МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «МАКРАМЕ» для учащихся 6 – 7 классов

Государственное учреждение «Средняя школа № 1» г. Актобе









МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

КРУЖКА «МАКРАМЕ»

для учащихся 6 – 7 классов













Автор:
Лиманская Наталья Анатольевна











2017 ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Макраме – один из древнейших видов рукоделия. Его история исчисляется тысячелетиями и уходит в далёкое прошлое. Тот момент, когда человеку впервые потребовалось соединить две нити, и стал началом узелкового плетения. Есть предположения, что его истоки следует искать в Древнем Китае и Японии. Однако археологические раскопки свидетельствуют о том, что искусство макраме было известно и в других частях света.
Технику узелкового плетения знали в Ассирии, Ираке, Перу, Древнем Египте и Древней Греции.
Возникло узелковое плетение как декоративное искусство в 9 веке до нашей эры. Именно с этого времени можно встретить, пусть и отрывочные, упоминания об узелковых изделиях. Родоначальниками макраме справедливо считают моряков, которые, используя узелковое плетение в своей повседневной работе, довели это ремесло до совершенства. С помощью узлов они сращивали тросы, плели сети, а в свободное время создавали для своих близких удивительные узелковые подарки: талисманы, подвески и т.д.
Интерес к макраме сегодня обусловлен не только желанием современного человека украсить свою одежду или жильё оригинальными вещами, но и тем, что приёмами узелкового плетения может овладеть каждый, возможности же макраме безграничны. Необходимы лишь увлечённость, терпение, немного выдумки и фантазии. Кроме того, плетение развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление учащихся, учит решать композиционные задачи. В процессе плетения учащиеся работают обеими руками, чувствуют материал и определённый ритм движений пальцев.
Учебный курс кружка «Макраме» включает новый для учащихся материал, который предусматривает творческое развитие учащихся при наличии адекватной учебно-материальной базы. Обучение по курсу не требует особых материальных затрат, так как для выполнения работ возможно использование не только нового, но и бросового материала. Сложность содержания учебного материала соответствует возрастным возможностям школьников 6-7 классов. Полученные учащимися знания и умения пригодятся им в жизни, а формируемые при этом такие важные качества личности, как настойчивость, терпение, аккуратность в труде, творческая фантазия, будут способствовать успеху в любой работе.

Цели курса:
сформировать и усовершенствовать практические умения и навыки плетения;
расширить кругозор учащихся и закрепить их интерес к рукоделию;
развить творческие способности и фантазию в процессе включения учащихся в практическую деятельность по данному виду декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
Образовательная – ознакомление учащихся с различными видами и приёмами плетения, обеспечение их усвоения, формирование практических умений и навыков, умений действовать по определённому алгоритму, схеме или образцу, перенося знания и умения в новую ситуацию – при изготовлении новых изделий.
Воспитательная – воспитание эстетического вкуса, целеустремлённости, терпения и самоорганизации, желания овладеть приёмами плетения и добиться высоких результатов в работе.
Развивающая – развитие мелкой моторики рук, образного и пространственного мышления, творческого воображения, самостоятельности, умения определять признаки и свойства материалов по внешнему виду и на ощупь.
Объём учебной нагрузки курса «Макраме» составляет 68 часов, из которых 75% - на практические занятия, самостоятельные работы, остальное – на изучение теоретического материала.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с историческими сведениями о древнейшем виде декоративно-прикладного искусства – макраме, основными видами узлов и узоров, необходимыми для работы инструментами и приспособлениями.
Основной задачей практического обучения является формирование и отработка практических умений и навыков по изготовлению плетёных изделий.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебный материал программы изложен последовательно от простого к сложному, начиная с узлов и приёмов плетения более лёгких изделий и заканчивая более сложным ажурным плетением.
На занятиях плетения макраме используются общедидактические методы обучения – словесные, наглядные, практические.
Словесным методом начинаются новые темы.
Для активизации познавательной деятельности учащихся словесный метод сопровождается показом готовых изделий или рисунков.
Словесные методы сочетаются с практическими с помощью инструктажа. Во время вводного инструктажа происходит знакомство учащихся с необходимыми материалами и приспособлениями.
Чтобы научить детей правильно выполнять приёмы работы, применяется фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность выполнения технических приёмов.
В процессе практической деятельности проводится текущий инструктаж для всей группы. Ошибки отдельных учащихся преодолеваются с помощью индивидуального инструктажа.
Для отработки техники плетения нужны многократные упражнения с постепенным переходом от более лёгких к более сложным заданиям. При этом предыдущие упражнения подготавливают к выполнению последующих, а те в свою очередь, закрепляют и совершенствуют предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.
Для эффективного усвоения материала используются схемы, альбомы с описаниями и фотографиями изделий, краткие записи в рабочих тетрадях.
Наглядным представлением о результатах работы учащихся является выставка детского творчества.
В основу содержания методического пособия положен личный опыт кружковой работы автора.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

