Инновационный центр развития образования: поиск, творчество, достижения


Инновационный центр развития образования: поиск, творчество, достижения
Слямова Сауле Шаимовна,
директор Инновационного центра
развития образования и воспитания управления образования
Павлодарской области акимата Павлодарской области
Павлодарская область, г. Павлодар
«Прогресс возможен только там, где есть
гармония между традицией и модерном»
Н. А. Назарбаев
Эпоха глобализации отмечена формированием информационного общества с невиданными потоками информации, идей и технологий.
Отсюда и вся перестройка образовательной системы, нацеленная на формирование человека новой формации, способного противостоять вызовам времени.
Два встречных процесса характеризуют модернизацию образования в Республике Казахстан: столкнулись два века в сфере образования – прогрессивное развитие школы, идущее из глубины ХХ столетия и новые веяния эпохи глобализации, связанные с компетентной педагогикой и сконцентрированные в педагогическом опыте АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» по типу Кембриджской технологии.
Из педагогической классики не следует забывать:
теорию и практику развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков);
всю систему учебной психологии, реализующую идею Ушинского К.Д. о том, что надо изучать те психические явления, которыми учитель хочет управлять;
методические теории, опирающиеся на законы мышления и творчества;
системный подход к формированию личности школьника, основанный на четырех свойствах целостности учебного процесса, когда предметы складываются в школе не «как науки, а как окна в окружающий мир».
Всё это было, есть и должно быть в будущем.
Новая волна реформирования образования Казахстана всколыхнула общество в связи с принятием стратегических долгосрочных государственных документов, и с подготовкой одаренной части подрастающего поколения к выполнению лидирующих функций на международной арене. Отсюда и «Назарбаев университет», и «Назарбаев интеллектуальные школы», и сотрудничество с передовыми образовательными учреждениями зарубежья.
Наша задача сегодня – не потерять драгоценного накопленного педагогического опыта, соединив его с идеями новой волны реформирования образования.
«Мы движемся к постиндустриальному миру, в котором правит триада «образование – наука - инновации», - сказал Президент. Вот почему труд, опирающийся на знания лежит в основе развития личности и государства, и то, и другое в человеке закладывает школа»
Создавая Инновационный центр в Павлодарской области, мы исходили из объективно существующих проблем и противоречий, препятствующих модернизации областной методической службы.
Следует заметить, что на сегодняшний день отсутствует система высшей профессиональной подготовки работников образования методических центров. Педагогические кадры методических служб обычно состоят из педагогов, прошедших естественный путь собственной профессионализации. Недостаточность научной базы методических и методологических знаний не позволяет осуществлять быстрое освоение новых областей теории и практики в сфере образования.
Естественно, что перед руководством нового Центра, прежде всего, встал вопрос, каким образом способствовать повышению уже сложившейся высокой планке качества образования в области. Было принято решение: начать с разработки методологии и перспектив функционирования Центра, чтобы не на словах, а в действительной жизни каждого учителя и руководителя Центр стал бы и необходимым источником для решения трудных педагогических ситуаций, и информационной поддержкой в раскрытии ключевых понятий современного образования.
Сегодня, почти три с половиной года спустя, можно уверенно говорить о том, что разработанная целевая программа Центра обеспечивает образованию региона шаги роста.
На наш взгляд, региональная методическая служба должна стать сегодня катализатором образовательных реформ, обеспечить оперативное и массовое внедрение в практику системообразующих инноваций. Особое значение приобретают вопросы усиления непрерывного характера обучения и профессионального развития руководителя и педагога как условие их активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач на современном этапе развития образования.
Инновационный центр функционирует с января 2013 года. В Центре работают 22 методиста, имеющие высшую и первую квалификационную категорию. Степень магистра имеют 6 методистов.
В его структуре 5 кабинетов. С целью координации действия структурных подразделений, направленных на развитие научно-методического обеспечения инновационной, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в сфере образования региона, создан научно-методический совет.
На наш взгляд, для областной методической службы наиболее оптимальным вариантом развития и повышения эффективности является модель сетевой организации методической работы, которая строится из таких элементов, как инновационные площадки, проектные группы, творческие лаборатории и другое.
С начала 2013 года при Центре созданы 6 инновационных площадок, содержательная основа которых раскрывает триаду «образование – наука – инновации». Кроме проблем профильной школы, инновационные площадки изучают, исследуют и внедряют в практику опыт АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», полиязычное образование, критериальное оценивание, опыт работы ресурсных центров. В связи с экспериментом по апробации и внедрению Государственного общеобразовательного стандарта начальной школы в Центре открыта инновационная площадка «Обновление ГОСНО».
Научными руководителями инновационных площадок являются учёные Павлодарского Государственного педагогического института, кандидаты педагогических наук, профессора института (Афанасьева Валерия Никандровна и Омарова Вера Константиновна) и Инновационного Евразийского университета ( Утилова Айгуль Муратовна).
