Игры на уроках обучения грамоте

ЗВУКИ И БУКВЫ

Игра «Кто больше ?»
Напишите как можно больше слов с одинаковыми гласными. Пишите слова с гласным о. Можно пользоваться словарем. Игра на время. Участники игры пишут, например, такие слова: водоросль, долото, молотокЧерез определенное время каждый из участников читает записанные им слова. За неповторяющееся слово- очко. Победитель тот, кто наберет больше очков.
Игра « Какое слово задумано?»
На доске записывается слово с одной пропущенной буквой , например: бк. Нужно угадать, какое слово задумано. Участники игры называют слова: бак, бок, бык. Ведущий каждый раз отрицает. Если никто больше не может назвать задуманное слово, ведущий сообщает его сам: бук.
Слова для игры: дм, лк, ск, сн, ср.
Игра « Волшебная палочка»
Превратите одно слово в другое, изменив гласный звук.
Лото, село, река, мел, леса, ехать, сыр, сок, сук.
Загадки
Что за зверь со мной играет:
Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки ?
(Кот)

Он и стучит,
Он и гремит,-
Все что-то где-то

Мастерит.
А что он сделал,
Что сковал-
Никто ни разу
не видал.
(Гром)


Он и хрупок, он и тонок,
Он и крепок, он и звонок,
И в мороз в него всегда
Превращается вода.
(Лед)


Ну и кошка,
Вот так кошка,
Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки
На ушах по кисточке.
(Рысь)

Произнесите по порядку звуки в словах – отгадках, затем, наоборот, от последнего звука к первому. Запишите отгадки.
Подчеркните гласные одной чертой, согласные – двумя.





Сказка о «хитром» звуке (й)

Живет в русском языке звук (й). Одни называют его Неслоговым : ведь он не может образовать слог. Другие называют его Кратким, в отличие от И полного.
Как только Й (йот) оказывается после согласных, то начинает хитрить и обращаться за помощью к Мягкому и Твердым знакам. Они слушаются его, так как сами они не имеют голоса, и занимают место Й. Выполняют они здесь разъединительную функцию, так как образуют преграду и не дают возможности рядом стоящим звукам слиться. Например, Коля, но колья, сели, но съели.
Договорились они твердо: Твердый знак согласился стоять после приставок, оканчивающихся на согласный, а Мягкий знак – после согласных в др. частях слова. А потом уже идет хитрый Й , но опять не в одиночку: его сопровождают важные особы – Гласные и, о, у, э. Они так подчиняются Й, что теряют свое лицо и, сливаясь с ним, превращаются в е, е, ю, я.
Так и живет Й , выполняя служебную роль. Его деятельность не всегда заметна, но трудится он немало.






15