К концу учебного года учащиеся должны знать:
историю возникновения древнейшего вида декоративно-прикладного искусства – макраме;
из каких нитей плетут изделия;
какими инструментами и приспособлениями пользуются при плетении;
принципы образования узлов и узоров, их различные названия;
условные обозначения узлов.


К концу учебного года учащиеся должны уметь:
быстро, ловко и красиво завязывать узлы;
выполнять различные узоры;
самостоятельно изучать и понимать описания и схемы изделий;
выбирать соответствующий материал и приспособления для работы;
создавать плетёные изделия.




























·ПРОГРАММА

(68 часов, 2часа в неделю)



Тема и содержание урока

Количество часов


ВВЕДЕНИЕ


1.

Вводное занятие.
Макраме – искусство плетения узелками.
Применяемые материалы и приспособления.
Подготовка нитей для работы.

2


АЗБУКА И ТЕХНИКА МАКРАМЕ



2.

Панно «Сова»


12


Изучение схемы панно «Сова», последовательность плетения изделия.
Раскрой и крепление нитей.
2


Двойной квадратный узел (ДКУ).
Сетка «Шахматка».

2


Репсовый узел.
Плетение диагональных брид.

2


Цепочки из ДКУ.
Узел «Ягодка». Плетение крыльев.

2


Узел «Фриволите».
Изготовление глаз.

2


Окончательная обработка и отделка изделия.
Изготовление бахромы и подвесного шнура.
2


3.

Игрушка «Гномик Кирюша»


10


Изучение схемы и описания работы.
Раскрой и крепление нитей.
2


Приёмы расширения полотна.
Плетение шапочки.
2


Плетение халата.
Плетение лица.
2


Плетение бороды.
Плетение повязки с колокольчиком.
2


Монтаж изделия.
Окончательная обработка и отделка.
2


4.

Кашпо «Светлана»


10


Краткая запись описания работы в тетради.
Раскрой нитей.
2


Плетение подвесной петли.
Приём «Оплётка».
2


Витая цепочка.
Плетение подвесных шнуров.
2


Узел «Через руку».
Плетение корзинки.
2


Окончательная обработка и отделка изделия.
Изготовление декоративной бахромы с кистями.
2


5.

Плетёная салфетка


10


Краткая запись описания работы в тетради.
Раскрой нитей.

2


Плетение сеточки.
Плетение основного полотна салфетки.
2


Объединённый узел.
Плетение левого бордюра.
2


Плетение правого бордюра.
Плетение правого бордюра.
2


Оформление бахромы.
Влажно-тепловая обработка изделия.
2


6.

Футляр для сотового телефона


10


Краткая запись описания работы в тетради.
Раскрой и крепление нитей.
2


Приём Кавандоли.
Образование узора.
2


Плетение в развёрнутом виде.
Круговое плетение стенок.
2


Плетение дна.
Изготовление подвесного шнура.
2


Монтаж изделия.
Окончательная обработка изделия.

2


7.

Плетение объёмных изделий. Ажурная ваза с плетёными цветами.


12


Краткая запись описания работы в тетради.
Раскрой и крепление нитей.
2


Сетка-мережка.
Оплетение горлышка сосуда.
2


Ажурный узор.
Оплетение поверхности сосуда.
2


Убавление нитей.
Оплетение дна сосуда.
2


Изготовление лепестков цветов.
Изготовление сердцевины.
2


Изготовление стебля.
Монтаж изделия
2


ВЫСТАВКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ


8.
Подготовка к выставке.
Проведение выставки работ учащихся.
2




































РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ

Уроки 1- 2
Тема: Вводное занятие. Макраме – искусство плетения узелками.

