Конспект урока по математике на тему Переместительное свойство сложения ( 1 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
«ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО СЛОЖЕНИЯ»
1 КЛАСС
Предмет: Математика
Класс: 1
Тема: Переместительное свойство сложения
Цель: повторить свойство сложения, учить его применять
Задачи
Образовательные:
-систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 10, закрепить навыки счёта в пределах 10; повторить состав чисел; продолжить работу по обучению детей составлению и решении задач на сложение и вычитание
Развивающие:
- развивать умение определять тему урока по опорным числовым выражениям, ставить цель урока, исходя из темы; развивать логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).
Личностные:
Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание цели урока.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной целью урока и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
Способствовать осуществлению взаимодействия учащихся при работе в парах.
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, планировать, контролировать,
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Планируемые результаты
На основе знания состава чисел от 1 до 10 выполняют сложение и вычитание однозначных чисел .Находят значение числовых выражений в одно действие.
Умеют записывать результат сравнения чисел, используя знаки: <, >, =.
Составляют и решают простые текстовые задачи на сложение и вычитание; меняют условие и вопрос задач, соотнося с числовым выражением.
Правильно употребляют в речи математические понятия и термины.
Оснащение: памятки для учащихся ( состав числа, переместительное свойство сложения а+в=в+а) , индивидуальные карточки для учащихся ( разноуровневая работа)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
Организационный момент Проверка готовности к уроку. Психологический настрой учащихся:
Долгожданный дан звонок – Начинается урок.Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час!
( создание ситуации успеха) Подготовка к уроку, самонастрой к деятельности
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи в парах Побуждает в парах определить тему и цель урока по карточкам, расположенным на доске:
7+1, 6+3, 1+7, 6+4, 4+6, 3+6
Проблемный вопрос: Для чего нужно знать переместительное свойство сложения?
-Какие задания нужно выполнить для достижения цели урока? Определяют тему урока по данным числовым выражениям, ставят вытекающую из темы цель урока .Составляют план достижения цели и определяют средства достижения цели через математические задания
Актуализация знаний Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
Проводит «Мозговой штурм»
-Назови седьмой день недели
-сколько углов у квадрата
-сколько ушей у трёх мышей
-какое число было вчера
-сколько пальцев на двух руках
-когда приходит новый год
-на сколько пара меньше двух
-сумма 4 и 4 – это
-разность 7 и 5 –
-увеличь 2 на 4
-уменьши 8 на 3
-на сколько сумма чисел 2 и 7 больше чем сумма 7 и 2
Проблемный вопрос: Для чего проведён «Мозговой штурм»? Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Физминутка Если ответ 10 – хлопок в ладоши, если меньше 10 - топнуть ногой
Сумма 2 и 8
Разность 10 и 1
Увеличь 5 на 3
Уменьши 10 на 0
Слагаемые 3 и 7
На сколько 9 больше 1 Применение полученных ранее знаний.
Выполнение физминутки в соответствии с заданием
Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Практическая работа.
– Ребята, давайте проверим, всегда ли действует переместительное свойство сложения.
 – Встаньте три мальчика (называются имена), а теперь 6 девочек. Сколько всего человек стоят?
  – Встаньте 3 девочки и 6мальчиков. Сколько человек стоят сейчас?
-Что-то изменилось оттого, в каком порядке вы вставали? Почему?
-Как записать это в виде числового выражения?
– Переместительное свойство сложения принято записывать в виде формулы с помощью латинских букв.
-Как думаете: как выглядит буквенная запись переместительного закона сложения? а+в=в+аПроблемный вопрос: Что доказывает данное выражение?
Решите любое числовое выражение, используя эту формулу.
Какую цель урока выполнили? Как можно применить переместительное свойство сложения?
Какие виды математических заданий выполняем на уроке математики?
К данному выражению составить задачу: а-5=4
Составление уравнений на нахождение неизвестного слагаемого и на нахождение уменьшаемого Участие группы детей в практическом задании
Выполняют задание с проговариванием закона сложения вслух.
Решают в тетради числовые выражения с использованием переместительного закона, составляют обратное действие.
Отвечают на поставленные вопросы
Записывают своё числовое выражение по формуле
Взаимопроверка
Решение задачи на нахождение остатка, решение уравнений, составленных учащимися
Физминутка Физкультминутка.
Встали дружно, потянулись,
Руки в стороны и вверх,
Повернулись, улыбнулись.
Вы, конечно, лучше всех! Выполнение учащимися физминутки
Самостоятельная работа с самопроверкой по заданным критериям Организует деятельность по применению новых знаний.
Индивидуальная карточка – работа по уровням
1 уровень
Реши числовые выражения:
2+7= 9-7=
3+4= 9-2=
7+2= 7-4=
4+3= 7-3
2 уровень
Реши уравнение:
х+4=10
х=3 уровень
Реши задачу:
Было – 7 шаров
Лопнули – 2 шара
Осталось - ? шаров
_______________
Ответ: ______________ Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку каждого уровня, пошагово сравнивая с эталоном, самооценка своей работы
Итог урока Учитель организует краткий анализ учебной деятельности учащихся, включает в диалог
Какая тема урока была?
Где пригодились полученные знания?
Какие задания помогли достижению цели урока? Отвечают на вопросы, кратно анализируя цель учебной деятельности на уроке
Рефлексия деятельности учащихся В правом нижнем углу своей карточки нарисуйте кружок. Закрасьте его зелёным цветом, если у вас всё получилось, и вы не испытывали никаких затруднений; жёлтым, если вы испытывали какие-то трудности; красным, если у вас пока ничего не получилось. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Самоанализ урока математики в 1 «А» классе по теме «Переместительное свойство сложения»
На данном уроке присутствовал деятельностный метод обучения, который предполагает формирование всех видов универсальных учебных действий. Школьники самостоятельно определили тему урока и цель работы на основе уже имеющихся знаний опережающего характера.  Для реализации поставленных целей и задач урока применялись следующие технологии и приемы: технология развивающего обучения, деятельностный подход, рефлексивная технология.
Каждый этап имел свою завершённость и имел свой логический переход к следующему этапу. Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовало познавательной активности учащихся. На уроке использовала индивидуальную и дифференцированную работу. На уроке велась фронтальная и парная форма обучения. При проведении парной работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить выслушивать мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.
После каждого этапа урока подводился краткий анализ деятельности через осознание учащимися цели выполнения каждого задания. Это способствовало осознанному воспрятию учебного материала, необходимости достижения каждым конечной цели урока.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии.