Урок по русскому языку на тему: «Орфографические умения как правильные орфографические действия. Готовимся к проверке своих умений»


Конспект урока по русскому языку
на тему:
«Орфографические умения как правильные орфографические действия. Готовимся к проверке своих умений»
Комендантова Елена
Александровна,
учитель начальных классов


Ковров 2014 г.
Тема урока: «орфографические умения как правильные орфографические действия.Готовимся к проверке своих умений.»
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о разновидности орфографических и грамматических умений.
Задачи:
Обучающая:
Обобщить знания, умения и навыки учащихся об изученных орфограммах;
Закреплять орфографические умения учащихся:
написания словарных слов;
обнаруживать орфограммы;
работать орфограммами;
применять орфографические правила.
Проверить сформированность понятий « Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», « Разделительный мягкий знак»;
Развивающая:
Развивать память, мышление, внимание;
Развивать познавательный интерес;
Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально.
Воспитывающая:
Воспитывать уважение к родному языку;
Воспитывать ответственное отношение к учебе, к труду.
Тип урока: урок закрепление.
Ход урока:
Организационный момент.
Словарно – орфографическая минутка.
- Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним , что такое лексическое значение слова?
( то, что они обозначают)
- А теперь, я буду называть лексическое значение слов, а вы будете записывать слова-отгадки, которыми будут словарные слова. Запишите слова по их лексическому значению. Поставьте ударение, подчерните непроверяемые орфограммы.
Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. (орех)
Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу. (восток)
Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку. (пшеница)
Тетрадь в переплете для рисунков. … для рисования. (альбом)
Плод яблони. (яблоко)
- Посмотрите на доску и проверьте свою работу.
- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать слово.
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
- Кто догадался, что это за слово?
(календарь)
-Правильно КАЛЕНДАРЬ. Это новое словарное слово.
- А как вы думаете, что такое календарь?
(мнение детей)
- Календарь – это список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера.
- А какие бывают календари?
(ответы детей) ( слайд с разными видами календаря)
- Давайте произнесем это слово и поставим ударение. В каких слогах есть безударная гласная?
(в 1 и 2 слогах) (К А Л Е Н Д А Р Ь)
- Как вы думаете можно ли подобрать проверочные слова к этим безударным гласным?
(нет)
- Правильно, написание этого слова надо запомнить.
- Запишите это слово к себе в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
- Придумайте предложение с этим словом.
(дети приводят свой пример)
- Посмотри какие предложения получились у меня:
•Мама купила красивый календарь.
- Спишите это предложение.
- Самостоятельно подчеркните главные члены предложения.
- Проверку выполните в парах.
- Итак, кто уже догадался, какая цель нашего сегодняшнего урока?
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, чем сегодня мы с вами будем заниматься на уроке?
(повторять орфограммы, и учится их находить)
- А как вы думаете, почему мы сегодня на уроке будем повторять орфограммы?
- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока : « орфографические умения как правильные орфографические действия.»Актуализация знаний.
- Прежде чем мы приступим работать дальше, давайте вспомним, какие орфограммы вы знаете?
(ответ детей)
(безударные гласные в корне слова проверяемые ударением, непроизносимые согласные в корне слова, парная согласная в корне, мягким знаком после шипящего, разделительным мягким знаком, -ться и -тся в глаголах)
- Посмотрите на доску, здесь даны словак каждой из орфограмм. Приведите свои примеры к:
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением (побежал);
Непроизносимые согласные в корне слова (праздник);
Парной согласной в корне слова (пробежка);
Мягкий знак после шипящих (помощь);
Разделительный мягкий знак (ущелье);
-ться и –тся в глаголах (учиться).
- Сейчас мы с вами повтори орфограммы, а теперь давайте посмотрим как вы выполните упражнение в рабочей тетради № 61.
- Давайте прочитаем с вами текст.
- О чем говориться в этом тексте?
(ответ детей)
- Самостоятельно в 1, 2 и 3 предложениях отметьте все орфограммы.
- Давайте проверим, назовите из данных предложений слово с:
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением;
-ться и –тся в глаголах;
Парной согласной в корне слова;
Непроизносимые согласные в корне слова;
Разделительный мягкий знак;
Мягкий знак после шипящих.
- В остальных предложениях самостоятельно подчеркните все орфограммы.
- Итак, давайте сделаем небольшой вывод по этому упражнению. Скажите, как проверить безударную гласную в корне слова?
- Как проверить обозначение буквой непроизносимого согласного звука в корне слова?
- Ребята, а какие бывают предложения по цели высказывания?
( по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные)
- Назовите, на какие две группы делятся предложения по интонации?
(по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные)
- А чем отличается восклицательное предложение от невосклицательного?
(восклицательное предложение произносится с сильным чувством и в конце такого предложения ставится восклицательный знак)
- Давайте вернем к нашему упражнению под № 61в рабочей тетради.
- Дайте характеристику четвертому предложению. Какое это предложение по цели высказывания?
- А по интонации?
- Скажите это предложение распространённое или нет?
- Молодцы! Так же в любом предложении есть основа. Назовите, что является основой предложения?
(главные члены предложения)
- В этом же упражнении, в последних двух предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.
( один ребенок работает у доски, а остальные в тетради)
- Ребята, а когда мы пишем –ться или – тся в глаголах?
- Из данного упражнения приведите примеры на эту орфограмму.
(торопиться, вгрызается, шевелится)
- Мы с вами вспомнили когда мы пишем – ться или – тся, а сейчас давайте выполним упражнение на эту орфограмму.
- В учебнике № 62. Здесь даны 3 рамки со словами. Спишите слова в первой рамке, правильно вставляя «ТЬСЯ» или « ТСЯ».
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Прочитайте слова во второй рамке?
- Что общего в этих словах?
(это глаголы, которые пишутся с мягким знаком)
- Какую роль выполняет мягкий знак в словах?
( мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме, а бывает разделителем)
- Как вы напишете данные слова во второй рамке?
(ответ детей) ( с мягким знаком)
- Спишите эти слова к себе в тетрадь, располагая их по алфавиту.
- Посмотрите на слова в третьей рамке. Давайте прочитаем их.
- Посмотрите на картинку, которая изображена рядом с рамкой. Значение какого слова помогает понять рисунок?
(это слово калач)
- Скажите когда мы пишем Ь знак после шипящих, а когда нет?
(Ь знак пишется когда существительное женского рода и единственного числа; Ь знак не пишется, когда существительное мужского рода и единственного числа.)
- Самостоятельно запишите эти слова, правильно вставляя мягкий знак.
- Давайте проверим что у вас получилось. В каких словах вы вставили мягкий знак? А в каких словах нет Ь?
- Итак, давайте подведем небольшой итог по этому упражнению. Какие правила написания мягкого знака вам понадобились, при выполнении данного упражнения?
( ответы детей)
Подготовка к выполнению домашнего задания.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: в учебнике № 63. В этом упражнении вам предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы, а доказательство вы запишете в скобках после слова, где пропущена буква. Так же в этом тексте отметите все орфограммы.
Итог урока.
- Какова была тема нашего сегодняшнего урока?
()
- Чем же мы сегодня занимались на уроке?
(повторяли , что такое части речи и орфограммы, и находили их в тексте, и повторяли правила написания Ь)