Доклад на тему «Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения учащихся»


Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения учащихся.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленныхисследователей. Представители различных наук подходят к изучению детскогорисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки
творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть всвоеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути
обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими
словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных
средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает
их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут врисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-
осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется
своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше
узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий
особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря
уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и
внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать,
соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает
манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок
уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию
карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это
период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок
связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает
воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом
изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить своспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это
кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.
Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать
новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в
развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном
возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев,
цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему
интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей
фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес кфантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п.
Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как
и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором
он живет.
Все необходимые качества воображения(широта,произвольность,устойчивость,
яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а приусловии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно
обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире,
а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать
знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность
оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать
у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то
и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу
школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного
материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К
этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как
произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим
новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения –
произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость
замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.
Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем
познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность
ребенка.
Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение
влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В
эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15
человек, в возрасте от 8 до 12 лет.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения
испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполныефигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих)
способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта»
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческоговоображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика
активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест -
фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает,
реконструирует их.