятия стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-устанавливать по схеме различия м/у группами растений;
-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
-определять растения с помощью атласа-определителя;
- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

17

Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации.
1
Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.

Получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и занятия стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действия.
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- способность к самооценке.
- анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;
-предлагать аналогичные правила;
-распределять обязанности по выполнению проекта;
-извлекать информацию из различных источников;
-составлять собственную Красную книгу;
-презентовать Красную книгу.

18

Зелёный мир вокруг нас. Викторина.
1
Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- устанавливать взаимосвязи в природе;
-моделировать изучаемые взаимосвязи;
-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
-оценивать свои достижения.

19

Насекомые нашего края
1
Научатся делить насекомых по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-будут сформированы
чувства прекрасного и эстетические чувства.
- работать в паре: соотносить группы насекомых и их существенные признаки;
-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;


20

Кто важней?» Викторина-игра «Спор насекомых».
1
Научатся обобщать наблюдения за насекомыми; готовить сообщения и выступать с ними.

Получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
строить рассуждения; обобщать и делать выводы
Коммуникативные УУД:
строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- обобщать наблюдения о насекомых;
-формулировать правила безопасного поведения;


21

Рыбы, обитающие в Красноярском крае. Охрана рыбных богатств.
1
Научатся называть части реки; рыб. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.
Регулятивные УУД:
Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
-анализировать схему частей реки;
- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
-обсуждать эстетическое воздействие реки на человека;


22

Викторина «Золотая рыбка».
1
Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания, закрепят и обобщать знания по теме.

Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.

Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
-запомнить правила поведения во время купания;
-различать виды рыб;
-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;


23

Обитатели воздушного пространства. Птицы их признаки.
1
Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
Регулятивные УУД:
Понимать задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- устанавливать взаимосвязи в природе;
-моделировать изучаемые взаимосвязи;
-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
-оценивать свои достижения.

24

Птицы нашего края.
1
Научатся делить птиц по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах оптицах.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-будут сформированы
чувства прекрасного и эстетические чувства.
- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
-работать в группе: знакомиться с разнообразиемптиц, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;


25

Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу.
1
Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-будут сформированы
чувства прекрасного и эстетические чувства.
- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними;
-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

26

Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации
1
Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
-предлагать и обсуждать меры по их охране;
-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;
-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).


27

Охрана птиц. Игра «Птичий час».
1
Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
-предлагать и обсуждать меры по их охране;
-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;
-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).


28

Животный мир.

1
Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-будут сформированы
чувства прекрасного и эстетические чувства.
- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;
-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

29

Звери, обитающие на территории нашего района
1
Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-будут сформированы
чувства прекрасного и эстетические чувства.
- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
-работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;
-сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

30

Охраняемые виды животных родного края.
1
Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
-предлагать и обсуждать меры по их охране;
-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;
-подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).


31

«В мире животных». Викторина.
1
Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении животных для человека.

Получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
научатся проводить сравнение; использовать модели для решения задач.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы; строить понятные высказывания.
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- сравнивать и различать диких и домашних животных;
-приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;
-рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

32

Заключительное занятие по теме: «Мой район. Природа родного края».
1
Научатся оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.




33

Игра «Зеленая аптека»

Научатся оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра.
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.





34

Игра «Лесная тропинка»

Научатся оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра.
- учебно-познавательный интерес к новому материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.






35

Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу»
1
Научатся оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД:
умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать себя и своего партнёра.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



















Материально-техническое обеспечение:

№п/н
Наименование
Количество

1
Компьютер
1

2
Проектор
1

3
Экран
1


Учебная литература для педагога:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
6. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
7. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
8.Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
9.Парамонова О. М. Сухвалова О.В. Чехунова А.П. Познаём свою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
10. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967
Учебная литература для детей:
:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.


Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Физические карты России, Югорского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон,
Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие –Тюменское книжное издательство, 2002.
Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998








13PAGE 15


13PAGE 142615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515