Образовательная программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-математика» (развитие математических способностей детей)

ГБОУ СОШ № 542 «Школа надомного обучения»

Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ЛЕГО-математика»
(развитие математических способностей детей)
Учитель высшей категории Грачева Марина Александровна
Возраст обучающихся – 5-10 лет
Срок реализации программы – 2 года
Количество часов в год – 72

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основное предназначение настоящей программы – формирование математических понятий, представлений и развитие способностей у дошкольников и младших школьников при помощи игровых методик, основанных на конвергенции различных предметно-игровых сред: «Спектра» и конструкторов «ЛЕГО», мольбертов «Пикассо», «Скалолазы», «Сенсор», «Сырный ломтик» и др.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она построена таким образом, что на протяжении двух лет дети развивают коммуникационные навыки, навыки саморегуляции, осваивают этические нормы, позитивные формы речи и поведения. Большое внимание уделяется социальной адаптации ребёнка, интеграции в общество: дошкольники постепенно готовятся к социальной роли школьников; младшие школьники – к переходу в среднюю школу. Пропедевтика геометрических и алгебраических представлений в игровой форме способствует более лёгкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Актуальность данной программы дополнительного образования определяется тем, что в последние годы у дошкольников и младших школьников при формировании и усвоении базовых геометрических и арифметических понятий, составляющих фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы.
В возрасте 5-7 лет эти проблемы только обозначаются и легко поддаются коррекции, например, при помощи таких игровых методик, как «Игровые конструкторы», которая в доступной и естественной для детей предметно-игровой среде формирует осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирается на жизненный опыт ребёнка, соответствует интересам и возрасту детей.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что в её основе лежит интегративный подход, позволяющий отбирать всё самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей.
Программа носит многоаспектный характер: её реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, концентрацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление; формирует навыки анализа плоских и объёмных геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки устного счёта, навыки устной речи и звукового анализа, навыки проектирования, планирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий; способствует мягкой социализации; творчеству, артистичности, гибкости и самостоятельности мышления.

Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и коррекция базовых математических представлений у старших дошкольников и младших школьников на основе игрового конструирования.
Задачи программы
Обучающие:
формирование базовых арифметических понятий;
формирование базовых геометрических понятий;
пропедевтика алгебраических и геометрических представлений.
Развивающие:
формирование и развитие креативности, гибкости и самостоятельности мышления на основе игровых образовательных и воспитательных технологий;
формирование и развитие навыков проектирования и конструирования;
создание оптимального мотивационного пространства для детского творчества на основе конвергенции различных игровых сред;
формирование и развитие когнитивной готовности к обучению старших дошкольников и младших школьников;
формирование и развитие и интерпретационных навыков;
способствование мягкой социализации старших дошкольников и младших школьников.
Воспитательные:
формирование и развитие коммуникативных навыков;
нравственное воспитание;
формирование толерантного мышления.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 144 часа, количество часов в каждом учебном году – 72.
Программа рассчитана на детей 5-10 лет. В учебную группу принимаются все желающие, без специального отбора.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 6 до 8 человек. Предусмотрены индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, игра, конкурс, викторина, выставка и др.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Групповые занятия, с одной стороны, позволяют в игровой форме (при соблюдении различных игровых правил) подавать самый разнообразный материал, а, с другой стороны, готовят ребёнка к восприятию традиционных школьных форм подачи информации в системе «учитель – ученики».
Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого ребёнка и т.п.) а, с другой стороны, закреплению знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.
Индивидуальные занятия предусмотрены для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.
Программа первого года обучения предусматривает в основном групповые и парные занятия, цель которых помочь ребёнку уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности. Предполагается, что в течение первого года обучения у детей формируется достаточный уровень умений и навыков игрового конструирования. На этом фоне уже выделяются более компетентные, высоко мотивированные и даже, можно сказать, профессионально ориентированные дети.
На втором году обучения навыки дают основание для проведения индивидуальных занятий, цель которых развитие уникального сочетания способностей, умений и навыков и даже начальных профессиональных (конструкторских) предпочтений.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся: в первый год обучения – 2 раза в неделю, по 1 часу с перерывом 15-20 мин; во второй год – также 2 раза в неделю, по 1 часу с перерывом 10-15 мин (продолжительность учебного часа равна 40-45 мин). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предполагается, что у ребёнка, прошедшего обучение по настоящей программе, будут сформированы:
На первом году обучения:
а) правильные начальные математические представления о:
линейных фигурах;
плоскостных фигурах;
о цифрах;
начальные навыки классификации и анализа математических объектов:
навыки классификации по форме, размеру, цвету, положению;
навыки анализа плоских фигур;
навыки пространственного ориентирования;
б) достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких когнитивных процессов, как:
восприятие;
внимание;
память;
воображение;
мышление;
речь;
в) необходимые для этого возраста коммуникативные, интерпретационные и социальные навыки:
навыки группового и парного взаимодействия в детском коллективе;
навыки интерпретации собственного и чужого поведения;
навыки проектирования элементарных социальных отношений;
навыки позитивного отношения к окружающим;
г) умения и навыки проективной и конструкторской деятельности:
умения и навыки чтения чертежей, схем, графиков, технологических карт;
умения и навыки изготовления конструкций по образцу;
начальные навыки осуществления задуманного в собственной конструкции;
д) умения и навыки игровой деятельности:
умения и навыки играть в различные виды игр;
умения и навыки формулирования правил игры.
На втором году обучения:
а) правильные начальные математические представления о:
пространственных телах;
цифрах и числах;
начальных математических отношениях;
простейших арифметических действиях;
единицах длины, площади, объёма;
пропорции и масштабе;
начальные навыки классификации и анализа математических объектов:
навыки анализа объёмных фигур;
навыки числового анализа;
б) достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких когнитивных процессов, как:
восприятие;
внимание;
память;
воображение;
мышление;
речь;
в) необходимые для этого возраста коммуникативные, интерпретационные и социальные навыки:
навыки взаимодействия «учитель-ученик», «ребёнок-взрослый»;
навыки интерпретации социальных ситуаций;
навыки социального взаимодействия в условиях начальной школы;
навыки поведенческого и речевого этикета;
умения и навыки толерантных взаимоотношений;
г) умения и навыки проективной и конструкторской деятельности:
графические умения и навыки самостоятельного построения простейших чертежей, схем, графиков, технологических карт;
умения и навыки создания собственных конструкций на основе пройденного материала;
навыки конструирования движущихся моделей подъемных шагающих и других механизмов;
д) умения и навыки игровой деятельности:
умения и навыки изготовления простейшего игрового инвентаря;
навыки создания игр по аналогии.
е) правильные начальные физические представления о:
форме и функции;
форме и устойчивости;
скорости;
силе и нагрузке;
ж) умения и навыки игровой деятельности:
умения и навыки самостоятельной организации и проведения игр.
Отслеживание результатов обучения проводится в рамках индивидуальной программы развития каждого ребёнка.
Для её разработки проводится комплексная диагностика, включающая диагностику базовых математических представлений, когнитивных процессов, коммуникативных способностей, мотивов и потребностей, учебных, конструктивных и игровых навыков в начале, середине и конце учебного года.
Это позволяет выявить особенности каждого ребёнка, проследить динамику его развития и адаптировать в соответствии с этими показателями применяемые методики.
Комплексная диагностика проводится в различных формах:
диагностика математических представлений проводится в форме тестов, устных опросов, дидактических заданий;
диагностика когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, общих интеллектуальных способностей), мотивов и потребностей, коммуникативных способностей осуществляется в форме игрового тестирования;
диагностика графических навыков – в форме графических диктантов, рисунков, чтения и составления чертежей, схем;
диагностика конструктивных навыков в форме дидактических и свободных самостоятельных построений в различных предметно-игровых средах;
диагностика игровых умений и навыков – в форме непосредственного участия в различных видах игр.
Полученные данные фиксируются в сводных таблицах при помощи простых и понятных символов.
Контроль усвоения темы проводится в формах:
самостоятельного комментария ребёнком своих действий в ходе изготовления той или иной конструкции;
презентаций индивидуальных проектов с подробным анализом;
самостоятельно подготовленного обучающимся сообщения по теме в виде занимательных научных фактов;
самостоятельно выполненных работ, выставляемых после каждого занятия в шкафах-витринах класса.

Формы подведения итогов реализации программы
Итогом каждого года служит коллективная работа каждой группы, которая выставляется в витринах игротеки, а также индивидуальные проекты обучающихся, в которых они демонстрируют знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем
Количество часов



