Самостоятельная работа учащихся на уроке как важнейший путь развития их познавательных способностей


Самостоятельная работа учащихся на уроке как важнейший путь развития их познавательных способностей
На современном этапе проблемой педагогической науки и практики является развитие заинтересованности познавательных способностей у школьников. Для получения результата от обучения и воспитания, учащихся необходимо реализация принципа активности и обучения учащихся.
Преподавателю необходимо использовать систематически самостоятельную работу на уроке, тогда у школьников формируется самостоятельность, умение проверять свою работу, повышается интерес к предмету.
Перед учителем, преподавателем встает задача научить учащихся выполнению каждого вида учебной - познавательной деятельности, сформировать у них умения планировать и рационально организовывать свою деятельность. От того, как хорошо учащиеся владеют различными видами деятельности, как хорошо умеют применять их для получения новых знаний, в значительной мере зависит их познавательная активность, а также познавательные интересы и потребности, развитие в целом.
Необходимо учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся для применения, какого- либо метода или приема активизации. Для учеников обладающих высоким уровнем развития познавательных способностей предлагать можно сложные познавательные задачи. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности.
Для активизации учебной деятельности учащихся самостоятельная работа должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащихся.
Формирование познавательной самостоятельности можно разделить на несколько этапов. Так, по мнению А.Е. Богоявленской:
Первый этап формирования познавательной самостоятельности заключается в обучении приемам анализа и сравнения. Познавательная самостоятельность школьников на этом этапе носит в основном репродуктивный характер, что соответствует первому уровню.
Второй этап. Его задачи состоят в обучении школьников приемам умственной деятельности при изучении несложного материала и в формировании разнообразных умений работать с учебником и дополнительной литературой. При этом осуществляется все еще прямое руководство этой деятельностью: фронтальное задание, письменный и подробный инструктаж и т.п.
Главное при этом – помочь учащемуся в любом его затруднении и показать положительное значение самостоятельной работы. Однако в некоторые задания включается требования самостоятельного анализа, сравнения, установления причинно – следственных отношений, обобщения.
На третьем этапе развития познавательной самостоятельности от учеников требуется умение найти источники знаний, правильно их использовать (в том числе периодическую печать), вычислять главное, особенно доказательства, объяснения тех или иных положений. Задания этого этапа должны требовать умственной нагрузки учащихся, вызывать у них состояние интеллектуального затруднения и стимулировать самостоятельный поиск и решения.
Задачи четвертого этапа должны быть направлены на обучение учащихся, применять комплекс всех сформированных умений. Задания при этом должны быть краткими, а на выполнение работы времени должно отводиться меньше. Им предлагается самим найти не только источники знаний, но и рациональные методы и проявить умения самостоятельно выполнить задание. Задания этого этапа требуют высокого – третьего уровня познавательности, а обучающая деятельность преподавателя может сводиться лишь к руководству [2].
Для учащихся самоподготовка играет большую роль, т.к. способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, учит правильно распределять своё время, усваивать полученную информацию. Вместе с тем самоподготовка развивает у школьников дисциплинированность, волю, инициативность, развивает мышление. На современном этапе к школе предъявляются особые требования для подготовки выпускников.
Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий. При коллективной работе все учащиеся должны пользоваться одинаковым способом и укладываться в определенное для всех время. Но одни справляются с заданием быстро, а другие испытывают затруднения и отстают. В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным способом. Если он не знает чего-то, то старается найти решение и выполняет задания своими силами, то есть своим умом и знаниями.
Конечно же, немаловажным фактором при работе с детьми имеет значение постоянная мотивация, похвала школьника за самостоятельную работу.
Результатом самостоятельных работ являются следующие показатели:
- если самостоятельная работа организована правильно, то школьники получают хорошие знания;
- у школьников формируются практические навыки и умения;
- самостоятельные работы у школьников способствуют развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. Развитие познавательной самостоятельности учащихся - это важная задача на любом уроке и, особенно при проведении лекции в старших классах. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся, прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем
Большой вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности школьников в процессе обучения внесли видные педагоги и психологи Ушинский, К. Д.,И.А. Зимняя, Есипов Б.П., Пидкасистый П.И., Выготский Л.С..
В трудах этих ученных показано, что эффективным средством развития самостоятельности и творческой активности учащихся является именно самостоятельная работа.
Главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности.
Использование различных видов самостоятельной работы педагогом, помогает повысить уровень знаний учащихся и разнообразит познавательную деятельность.