Образовательная программа дополнительного образования студии «Интуитивное рисование» для обучающихся в возрасте 7-10 лет

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 Копейского городского округа
________________________________________________________________________

456625, Челябинская область, тел. 8(35139) 4-16-74, 4-16-75
г. Копейск, пр. Славы, 13а Электронный адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт школы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].




«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МОУ СОШ № 48
____________ /О.В.Анашкина/ _______________ /Л.С.Апостолова/
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
« 21 » сентября 2015 г. Приказ № 56/1
от « 28 » сентября 2015 г.








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
студии «Интуитивное рисование»

возраст обучающихся: 7-10 лет
срок реализации: 2 года




Составитель:
Богатенкова Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования







Копейский городской округ
2015







Пояснительная записка

Программа студии «Интуитивное рисование» составлена на основе программы руководителя студии «Юный художник» Кузнецовой Ларисы Сергеевны (МКОУ СОШ № 6 г. Черкесска) и информации из интернета.
Интуитивное рисование – это правополушарное рисование. Суть правополушарного рисования заключается в том, что в момент занятия творчеством ребенок активно включает в работу правое полушарие своего мозга, которое, как известно, отвечает за творчество. Рисование – это как раз тот случай, когда у большинства людей продолжает работать левое полушарие, но целостные зрительные образы лучше и правильно обрабатываются правым полушарием.
Интуитивное рисование – это метод активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Благодаря интуитивному рисованию открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки, как новичок, так и обучающийся в классической художественной школе. Интуитивное рисование полезно как школьнику, так и студенту – каждый откроет в правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Программа дополнительного образования «Интуитивное рисование» направлена на развитие творческого потенциала детей. В начале обучения многие дети имеют незначительные навыки рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных способностях к художественному творчеству, но к завершению курса обучения практически все обучающиеся приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и окружающим в том, что они умеют рисовать.
Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей.
У школьников занятия интуитивным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды.
Ребенок, занимаясь интуитивным рисованием, реализует свою мечту научиться рисовать картины, даже если у него абсолютно не было опыта. Параллельно с этим обретаются новые знакомства, расширяется кругозор, появляется уверенность в себе. Каждый ребенок открывает для себя умение владеть кистью, выражать себя посредством цветового и фактурного решения, чувствовать пропорции и формы, задавать уникальный ритм своей картины, создавать незабываемые работы, вызывающие отклик у зрителя, которые хочется рассматривать вновь и вновь.

Цель: Раскрытие и развитие творческих способностей ребенка, формирование интуитивного мышления, развитие способностей к визуализации, формирование отношения к жизни как к творчеству.
Задачи:
- развить творческий потенциал, творческое самовыражение;
- развить интуицию;
- уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и
тревог);
- приятный неакадемический способ научиться рисовать;
- активизировать творческие способности и мышление;
- развить воображение;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и
самосовершенствованию;
- формировать представление о гармоничном единстве мира;
- развить художественный вкус, пространственное мышление,
понимание прекрасного;
- развить умение контактировать со сверстниками в творческой
деятельности;
- развить стремление к творческой самореализации;

Программа основана на следующих принципах:

1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативные навыки.
2. Принцип коллективности – дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для самопознания.
3. Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ребенка (взаимопонимание, ответственность, уважение).
4. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Формы деятельности: занятия, диспуты, выставки, беседы.

Планируемые результаты:
- развитие творческого потенциала;
- коммуникабельность;
- всестороннее развитие личности ребенка (создание условий для
формирования личности, способной успешно адаптироваться в
современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить,
проанализировать и сделать выводы;
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- понимание чувств других людей, сопереживание им;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
- задавать вопросы;
- формировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Программа поможет решить следующий ряд задач

Учебные задачи
- освоение детьми основных правил изображения;
- понятие самого себя через творческое самовыражение;
- развитие интуиции;
- развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи:
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- уравновешивание эмоционального состояния.

Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач;
- развитие стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
- активизация творческих способностей, убирающих стереотипы видения и мышления;

Занятия проходят во внеурочное время.66 часов для первого года обучения и 68 часов для второго года обучения.

Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе построено исходя из этих закономерностей:
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- учитывает личностное достижение художественного развития обучаемого и опирается на них;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки.

Работа с родителями:

Организация внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями детей.
Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Для осуществления этих целей рекомендуется проводить собрания, встречи с родителями.








Учебно-тематический план 1 года обучения



Тема занятия
Содержание
Кол-во часов
Дата
проведения

1
Смешивание красок.
Определение оттенков. Создание фона картины с использованием горизонтальной техники накладывания красок. Рисование пальцами (облака, солнце)
Беседа об увлечениях детей. Познавательная информация о солнце и облаках

2 часа


2
Рисунок на тему «Лес»
Рисование по теме.
Загадки о лесе
2 часа


3
Рисунок на тему «Зимний лес»
Рисование по теме. Беседа об изменениях в природе зимой

2 часа


4
Рисунок на тему «Метель»
Рисование по теме. Обсуждение сказки «Морозко»

2 часа


5
Рисунок на тему «Пальма на необитаемом острове»
Рисование по теме. Рассказ об островах
2 часа


6
Рисунок на тему «Пальмы с бананами в джунглях»
Рисование по теме. Обсуждение сказки «Маугли»

2 часа


7
Создание фона картины с использованием диагональной техники накладывания красок. Рисунок на тему «Космос»
Рисование по теме. Беседа по карте звездного неба.

2 часа


8
Рисунок на тему «Камыши на берегу озера»
Рисование по теме. Беседа об озерах Челябинской области

2 часа


9
Рисунок на тему «Камыши на закате»
Рисование по теме. Беседа об озерах Челябинской области

2 часа


10
Рисунок на тему «Мой ночной город»
Рисование по теме. Беседа о родном городе.

2 часа


11
Рисунок на тему «Город на рассвете»
Рисование по теме. Беседа о родном городе.

2 часа


12
Рисунок на тему «Деревья осенью»
Рисование по теме. Обсуждение изменений в осенней природе

2 часа



13

Рисунок на тему «Маковое поле»

Рисование по теме. Обсуждение сказки «Волшебник Изумрудного Города»


2 часа


14
Рисунок на тему «Ромашковое поле»
Рисование по теме. Беседа о полевых цветах.

2 часа


15
Создание фона картины с использованием горизонтальной и вертикальной техники накладывания красок. Рисунок на тему «Водопад»
Рисование по теме. Рассказ о крупнейших водопадах мира.

2 часа


16
Рисунок на тему «Сакура над водопадом»
Рисование по теме. Рассказ о сакуре.

2 часа


17
Рисунок на тему «Каскадный водопад»
Рисование по теме. Рассказ о каскаде водопадов

2 часа


18
Обучение рисованию картины акварельной кисточкой. Рисунок на тему «Рыбалка»
Рисование по теме. Беседа о сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2 часа


19
Создание фона картины с использованием горизонтальной техники накладывания красок с плавным переходом цветов. Рисунок на тему «Падающая звезда»
Рисование по теме. Беседа о космосе

2 часа


20
Рисунок на тему «Морские волны»
Рисование по теме. Обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

2 часа


21
Рисунок на тему «Шторм»
Рисование по теме. Обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

2 часа



22
Рисунок на тему «Ветка сирени»
Рисование по теме. Беседа о декоративных деревьях и кустарниках.

2 часа


23
Рисунок на тему «Букет сирени в вазе»
Рисование по теме. Представление детей о натюрморте

2 часа



24

Рисунок на тему «Березовая роща»

Рисование по теме. Беседа на тему «Россия – родина моя»


2 часа


25
Ознакомление с техникой нанесения красок мятой бумагой. Рисунок на тему «Летний луг»
Рисование по теме. Знакомство с былинами.

2 часа


26
Рисунок на тему «Зимняя ночь»
Рисование по теме. Беседа о зимних забавах.

2 часа


27
Рисунок на тему «Заход солнца над морем»
Рисование по теме.

2 часа


28
Рисунок на тему «Горы»
Рисование по теме. Беседа об Уральских горах

2 часа


29
Рисунок на тему «Водопад на фоне гор»
Рисование по теме. Беседа о самых высоких горных вершинах мира.

2 часа


30
Рисунок на тему «Букет из ромашек и маков»
Рисование по теме. Беседа по сказке «Аленький цветочек»

2 часа


31
Рисунок на тему «Космос» с использованием акварельных красок и свечи
Рисование по теме.

2 часа


32
Рисование пальчиками. Творческая работа
Рисунок на произвольную тему

2 часа


33

Творческий отчет. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке


2 часа









Учебно-тематический план 2 –го года обучения



Тема занятия
Содержание
Кол-во часов
Дата
проведения

1
Рисунок на тему: «Золотая осень гуашь»
Беседа об изменениях в природе осенью

2 часа


2
Рисунок на мокрой ,мятой бумаге осеннего листа.
Обсуждение цветовой осенней гаммы
2 часа


3
Рисунок на тему: «Осень» (отражение в воде).
Русские поэты, воспевшие осень в стихах.

2 часа


4
Рисунок на тему: « Осенняя аллея»
Русские поэты воспевшие осень в стихах

2 часа


5
Рисунок на тему: «Парочка под дождем»

2 часа


6
Рисунок на тему: «Кувшинка на воде»
Беседа об озерах Челябинской области.

2 часа


7
Рисунок на тему: «Ландыши в поле»
Беседа по произведениям воспевшие русские просторы

2 часа


8
Рисунок на тему: « Ландыши в вазе»
Беседа по произведениям воспевшие русские просторы

2 часа


9
Рисунок на тему: «Радужный закат» (акварель)
Беседа о явлениях в природе

2 часа


10
Рисунок на тему: «Закат» (гуашь)
Беседа о ярких природных красках при закате.

2 часа


11
Рисунок на тему: «Поле с одуванчиками»
Беседа о природе России.

2 часа


12
Рисунок зимних деревьев с использованием синий бумаги
Беседа о любимых временах года

2 часа



13
Рисунок на тему: « Зимняя аллея»


Беседа о любимой месте в городе


2 часа


14
Рисунок на тему: «Волшебство зимней сказки»
Беседа о любимой сказке

2 часа


15
Рисуем весну.
Беседа о изменениях в природе весной.

2 часа


16
Рисуем маки.
Цветы России. Есть о чем поговорить. Разговор – диспут.

2 часа


17
Рисунок на тему: « Заброшенный мост»
Беседа о постройках города.

2 часа


18
Рисование цветов на мокрой бумаге
Беседуем и экспериментируем.

2 часа


19
Рисунок на тему: «Питер»
Любимый город России.

2 часа


20
Рисунок на тему: «Малыш и ночное небо»
Детские мечты, расскажи о них.

2 часа


21
Рисунок на тему : «Кувшин на столе с ромашками»
Беседа на тему мои любимые цветы.

2 часа



22
Рисуем обрыв с водопадом.
Беседы о водопадах мира.

2 часа


23
Рисунок на тему: «Нью-Йорк»
Беседа о городах зарубежных.

2 часа



24

Рисунок на тему: «Эйфелева башня и тюльпаны»

Беседа о городах зарубежных.


2 часа


25
Рисунок на тему: «Тюльпаны на фоне гор»
Беседа о каньонах

2 часа


26
Рисуем морской пейзаж.
Беседа о Черном море

2 часа


27
Рисунок на тему: «Закат и парусник»
Беседа о морях мира.

2 часа


28
Рисуем Прованс гуашью.
Беседа о Франции.

2 часа


29
Рисуем розу гуашью.
Беседа о Франции.

2 часа


30
Рисуем цветущий пейзаж (гуашь)
Беседа о России

2 часа


31
Создание рисунка космос с использованием соли и свечи
Информация о планетах.

2 часа


32
Рисуем летний пейзаж.
Беседа –планы на каникулах.

2 часа


33/
34
Выставка работ. Рисунок на произвольную тему.


2 часа/ 2 часа





Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут знать специальную терминологию, научатся общаться с основными художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют творческий потенциал.

К концу обучения дети будут знать:
- основы цветоведения;
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
- контрасты форм;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- гармонию цвета;
- русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу
родного края и др.

уметь:
- смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- соблюдать последовательность в работе;
- владеть основами перспективы основами цветоведения;
- правильно расположить предмет на листе;
- самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
- работать в различной технике рисования;
- творчески подходить к выполнению работы;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
- радоваться своим успехам и успехам товарищей;
По окончании курса учащиеся оформляют большую выставку. Отбор работ на выставку производится коллективно с участием в их обсуждении всех детей.

Заключение
Интуитивное рисование – это развитие творческого потенциала и творческого самовыражения. Данная программа призвана развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой и красочной.




Используемая литература:
1. «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии», автор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009 г.
2. «Интуиция, творчество, арттерапия», автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2012 г.
3. «Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой
4. «Уроки рисования для младших школьников», 2005 г. Автор: М. Михейшина.

Оборудование, материалы и инструменты, необходимые для кружка:
Столы
Стулья
Доска
Уголок техники безопасности
Альбом
Краски
Кисти
Свечи
Простой карандаш
Ластик
Непроливайка



Словарь юного художника

АКВАРЕЛЬ – мелкотертые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
БЛИК – самая светлая часть на предмете.
ВАТМАН – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
ГУАШЬ - непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в
декоративных работах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
ИЗОБРАЖЕНИЕ – воссоздание действительности в художественных образах, то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
КАРТИНА – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
КИСТЬ – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.

КОМПОЗИЦИЯ – способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
КОНТУР – линия, передающая внешнее очертание животного, человека или предмета.
ФОН – цветовое пространство или среда, в которой находится изображаемый предмет.
ХОЛСТ – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
ШТРИХ – черта, короткая линия.
ЭСКИЗ - в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
ЭТЮД – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.













13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 115