Развитие способностей у детей с ограниченными возможностями к самовыражению

Коррекционная работа в ОУ с обучающимися с ОВЗ.

Соколова Елена Владимировна
Классный руководитель
Специального коррекционного класса
МОУ Платошинской СОШ
Пермского края

Развитие способностей у детей
с ограниченными возможностями к самовыражению.
Начало моей работы в специальном коррекционном классе 8 вида относится к 1992 году. Мои дети - это дети с различными физическими заболеваниями и психическими нарушениями.
В моём классе 22 человека, класс малокомплектный (с 1 по 9 класс).

Класс
Комплектование
Программа
Статус

1
1
1
«Особый ребёнок»
м/и, р/и

2
3
2
8 вид обучения
опекаемый

3
4
2
8 вид обучения
м/и

4
5
8
8 вид обучения
р/и

5
6
1
«Особый ребёнок»
р/и

6
7
3
«Особый ребёнок»
р/и

7
8
3
8 вид обучения
м/и

8
9
2
8 вид обучения
ГР, опекаемый


В проекте Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования детей с задержкой психического развития, в разделе «Направления коррекционной работы в сфере формирования жизненной компетенции и планируемые результаты» одним из требований к результатам является: развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность, развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.
Всё это рекомендуется реализовать через такие формы:
-проблемные ситуации
-виртуальные экскурсии через ИКТ
-оформление выставок рисунков, поделок
-участие в проектной деятельности
-презентации
-профильные лагеря.
Учитывая эти рекомендации, я внедряю во внеурочную деятельность:
участие в дистанционных творческих конкурсах всероссийского и краевого уровня.
Выстроен рейтинг учащихся, имеем портфолио. В таблице отражены результаты участия моих воспитанников в творческих и спортивных конкурсах.

Муниципальный
уровень
Результат
Всероссийский
уровень

Результат

1.Конкурс-фестиваль
«Олимпиада 2014»



2.Районный праздник спорта детей-инвалидов, посвящённый Параолимпийским играм


3.Районный конкурс талантов и творчества детей с инвалидностью
«Мне через сердце виден мир»

Диплом- 2место
Диплом- 3место

10 грамот
3сертификата за спортивные достижения




Грамота за творческие способности
Всероссийский дистанционный конкурс детского творчества «Талант с колыбели»

Общероссийский дистанционный конкурс «Удивительное рядом»
2 диплома лауреатов



Диплом 3степени


В 2013-2014 учебном году я выступила с инициативой: открыть профильный лагерь дневного пребывания с экологическим направлением для детей, обучающихся в специальном коррекционном классе 8 вида. Педагогический совет школы поддержал мою инициативу. В августе 2014 года мы смогли оздоровить 20 человек через профильный экологический лагерь «Родничок» с дневным пребыванием.
Наш девиз – помоги природе делом, а это значит, каждый может стать героем акции (это сбор макулатуры у односельчан, сбор пластика, это использование вторичного сырья в быту - конкурс «Вторая жизнь вещей»).
Наряду с этим был запланирован сбор информации о населении и городах Пермского края, через тесное сотрудничество с библиотекой села Платошино. Через ресурсы интернет (мы учим детей пользоваться интернетом), тем более предусматривается новая форма обучения – дистанционное. Через сотрудничество с музеями Пермского края (экскурсия в Пермский краевой музей, экскурсия в музей народного зодчества село Хохловка).
Моей целью было: включение детей в социально значимую, творческую деятельность через практическую деятельность.
Решала данную цель через задачи:
- Закаливание и укрепление здоровья детей, содействие нормальному физическому развитию (утренняя зарядка, спортивные игры, соревнования);
- Формирование ценностей здорового образа жизни через беседы: «Умение сказать «нет»; «Последствия курения»; «Стресс. Способы его снятия»; «Сказка про алкоголь» и другие.
- Развитие творческих способностей личности ребёнка: театрализованные представления: «Как медведь курил трубку», конкурс рисунков «Моё село», плакатов (организовали выставку плакатов в рекреации первого этажа: «Нет наркотикам»), творческие гостиные.
- Формирование культуры общения, труда, экологического мышления и вовлечение детей в экологическую деятельность (работа на пришкольном участке, участие в акциях: «Чистое село», «Чистый берег», «Волонтёрское движение», приняли участие в экологическом КВН при сельском клубе). Работа оценена на слёте природоохранных отрядов, грамота за 3 место.
Учащиеся включались в различные виды деятельности исходя из своих возможностей и интересов.
Что у нас получилось:
-Ребята расширили свои знания о природе Пермского края, получили представление об уникальных памятниках природы, приобрели навыки поведения в лесу, на реке.
-Появилась экологическая ответственность, которая выступает как существенное нравственное и психическое качество человека, становится одной из важнейших черт его характера.
- Итогом нашей работы стало участие в районном экологическом слёте природоохранных отрядов, где мы представили стендовый доклад «Голос природы».


Знание ребёнка – это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности, это умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть. Понимать и любить не только хорошего, послушного ученика, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания.



Литература:
Георгиевский В.А. Шитикова Л.И. «Проведение праздников в начальных классах».
Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности».
Под редакцией Мачихиной В.Ф. «Воспитательная работа во вспомогательной школе».
Гордеюк Т.Н. «Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах».
Коробейников И.А., Е.Л.Инденбаум, Н.В. Бабкина «Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития» проект












15