Программа по элективному курсу «Психологический тренинг — Я и ЕГЭ» 11 класс


Ростовская область
г. Каменск-Шахтинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 14
Приказ от _________№ ____
________________Трофимук Г. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»
Уровень среднее общее образование 11 класс
Количество часов 34
Учитель Тришкина Людмила Леонидовна
Программа разработана на основе авторских программ:
программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». - № 29. -2003; программа занятий по подготовке учащихся 10-11 класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» для учащихся 11-х классов разработана на основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.
Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 11-х классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга.
Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
 Курс предназначен для учащихся 11 классов. Он может входить в школьный компонент учебного плана школы. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 34 часа. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся 11 класса при сдаче ЕГЭ.
Задачи:
1. Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ.
2. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.
3. Отработка навыков поведения на экзамене.
4. Развитие уверенности в себе.
5. Освоение приемов самодиагностики своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ, способов самораскрытия и активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.
6. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей
7. Развитие коммуникативной компетентности.
8. Формирование психологической установки на самопознание и самореализацию.
9. Обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции.
10. Развитие навыков самоконтроля.
11. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
12. Обучение приемам эффективного запоминания.
13. Обучение методам работы с текстом.
Содержание занятий включает три блока:
I. Информационный - Выпускник и ЕГЭ (1-3 занятие). Сведения о процедуре и правилах Единого государственного экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников.
II. Поведенческий - Сдаем ЕГЭ (4-14 занятие). Отработка навыков поведения на экзамене, учебных навыков, развитие коммуникативной компетенции.
III. Эмоциональный - Я и ЕГЭ (15 – 33 занятие). Какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться, развитие уверенности в себе, навыков самоконтроля, стрессоустойчивости).
Общая характеристика элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»
Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ
Одной из задач, которые ставятся перед российским образованием, является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации образования. Несмотря на уже давний срок внедрения ЕГЭ, вопросы методического сопровождения предметной подготовки к экзамену достаточно хорошо освещены, а вот психологический компонент все еще мало разработан. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре проведения экзамена ЕГЭ. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени.
Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед школьными педагогами-психологами:
•          просвещение;
•          мониторинг изменений;
•          занятия с элементами тренинга.
Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ. В наши дни большое внимание уделяется вопросам подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников:
- познавательные - связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
- личностные - обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
- процессуальные - связанные с самой процедурой ЕГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Место элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» в учебном плане
В учебном плане на изучение элективного курса «» отводится в 11 классе – 1 час в неделю. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 34 часа в год.
Последовательность изучения тем элективного курса и количества часов по каждой из них состоит из:
Выпускник и ЕГЭ - 3 ч.
Сдаем ЕГЭ - 11 ч.
Я и ЕГЭ - 20 ч.

Содержание элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»
Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга, арт-терапия, мозговой штурм.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний к разделу «Я и ЕГЭ»:
Реферат, презентация:
Особенности юношеского возраста.
Психологический климат в группе.
Самопознание.
Стресс.
Коммуникация.
Имидж.
Поведение и установки.
Межличностное общение.
Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу: «Формула успеха сдачи ЕГЭ»
Рекомендации учащимся перед сдачей ЕГЭ.
Советы и рекомендации родителям перед сдачей ЕГЭ учащимися.
Презентация: «Психологическая подготовка 11-классников к ЕГЭ», «Как справиться со стрессом перед экзаменом».
Психологическое исследование: «Мой класс и ЕГЭ», «Как сдают ЕГЭ в разных странах».
Составление программы психологического тренинга позитивного общения.
класс
Выпускник и ЕГЭ. (3 ч). Работа с учащимися 11 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен.
Сдаем ЕГЭ. (11 ч). Наши правила. Как лучше подготовиться к занятиям. Поведение на экзамене. Память и приёмы запоминания (часть 1). Память и приёмы запоминания (часть 2). Методы работы с текстами. Что такое ЕГЭ? (часть 1). Что такое ЕГЭ? (часть 2). Индивидуальный способ деятельности. Мой учебный стиль. Практические задания по темам.
Я и ЕГЭ. (20 ч). Как справляться со стрессом. Уверенность на экзамене. Моя ответственность на экзамене. Идем на ЕГЭ. Психологические особенности публичного выступления. Как преодолеть страх перед экзаменом. Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция). «Как быть готовым к ЕГЭ?». Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, “мозговой штурм”). Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика). Духовные ценности современной цивилизации. Обучение приемам релаксации. Способы снятия нервно-психического напряжения. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания. Эмоции и поведение (1 часть). Эмоции и поведение (2 часть). Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Развитие уверенности в себе. Защита творческих работ (2 часа.). Завершающее занятие. Прощание.
Результаты освоения элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» и система их оценки
На занятиях учащиеся научаются и узнают как:
перестать бояться ЕГЭ (далее - экзамены), стать более уверенными;
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
развить установку на успешную сдачу экзаменов;
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
и, наконец, сможете стать психологически более сильным.
Ожидаемые результаты: Сформированность понятия «Я-концепции личности». Высокий уровень мотивации на самопознание и самореализацию, на дальнейшее самосовершенствование.
Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир.
Сформированность у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и психику человека. Самостоятельное снятие психического напряжения. Сформированность навыков регулирования своего настроения. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система - зачтено - не зачтено.
 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Тематическое планирование
11 класс

п/п Содержание Количество
1. Выпускник и ЕГЭ. 3
1 Работа с учащимися 11 классов
Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». 1
2 Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь» 1
3 Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен 1
2. Сдаем ЕГЭ. 11
4 Наши правила. 1
5 Как лучше подготовиться к занятиям 1
6 Поведение на экзамене 1
7 Память и приёмы запоминания (часть 1) 1
8 Память и приёмы запоминания (часть 2) 1
9 Методы работы с текстами 1
10 Что такое ЕГЭ? (часть 1) 1
11 Что такое ЕГЭ? (часть 2) 1
12 Индивидуальный способ деятельности 1
13 Мой учебный стиль. 1
14 Практические задания по темам. 1
3. Я и ЕГЭ 20
15 Как справляться со стрессом 1
16 Уверенность на экзамене 1
17 Моя ответственность на экзамене 1
18 Идем на ЕГЭ. 1
19 Психологические особенности публичного выступления 1
20 Как преодолеть страх перед экзаменом 1
21 Диагностика эмоционального состояния и выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ (самодиагностика, лекция) 1
22 “Как быть готовым к ЕГЭ?”. Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ (арт-терапия, “мозговой штурм”) 1
23 Диагностика уровня сформированности процессуальной компетенции к ЕГЭ (самодиагностика) 1
24 Духовные ценности современной цивилизации. 1
25 Обучение приемам релаксации 1
26 Способы снятия нервно-психического напряжения 1
27 Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания 1
28 Эмоции и поведение (1 часть) 1
29 Эмоции и поведение (2 часть) 1
30 Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Работа над ошибками 1
31 Развитие уверенности в себе 1
32 Защита творческих работ. 2
33 Завершающее занятие. Прощание. 1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебников и учебных пособий:
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.
Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. – 20002. — №2. Пилотный выпуск.
Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.
Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва, 2004.
ЕГЭ и успешность выпускника/Народное образование. — 2005. — № 6. – С.99-110.
Ерхова М. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. — Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.
Макарова Г. Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей //Завуч. – 2003. — №4. – С. 16-17.
Микрюков В. Ю. Единые экзамены как форма взаимодействия средних и высших образовательных учреждении //Образование в современной школе. – 20001. — № 9. – С. 15-18.
Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005.
Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к ЕГЭ / Образование в современной школе. – 2007. — № 3 – С. 21-30.
Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.
Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.
Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное образование. – 2008.- № 9. – С. 197-202.
Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.
Технические средства обучения:
компьютер
колонки
мультимедийный проектор
ноутбук
аудио и видеоматериалы
расходные материалы
выход в Интернет
разработки уроков
лекционный материал
раздаточный материал
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ № 14
от _________ № ____
_______________Трофимук Г. В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сидорова Ж. А.
«___» __________ года

Положение
об оценке обучающихся предпрофильных и профильных классов по элективным курсам
 
Общие положения
  Настоящее Положение разработано в соответствии с
 Законом Российской федерации "Об образовании",
 Письма Министерства образования и науки РФ от 02.09.2003г. №8-178
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. Минобрнауки России от 4 марта 2010 г № 03-413
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.).
Уставом школы
Данное Положение определяет порядок проведения промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся предпрофильных классов на II ступени обучения.
1.2. Целями промежуточной аттестации являются:
определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников по элективным курсам;
осуществление контроля выполнения учебных планов и программ обучающимися;
установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.
1.3. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:
требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;
критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе элективных курсов данного года обучения;
настоящего Положения.
1.4. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную, включающую в себя
       поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию по итогам учебного
       года.
2. Содержание и порядок проведения промежуточной  и итоговой аттестации
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и
       устно.
    Формами проведения письменной аттестации могут быть следующие:
контрольная работа;
тестирование;
практическая работа;
лабораторная работа.
    Устные виды промежуточной аттестации могут быть следующие:
зачет;
защита реферата;
защита учебного проекта;
собеседование.
2.2. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме отметка за работу выставляется учителем по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценок письменных работ обучающихся по соответствующим учебным предметам.
 Курс может быть оценен положительно, если ученик
 посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;
 выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями, изложенными в пояснительной записке к ней.
2.3. Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса
осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективных курсов
используется одна из следующих систем:
• зачтено - не зачтено;
• отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено
 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
2.4. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
2.5. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата обучающийся руководствуется общими требованиями к формулировке темы и оформлению реферата и предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты для исправления недочетов и выработки рекомендаций по корректировке текста.
2.6. Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора реферата (до 15 мин), в ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме и ответы на вопросы учителя. Отметка выставляется по пятибалльной системе.
2.7. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного проекта обучающийся выполняет монопроект, который может носить практико-ориентированный, исследовательский, информационный характер. Защита проекта может проходить в форме презентации. Оценка работы выставляется по пятибалльной системе.
2.8. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы элективного курса.
2.9. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.
3. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
3.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в журналах по элективным курсам.
3.2. Итоговая отметка выставляется в журнал по элективным курсам, а также вносится  в "портфолио" обучающихся в блок  В "Элективные курсы".