ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 2 КЛАССА НАД ПРОЕКТОМ «МОЯ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 2 КЛАССА
НАД ПРОЕКТОМ «Моя золотая осень»
Чикалева О.В., учитель начальных классов
МКОШИ «Алеховщинская средняя
общеобразовательная школа-интернат»
Заворожила Осень Золотая!..
Колдуньею - Художницей творит.
И несказанной Красотою восторгаясь,
Душа моя стихами говорит....
Нинель СвиринаОсень - самая яркая пора, которую воспевали поэты, о ней писали прозаики, осеннюю природу отображали в живописи художники. Красота осенней природы - это романтика настроения. Легкая грусть возникает у педагогов при размышлении об организации проектной деятельности на тему «Осень».
Предлагаемый проект направлен на формирование логического, образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль, развивает смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству, формирует культуру и эмоциональное отношение к действительности, развивает фантазию. В ходе реализации проекта детям дается возможность проявить свою индивидуальность. В проект включены предметные области: окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, технология, русский язык, математика, музыка.
Иллюстрации с осенними пейзажами, натюрмортами, учебно-познавательные фильмы, книги об осенних явлениях, аудиозаписи, диски, моноблок, телевизор, музыкальные инструменты и др. – все это использовалось для работы с проектом. К проекту привлекались родители учащихся, библиотекарь, старшеклассники. После обсуждения оценивались конкурсы и выставки, представление творческих работ. Итогом проекта явился праздник осени.
Готовясь к работе, дети использовали наблюдения, полученные на уроках по ознакомлению с окружающим миром, литературный материал, накопленный на уроках чтения, словарный запас, отработанный на уроках русского языка. Работу над проектом начали с выбора темы. По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентированный с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.
На уроках литературного чтения при знакомстве со стихотворениями русских поэтов об осени была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская осень – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Очей очарованье», «Какая она, золотая осень?», «Образ осени». Дети определили тему исследования: «Какая она, золотая осень?»
Разделились на 3 группы, выбрали название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Искусствоведы» и «Хранители традиций». Каждая группа определила цель своего исследования, чтобы ответить на вопрос: «Какая она, золотая осень?». Детям предстояло и провести наблюдения, и расспросить взрослых, и провести анализ произведений поэтов и художников, и обобщить полученные материалы, и подготовиться к защите проекта.
В ходе проекта учащиеся посетили библиотеку, где им рассказали, как выбирать книги. Библиотекарь познакомила детей с книгами, в которых рассказывается об осенних изменениях в природе. На протяжении двух месяцев ученики читали стихи и рассказы об осени, рассказывали о прочитанном. Провели конкурс чтецов, конкурс загадок. На уроках и во внеурочное время детям предлагались научно-познавательные передачи, фильмы. Детям было очень интересно познакомиться с народными названиями осенних месяцев: сентябрь – ревун, хмурень; октябрь – листопад, позимник, грязник; ноябрь – листогной, полузимник, грудень. Ребята высказывали интересные предположения происхождения таких названий, доказывали их. Подбирали поговорки и пословицы к каждому осеннему месяцу. Ходили на экскурсии в осенний лес, устраивали коллективные прогулки на свежем воздухе. Собирали букеты и гербарии осенних листьев. Провели викторину «От какого дерева лист?», «Фрукты – овощи».
На уроках музыки разучивали песни, слушали музыку, передавали осенние звуки с помощью различных музыкальных инструментов, играли в шелест листьев, шум дождя.
Не была забыта тема осени и на уроках математики. При изучении чисел, сложении и вычитании, знакомстве с новыми видами задач, в работе с геометрическим материалом старались использовать осеннюю тематику и наглядность.
Много тем, посвящённых осени, прошло через уроки ИЗО, трудового обучения: лепили, вырезали урожай (фрукты и овощи). Делали аппликации из осенних листьев, рисовали осенние деревья, золотую осень, дождливый день. Создали коллективные работы: «У природы нет плохой погоды!», устроили школьную выставку работ из природного материала, приняли участие во всероссийских творческих конкурсах
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листке указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта (самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили книжки-малышки, в которых дети собрали загадки, пословицы, поговорки, стихи, рисунки об осени, поделки из природного материала, организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта.
Через три недели состоялась защита проекта, где участники каждой группы представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом. Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?" В конце проекта, как итог, состоялся праздник «Золотая красавица Осень».
В проекте решались многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребенка: мероприятия носили познавательный характер, обогащались литературоведческие, природоведческие знания у учащихся, затрагивались вопросы экологии, развивался эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работ учащихся. При работе над этим проектом у всех возникло ощущение праздника, а праздники дети любят и запоминают надолго.