Конспект урока в 7 классе Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева


Урок ФГОС по истории России
Тема: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»
(7 класс)
Учитель: Лыжин Э.А.Вид урока: лекция.
Тип урока: освоение новых знаний
Современные образовательные технологии: ИКТ, дискуссия, эдоровосбегающие технологии.
Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний учащихся о крупнейшем социальном выступлении XVIII века, показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных феодально-крепостнической системой; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы: способствовать развитию умения находить в тексте необходимую информацию.
Планируемые предметные результаты: познакомятся с "Крестьянской войной под предводительством Е.И.Пугачева; научатся анализировать, находить в тексте необходимую информацию.
Метапредметные УУД: Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (учебник, манифест); самостоятельно делать выводы; регулятивные: понимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; работать в группе.
Личностные результаты: осознавать прошлое как неотъемлемую часть истории своего Отечества; понимать важность исторических событий.
Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, памятка работы, карточки с датами и событиями., причины восстаний, карточки с этапами войны.
Даты: 1773-1775 г.г. – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Персоналии: Е.И. Пугачев, С. Юлаев, Екатерина II.
Структура урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Целеполагание
Объяснение нового материала
Первичное закрепление
Закрепление и обобщение обретенных знаний
Рефлексия
Домашнее задание
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося Формируемые способы деятельности учащегося
I.Организационный этап
Цель этапа: создание психологического микроклимата (кивок головы), пробуждение активности учащихся Учитель приветствует учащихся и знакомится с ними.
1 слайд презентации
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга кивком головы, пожелаем друг другу успехов на уроке.
Проверяет готовность к уроку. Обратите внимание, что у вас находится на партах.
- Желаю вам суметь постигнуть тайны прошлого из истории нашего Отечества.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) Принимать и сохранять организационные задачи
II.
Актуализация знаний
Цель:
-подготовить учащихся к самостоятельному определению темы урока, принятию целей и задач урока;
-актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для изучения нового
-В правлении Екатерины II крепостное право в своём развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял против крестьян карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на рынке как товар, их могли дарить, проигрывать в карты. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку.
- Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства? О какой беде идёт речь?
Вывод: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство народа, все это вылилось в самую мощную в истории России крестьянскую войну.
- Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:
- Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?
2 слайд презентации
- Назовите основные причины этих восстаний и выступлений Дети слушают и отвечают на вопросы.
-Могла привести к восстанию, крестьянской войне, мятежу.
- Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.
-Высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять , уточнять высказанные мнения по существу полученного мнения
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Цель: сформулировать цели урока совместно с учащимися
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цели урока.
3 слайд презентации
- Тема нашего урока: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева» Что мы сегодня на уроке должны выяснить? Определите цели урока, используя опорные слова:
4 слайд презентации
Мы познакомимся с ...
Мы узнаем...
Мы сможем поразмышлять...
5 слайд презентации
- И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание или бунт, а крестьянская война???
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
- Мы познакомимся с крестьянской войной, узнаем о причинах возникновения войны, ее этапах, итогах и значении, сможем поразмышлять почему она произошла? Принимать и сохранять учебную задачу, уметь делать выводы
IV. Объяснение нового материала
Цель: подготовить к восприятию нового материала
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
-У вас на столах лежит памятка, которая поможет нам в изучении темы нашего урока
6 слайд презентации
Памятка (План урока)
Причины
Участники (состав, предводитель)
Основные этапы, события
Итоги и значение
-Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.
-Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее. Откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.
-Каковы причины крестьянской войны?
7-8 слайд презентации (после ответов учащихся)
-Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?
9 слайд презентации – портрет И.Пугачева-Рассказ
-Ну, а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: был Е. И. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе.
-Таким образом, что мы с вами можем сказать о Пугачеве из его биографии? Каким был этот человек?
10 слайд презентации
-Вопросы классу:
Знаете ли вы, за кого выдавал себя этот человек?
-Кто такой Петр III?
-Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра Федоровича?
-Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора.
-Какие случаи самозванчества в России вы помните?
11 слайд презентации
-А сейчас, ребята, мы переходим к следующему пункту памятки, рассмотрим основные этапы событий крестьянской войны.
-Необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов.
Каждая группа будет искать материал по своему этапу. Я раздал вам специальные карточки, а вы записываете недостающую информацию.
- Для этого откройте учебник на стр. 180-181 Основные этапы войны. И в течении двух минут заполните табличку.
-Проверка: 1-ая группа назовите даты первого этапа, 2-ая группа……3-я группа
1-ая группа, какие события произошли на первом этапе, 2-я группа….. 3-я группа….
12 слайд презентации
13слайд презентации
-Давайте подведем итоги первого этапа крестьянской войны.
14 слайд презентации

