Обзор педагогических идей Вольфганга Ратке


«Педагогические идеи Вольфганга Ратке». Вольфганг Ратке (1571 - 1635) Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был Вольфганг Ратке известный также под латинизированным именем Ротихий или Ротихиус.Родился он в небольшом немецком городке Вильстер недалеко от Гамбурга где окончил гимназию. Образова-ние получил в лютеранском университете в г. Ростоке, где изучал теологию и филосо-фию. В 1603 – 1610 г.г. жил в Голландии. Оставив должность священника стал заниматься педаго-гической деятельностью, давал частные уроки. Исходя из опыта своей учительской практики, пришёл к выводу о необходимости рефор-мирования преподавания в городских школах. В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, где он тогда жил, В. Ратке обратился к съезду немецких князей и представителям местного магистрата с получившим широкую известность «Франкфурт-ским мемориалом» (памятной запиской), в котором изложил свои реформаторские замыслы. Реформа обучения в школе языкам. Реформа религиозной и политической жизни Германии в целом. Реформа всего школьного дела. В своём «Мемориале» В. Ратке выделял три группы вопросов: Требования в школах На первых годах обучения основное внимание уделять родному языку. На базе родного языка изучение и латинского, и новых языков. Одновременное обучение чтению и письму (В. Ратке – поборник звукового метода обучения). В. Ратке настоятельно предлагал сделать немецкие школы - школы родного языка - основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этих школах должна была обучаться вся молодежь - мальчики и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помощью все нужные «науки и искусства». Общие принципы обучения В.Ратке сводил к следующим основным положениям. Обучение должно протекать в соответствии с ходом природы не нарушая его. В обучении следует постоянно использовать повторение. Первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся. В ходе обучения всегда следует опираться на индукцию и опыт. В обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному. Заучивать ученики должны только то, что им понятно. Обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи. Обучение должно вестись без принуждения. В. Ратке большое внимание уделял методической и дидактической подготовке учителей, для которых готовил специальные пособия. Он считал, что учителю должно быть обеспечено хорошее материальное и общественное положение, государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителя. Педагогические идеи Вольфганга Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в девятнадцатом столетии, и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь к середине двадцатого столетия. Спасибо за внимание.