Занятие по развитию способности к самовыражению

Практическое занятие
Тема: «Коллаж «Счастье».

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. И главное, процесс спонтанного творчества.
Коллаж – это инструмент, который помогает настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи. Делая коллаж, мы размышляем о жизни, целях которые хотим достичь, понимая, что важно для нас. Во время работы мы приводим в порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в жизни.
Коллаж в работе с семьей и детско-родительскими отношениями позволяет «раскрыться» каждому члену семьи, понять себя, проявить собственную индивидуальность.
В процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие, удовлетворение, которые возникают в результате выявления скрытых талантов и их развитие.
Цель: получить успешный результат, сформировать установку на развитие позитивных внутрисемейных отношений. Выразить отношение к заданной теме, повысить самооценку.
Задачи:
Развитие способности к самовыражению;
Проявление оригинальности, уникальности каждого участника группы;
Коррекция детско-родительских отношений, возможности осознания своих потребностей и желаний;
Развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои представления по теме с представлениями других участников группы и отражением в работе;
Отреагирование подавляемых мыслей и чувств.
Материалы: листы ватмана, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Используемая технология: Арт-терапия в сочетании с сказкотерапией.
Этапы работы: I. этап – разогрев: Упражнение «Олени»
Цель: снятие напряжения, сплочение группы.
Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.
II. Этап – Основная деятельность: Упражнение «Сказка про счастье»
Цель: изготовление коллажа, соответствующего представлениям о счастье, поиск внутреннего ресурса.
Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 40 мин.
Процедура:
Под звуки приятной музыки, зачитывается сказка Н. Романовой « Сказка про счастье».
Определяется общая для всех тема для изготовления коллажа «Счастье - это?»
Ведущий предлагает подумать и представить «Что такое счастье?» Рассмотреть журналы и выбрать необходимые для коллажа вырезки. Образы распределяются на бумаге. При необходимости коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.
Затем каждый (при желании) рассказывает про свой коллаж.
Изготовление коллажа помогает проявить скрытые потребности и желания. Способствует стабилизации нервно-психического состояния, дает возможность выразить волнующую тему при помощи образов, символов, которые могут гораздо полнее выразить глубинные личные представления о счастье.
III Этап – Заключительный: Подведение итогов.
Цель: формирование общего позитивного представления о семейном счастье, стабилизация эмоционального состояния участников.
Подводятся итоги выполнения работы, ведущий акцентирует внимание на различии понятия «Счастье» для каждого участника группы и семьи в целом.
Просмотр музыкального фрагмента мультфильма «Летучий корабль».
Приложение 1. «Сказка про счастье».
Приложение 2. Фото коллажа «Счастье».





15