15 слайд презентации
-Давайте подведем итоги второго этапа крестьянской войны.
16слайд презентации
17 слайд презентации
-Мы, переходим к итогам третьему этапу.
Задают вопросы. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Причины крестьянской войны:
1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
доказать этот произвол:
- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).
2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах
- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.
3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)
4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.
-Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество
-Рассказ подготовленного ученика
Биография Пугачева:
Пугачёв Емельян Иванович – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» (филин), позднее Емельян стал Пугачёвым. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, на лице имелись шрамы. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.
-Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И кто муже хитрым.
-Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.
-Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались вероятно в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.
-Лжедмитрий 1,2
-1 этап – сентября 1773 – марта 1774г.
- выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III
- весть об этом быстро разлетелось по всему Яику.
Численность его сторонников увеличивается
(+башкиры, Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала)
5 октября 1773г. – началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.
Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика)
Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков)
22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью
-Итог: 1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева.
-2 этап: апрель – июль 1774 г.
Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)
Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )
Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)
12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)
Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон)
Поражение от войск полковника И.И. Михельсона
-Итог 2 этапа: Пугачев провозгласил поход на Москву. Екатерина 2 была в ужасе и была готова в любой момент покинуть страну.
-3 этап: июль 1774 – январь 1775 г.
31 июля 1774 г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.
Неудачная осада Царицына
18 сентября 1774 г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям.
-Неудачи войск Пугачева и его пленение.
Делать выводы, извлекать информацию из различных видов источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
V. Первичное закрепление знаний.
Цели:
-установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;
-выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся, при необходимости помогает.
-Скажите, в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.
-Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас в учебниках
на стр. 183 находятся документ.
Ребята, вам дается 1 мин. для ознакомления с манифестом Е.И. Пугачева.

18 слайд презентации
-Что обещал Пугачев своим сторонникам?
-Какие меры он предлагал в отношении дворянства?
-А также мечтал свергнуть Екатерину II, занять русский престол, править для народа.
-Вопрос классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа?
-Вывод: Все видели в Пугачеве освободителя от гнёта помещиков и царских властей. Поэтому на 1 –м этапе Пугачеву без проблем удавалось без боя покорять одну крепость за другой.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
-распространение грамот, манифеста.
- обещал сделать свободными казаками;
- пожаловать им земли, угодья;
- освободить от рекрутских наборов;
- призывал казнить помещиков.
- Программа Пугачева привлекала на его сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков
Осуществлять анализ документов. Искать необходимую информацию из различных видов источников.
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.
Цель:
-закрепить полученные знания на репродуктивном и конструктивном уровне Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
-Охарактеризовав все этапы, нам осталось подвести итоги этого события и определить значение крестьянской войны.
19 слайд презентации
12 слайд презентации
-И давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос:
Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???
13 слайд презентации
-Вывод:
Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена заработная плата и улучшились условия труда.
Но она потрясла империю Екатерины II, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти.
Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской Империи. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.
14-17 слайд презентации
Отвечают на вопросы, обобщают, подводят итоги и делают выводы.
-Итоги (с помощью учителя):
-самое крупное народное выступление в России
- восстание не улучшило положение крестьян в стране
- поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям:
жестокие расправы и казни участников выступлений
- Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог, чтобы стереть названия «бунташных станиц».

-Значение крестьянской войны:
- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.
- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)
- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.
-Объясняют, чем война отличается от восстания
Восстание отличается от войны количеством участников, движущей силой и территорией.
Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Делать выводы и извлекать информацию из различных источников.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель: подвести итоги учебного занятия 
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
Мы познакомились с ...
Мы узнали...
Мы смогли поразмышлять...
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
VIII. Выставление оценок. Выставляет оценки, комментируя их. Проговаривает и объясняет домашнее задание, дает сопутствующие комментарии.
-Я думаю, что вы сегодня постигли тайны прошлого
18 слайд презентации
-СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.