ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Окружающий мир (3-й класс)

Урок 26.

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Наши братья
Цели:
Ознакомить учащихся с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше.
Показать многообразие млекопитающих.
Объяснить, что человек тоже относится к млекопитающим.
Оборудование: иллюстрации млекопитающих, образцы меха, плакат «Наши братья» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов



·. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3 3
Работа в учебнике.
– Откройте учебники на с. 110, давайте попробуем ответить на вопросы на с. 110.
– Прочитайте диалог наших героев. О чём идёт речь? Какой вопрос у вас возникает? Как млекопитающие заботятся о своём потомстве?
– Какие у вас будут предположения? (Млекопитающие обучают потомство, защищают своих детёнышей.)
– Рассмотрите рисунки на с. 114–115. Где можно встретить этих животных? Какой у вас возникает вопрос?

Почему звери так широко распространены на Земле?
Составляется план.
План (примерный) 3

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?


Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.



·
·. Совместное открытие знаний.

4 3 6 2 3
Работа в учебнике.
– Давайте проверим наши предположения. Рассмотрите рисунки и прочитайте текст на с. 110. Как млекопитающие заботятся о своём потомстве? (Млекопитающие вынашивают потомство в своём теле, после рождения они вскармливают детёнышей молоком.)
– Прочитайте текст на с. 111, рассмотрите рисунки. Какая температура тела у млекопитающих? Каковы особенности обмена веществ? Какой покров? Помогает ли он сохранять тепло организму? (Определяют особенности млекопитающих.)
– Какая первая причина их широкого распространения? (Млекопитающие – теплокровные, обмен веществ идёт с выделением энергии, они покрыты шерстью.)
– Как получают энергию для жизнедеятельности? Используя текст на с. 111, определите, как питаются и чем питаются млекопитающие? (Определяют особенности питания млекопитающих.)



– Какова вторая причина их широкого распространения? (Млекопитающие едят много и часто. Зубы выполняют разные задачи, так как пища может быть растительная и мясная, животная.)
– В какой степени органы чувств развиты у зверей? Прочитайте текст на с. 112 и определите роль органов чувств в жизни млекопитающих.
– Какова третья причина широкого распространения млекопитающих? (Органы чувств млекопитающих хорошо развиты. Органы чувств помогают зверям находить добычу или пищу, ориентироваться, узнавать друг друга, определять опасность.)
– Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? Как на него можно ответить сейчас? Для ответа используйте ключевые слова урока. (Делают выводы.)
– Как вы думаете, а мы принадлежим к млекопитающим? Выполните задание 1 из рабочей тетради. (Выполняя задание, находят доказательства нашей принадлежности к млекопитающим.)

– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




·
·
·. Самостоятельное применение знаний.

2 2 3 1
1. Работа в учебнике.
– Вопросы на с. 113.
– Задания из рабочей тетради на выбор.



Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Проверочная работа № 12.
Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Перелётные птицы – соловей, скворец; животные, впадающие в спячку, – медведь, суслик. Повышенный уровень. Правильность определяет учитель. 2) Необходимый уровень. Сухопутные позвоночные летающие животные, покрытые перьями. Откладывают яйца. – Птицы. Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуёй. Откладывают яйца. – Пресмыкающиеся. Сухопутные позвоночные животные, покрытые шерстью. Рождают живых детёнышей. – Млекопитающие. Повышенный уровень. Змея – -100, ящерица – -100, синица – +400, собака – +380.
Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Перелётные птицы – жаворонок, кукушка; животные, впадающие в спячку, – сурок, медведь. Повышенный уровень. Правильность определяет учитель. 2) Необходимый уровень. Пресмыкающиеся: наличие позвоночника, покров из чешуи, органы дыхания – лёгкие, конечности – лапы, холоднокровность. Птицы: наличие позвоночника, покров из перьев, органы дыхания – лёгкие, конечности – лапы, наличие крыльев, теплокровность. Млекопитающие: наличие позвоночника, покров из шерсти, органы дыхания – лёгкие, конечности – лапы, теплокровность. Повышенный уровень. Крокодил – +100, ворона – +380, гадюка – +100, мышь – +400 (принципиально отличать холоднокровных и теплокровных).
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.



ТОУУ

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




·V. Домашнее задание.


Чтение текста темы 25, задание на выбор из рабочей тетради.




V. Итог урока.
4
– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?












© ООО «Баласс», 2013