Цель: Ознакомление с историей возникновения и совершенствования древнейшего вида рукоделия, материалами и приспособлениями.

Краткое содержание. Историческая справка. Применяемые материалы и приспособления, их разнообразие.


Уроки
3-14
Тема: Панно «Сова».

Цель: Научить плетению изделия по схеме и образцу с точностью и аккуратностью при выполнении работы, одному из способов введения дополнительных нитей и соединению их с основой плетения, научить выполнению веерообразных брид, развивать глазомер и чувство цвета.

Краткое содержание. Раскрой нитей. Плетение «Шахматки», веерообразных брид.
Изготовление глаз «Совы». Изготовление бахромы. Плетение подвесного шнура с кисточкой.


Уроки 15-24
Тема: Игрушка «Гномик Кирюша».

Цель: ознакомить с изготовлением изделия, состоящего из нескольких отдельных деталей, научить плетению изделия при равномерном расширении полотна, развивать чувство цвета при выборе цвета ниток для отделочных работ.

Краткое содержание. Принцип расширения полотна. Изучение и выполнение приёма «чистый край», узла «Фриволите», пико в цепочке. Аккуратное соединение деталей изделия.


Уроки 25-35
Тема: Кашпо «Светлана»

Цель: ознакомить с назначением в домашнем интерьере кашпо, разнообразием их видов, научить плетению новых узлов и приёмов, закрепить знания и умения отделки изделий.

Краткое содержание. Раскрой нитей. Плетение кольца, подвесных шнуров, корзинки. Изучение и выполнение приёма «Ловушка», узла «Лотос», витой цепочки. Изготовление декоративной бахромы с кистями.


36 - 45
Тема: Плетёная салфетка.

Цель: научить плетению изделия из более тонких нитей, ознакомить с его особенностью, с используемыми приспособлениями, развивать точность и аккуратность при выполнении работы.

Краткое содержание. Раскрой и крепление нитей. Плетение сетки «Шахматка». Плетение бордюров, оформление бахромы.


46 -57
Тема: Футляр для сотового телефона.

Цель: научить одному из способов многоцветного плетения, внимательному и аккуратному выполнению работы.

Краткое содержание. Раскрой и последовательность крепления цветных нитей. Круговое плетение стенок. Приём «Кавандоле». Плетение дна. Окончательная обработка изделия.

58 - 66
Тема: Плетение объёмных изделий. Ажурная ваза с плетёными цветами.

Цель: научить способам оплетения сосудов причудливой формы, изготовлению объёмных изделий из разноцветных деталей, закрепить умения плетения узла «Лотос».

Краткое содержание. Раскрой нитей, особенности их крепления и плетения изделия. Оплетение поверхности сосуда. Изготовление цветов. Составление композиции «Цветы в вазе».


67 - 68
Тема: Выставка работ учащихся.

Цель: оценка и анализ работ учащихся с точки зрения соответствия технологическим особенностям и технического вкуса.

Краткое содержание. Подготовка и проведение выставки.

























ЛИТЕРАТУРА



«Вязание и макраме». Под редакцией Ковалёвой Г. Москва «РИПОЛ КЛАССИК», 2002 год.
Колокольцева С.И. «Макраме для всех». Смоленск «Русич», 1997 год.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Послушные узелки».Москва «ЭКСМО», 1997 год.
Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Ярославль «Академия развития», 1997 год.
Сиротенко Т.А. «Методические основы проведения кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству». Научно-методический журнал «Школа и производство» № 11/1991.
Соколовская М.М. «Знакомьтесь с макраме». Москва «Просвещение», 1990 год.
Патрашку Д.Я. «Определение и формулировка целей урока». Научно-методический журнал «Школа и производство» №12/1991.

























ПРИЛОЖЕНИЕ «РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ»































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Рисунок 1C:\Documents and Settings\Наталья\Мои документы\Ак желкен\Фото МАКРАМЕ\IMG_0197.jpgРисунок 3C:\Documents and Settings\Наталья\Мои документы\Ак желкен\Фото МАКРАМЕ\IMG_0207.jpgРисунок 1C:\Documents and Settings\Наталья\Мои документы\Ак желкен\Фото МАКРАМЕ\IMG_27181.jpg