Для обеспечения научной поддержки методической и инновационной деятельности Центр тесно взаимодействует с филиалом АО ИПК ПР «Өрлеу» и высшими учебными заведениями области, республики и России. Кроме научного руководства инновационной деятельностью Центра, сотрудники вузов участвуют в различных методических мероприятиях, выступают в роли организаторов краткосрочных курсов для учителей-предметников по совершенствованию предметной компетенции учителя.
Сетевая организация методической работы определяется как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать друг с другом по вопросам совместной работы, обмена идеями, созданию нового интеллектуального продукта, выстраивая новые сетевые связи как внутри сети, так и за ее пределами.
Инновационному центру, входящему в сетевое методическое пространство, отводится координирующая роль в создании единого понятийного поля, общности теоретического и методического характера, системы развития сетевой организации методической работы.
Методическое сопровождение оказывается различными видами ресурсов (информацией, методическими рекомендациями, образовательными, консалтинговыми, тьюторскими услугами). Результатами такого сопровождения является в конечном итоге повышение эффективности деятельности образовательной системы в целом.
Мониторинг состояния методической деятельности в Центре и в регионе проводится по ряду направлений, в том числе ежегодно осуществляется оценка эффективной деятельности рай/гор методкабинетов. На слайдах представлена разработанная в нашем Центре таблица показателей рейтинговой оценки. Ежегодный мониторинг позволяет нам выявить положительный опыт методической работы в области и стимулировать деятельность районных и городских методических кабинетов. Поскольку таблица ежегодно сопровождается подтверждающими материалами – это своеобразный информационный банк по основным направлениям деятельности методического кабинета и богатейший материал для подготовки к августовским мероприятиям. Кроме того, мы освободили методические кабинеты от многостраничных текстовых отчётов о проделанной за год работе. По итогам мониторинга РГМК, достигшие лучших показателей, отмечаются дипломами (I, II, III степени) и ценными подарками.
Следует отметить, что проводя собственный мониторинг, мы активно используем в работе результаты мониторинговых исследований педагогов Павлодарской области.
Среди многочисленных критериев эффективности методической деятельности на этапе становления мы выделили 4 основных показателя.
Анализ деятельности областных творческих групп показывает положительную динамику количества учителей постоянно-действующих творческих объединений, их возросший интерес к информации о передовом опыте, желание работать по-новому, что, естественно, отражается на степени удовлетворённости педагогов своей профессиональной деятельностью.
На сегодняшний день при Центре работают 31 творческих групп педагогов школ, дошкольных и внешкольных организаций.
Результаты интеллектуальных и профессиональных конкурсов, организуемых Центром, участие педагогов и методистов в разработке методико – дидактических материалов, желание делиться своим опытом на страницах профессиональных изданий и средств массовой информации свидетельствует о заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях.
В период 2013-2015 годы методистами центра разработаны Стандарты кабинетов казахского языка и казахской литературы, Всемирной истории и кабинета Первого Президента, учебно-методический комплекс по курсу «Краеведение» для 7 класса, сборник контрольных работ для суммативного оценивания в общеобразовательных школах, «Тестовый материал для организации текущего контроля учебных достижений учащихся на уроках географии в 7 классе», «Компетентностно-ориентированные задания», «Контрольные измерители по предметам начальной школы с использованием технологии критериального оценивания (математика, казахский, русский языки)», «Рабочая тетрадь по казахской литературе для 5класса» и «Рабочая тетрадь по казахской литературе для 6 класса».
За три года по итогам деятельности творческих групп издано 81 сборник методико-дидактических материалов по различным образовательным областям. В этом году Центром составлены методические пособия в помощь учителям к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 550-летия образования казахского ханства и 20-летия Ассамблеи народов Казахстана.
Три года полноценно функционирует информационный сайт Центра, где освещается вся работа Центра.
Центр активно использует и поддерживает наработанный в области методический опыт по освоению и внедрению современных технологий в процесс обучения. Сегодня активно внедряются в школьную практику принципы и идеи уровневой Программы.
За три последних года курсы І, ІІ, ІІІ уровней прошли 16, 3 % учителей от общего числа учителей, (из них28,3 % – учителя высшей, 27,2 % – первой, 12,7 % – второй квалификационной категории), которые взаимодействуют в рамках сетевых сообществ.
По данным исследований 87 % сертифицированных учителей отмечают наличие положительной динамики в процессе обучения.
Анализ отзывов о проведённых плановых мероприятиях Центра свидетельствует о том, что более 63 % участников и слушателей практико-ориентированных семинаров планируют применять предложенный материал в своей практике, 30 % возьмут полученные знания для осмысления, около 7 % считают информацию недостаточной, что для нас является поводом для совершенствования работы.
Таким образом, в результате своей деятельности мы отмечаем удовлетворение потребности формирования единого методического пространства с множеством отношений и связей, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов, методических служб и образовательной системы области в целом. Руководство и сотрудники центра, нарабатывая теоретический и обретая практический опыт, в функционально-вертикальной модели современной методической деятельности видят в будущем главной фигурой областного уровня методиста-менеджера.
Перспектива развития Центра - создание качественной региональной методической службы, где Инновационный центр выступает в роли лидирующего и координирующего звена в многоуровневой системе методической службы области.
Благодарю за внимание!