урок в 7 классе по теме Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

7 класс. Урок РТС.
Тема: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

Цели:
Рассмотреть причины крестьянской войны, проследить его ход, выяснить причины поражения.
Развиваются умения работать с картой, текстом учебника, креативные способности.

Оборудование:
Учебник «История Отечества» под ред. А.А. Преображенского и любые другие учебники.
Атласы, контурные карты.
Карта «Российская империя во II половине XVIII века».
В. И. Буганов «Очерки истории классовой борьбы»...
Портрет Е.И. Пугачева, учебные картины, иллюстрации, отражающие данную тему.
Бумага, карандаши (фломастеры).

Ход урока.
Оргмомент.
Мотивация: Ребята, представьте, что вы, современные подростки, знающие свои права, попали из века XXI в век XVIII, и оказались крепостными крестьянами. Что вы будете делать? Учащиеся предполагают разные варианты действий, в том числе и восстание.
Изучение нового материала.

План.
1). Причины восстания, социальный состав участников.
2). Ход восстания.
3). Причины поражения.
4). Итоги восстания.

Класс разбивается на группы (3 – 5 человек), каждая группа получает картинку с заданием:
«Участники .войны» – раскрыть причины войны от лица:
казака;
представителя башкирского народа;
рабочего одного из уральских заводов;
крепостного крестьянина.
составить краткий хронограф войны (записать на доске).
«Картографы» – нарисовать на контурной карте сцену продвижения восставших.
«Аналитики» – выяснить причины поражения.
«Современные историки» – подвести итоги войны, выяснить её значение.

Те ученики, которые желают работать индивидуально, могут выбрать задание, прочитать параграф и:
Нарисовать «Символ крестьянской войны».
Составить мини-рассказ «Если бы Пугачев победил».
Нарисовать иллюстрации к параграфу.
Учащиеся сами могут предложить задание.

1). Выступают «участники войны».
2). Выступают «хронографы» и «картографы», показывают ход восстания на карте.
3). «Аналитики» объясняют причины поражения.
4). «Современные историки» называют причины поражения и выясняют значение и особенности войны.

Подведение итогов работы учителем.
Рефлексия:
На уроке я узнал...
На уроке я понял...
На уроке мне было...
VI. Д/З. § 49.
15