Теорет.
Практических
Всего




Групп.
Парных


1
Вводный раздел
2
1
-
3

1.1
Вводное занятие
1
-
-
1

1.2
Знакомство с ЛЕГО
1
1
-
2

2
Начальные
арифметические понятия и отношения
1
1
1
3

2.1
Цифра. Число. Сравнение чисел
1
-
1
2

2.2
Равенство. Неравенство. Больше, меньше
-
1
-
1

3
Счёт предметов
-
1
1
2

3.1
Порядковый счет
-
1
-
1

3.2
Обратный счёт предметов. Количественный счет
-
-
1
1

4
Десяток
-
0,5
0,5
1

4.1
Право, лево, справа от нуля.
-
0,5
-
0,5

4.2
Верх, низ
-
-
0,5
0,5

5
Арифметические действия
1
1,5
0,5
3

5.1
Сложение. Вставим число
0,5
1
-
1,5

5.2
Число 1. Вычитание
0,5
0,5
0,5
1,5

6
Состав числа.
1
2
1
4

6.1
Число 2
0,5
1
0,5
2

6.2
Считаем парами
0,5
1
0,5
2

7
Отрезки
1
3
1
5

7.1
Измерение отрезков, число 3
0,5
2
0,5
3

7.2
Ломаная, считаем по одному
0,5
1
0,5
2

8
Величины
0,5
3,5
1
5

8.1
Измерение величин. Число 4
-
1,5
0,5
2

8.2
Единицы измерения.
Состав числа 4
0,5
2
0.5
3

9
Объем
1
3
1
5

9.1
Куб, число 5
0,5
1
0,5
2

9.2
Пирамида, состав числа 5
0,5
1
0,5
2

9.3
Цилиндр,, половинки
-
1
-
1

10
Четырёхугольники
0,5
1,5
1
3

10.1
Прямоугольник. Квадрат. Число 6
-
0,5
0,5
1

10.2
Свойства диагоналей квадрата, прямоугольника. Состав числа 6
0,5
0,5
-
1

10.3
Ромб. Трапеция. Число 7
-
0,5
0,5
1

11
Треугольники
0,5
1,5
-
2

11.1
Виды треугольников по углам. Состав числа 7
0,5
0,5
-
1

11.2
Виды треугольников по сторонам. Число 8
-
1
-
1

12
Периметр
1
2
1
4

12.1
Периметр треугольника, четырёхугольника. Состав числа 8
0,5
1
0,5
2

12.2
Периметр многоугольников.
Число 9
0,5
1
0,5
2

13
Окружность
1
2
1
4

13.1
Радиус, диаметр окружности
0,5
1
0,5
2

13.2
Сравнение окружностей. Число 10
0,5
1
0,5
2

14
Текстовые задачи
0,5
2
0,5
3

14.1
На смекалку. Состав числа 10
0,5
1
0,5
2

14.2
Задачи на нахождение суммы, разности
-
1
-
1

15
Площадь
1
2
-
3

15.1
Площадь квадрата
0,5
0,5
-
1

15.2
Площадь поверхности
0,5
0,5
-
1

15.3
Площадь фигур
-
1
-
1

16
Задачи в игровой форме
0,5
1,5
-
2

16.1
Индивидуальные проекты
0,5
0,5
-
1

16.2
Коллективные проекты
-
1
-
1

17
Развитие способностей
-
4
4
8

17.1
Развитие общих способностей
-
2
2
4

17.2
Развитие специальных
способностей
-
2
2
4

18
Игры
-
7
-
7

18.1
Игры дидактические
-
2
-
2

18.2
Игры сюжетно-ролевые
-
1
-
1

18.3
Игры режиссёрские
-
1
-
1

18.4
Игры подвижные
-
1
-
1

18.5
Игры народные
-
1
-
1

18.6
Игры самодеятельные
-
1
-
1

19
Празднично-игровая деятельность
-
3
-
3

19.1
Государственные праздники
-
1
-
1

19.2
Народные праздники
-
1
-
1

19.3
Международные праздники
-
0,5
-
0,5

19.4
Праздники в группе
-
0,5
-
0,5

20
Итоговое занятие
1
1
-
2


Итого
13,5
44
14,5
72







Второй год обучения



п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



Теорет.
Практич.
Всего

1
Вводный раздел
1
1
2

1.1
Вводное занятие
0,5
0,5
1

1.2
Повторение
0,5
0,5
1

2
Форма и функции
1,5
4,5
6

2.1
Башни
0,5
1,5
2

2.2
Арки
0.5
1,5
2

2.3
Мосты
0.5
1,5
2

3
Форма и устойчивость
1,5
4,5
6

3.1
Ферма
0,5
1,5
2

3.2
Дизайн мебели
0.5
1,5
2

3.3
Инженерные конструкции
0.5
1,5
2

4
Силы и нагрузки
1,5
4,5
6

4.1
Ветряной двигатель
0,5
1,5
2

4.2
Подъёмный механизм
0.5
1,5
2

4.3
Шагающий механизм
0.5
1,5
2

5
Периметр. Площадь. Объём
1,5
4,5
6

5.1
Сложные многоугольники в инженерных конструкциях
0,5
1,5
2

5.2
Сравнение площадей поверхностей
0.5
1,5
2

5.3
Сравнение объёмов
0.5
1,5
2

6
Масштаб
1,5
4,5
6

6.1
Масштаб 1:1, 1:2, 1:3
0,5
1,5
2

6.2
Масштаб 10:1, 100:1
0.5
1,5
2

6.3
Масштаб 1000:1
0.5
1,5
2

7
Измерение
1,5
4,5
6

7.1
Измерение длин
0,5
1,5
2

7.2
Измерение скорости
0.5
1,5
2

7.3
Скорость, время, расстояние
0.5
1,5
2

8
Развитие способностей
2
6
8

8.1
Развитие общих способностей
1
3
4

8.2
Развитие специальных способностей
1
3
4

9
Проектная деятельность
4
11
15

9.1
Индивидуальные проекты
2
8
10

9.2
Коллективные проекты
2
3
5

10
Игры
-
5
5

10.1
Игры дидактические
-
1
1

10.2
Игры сюжетно-ролевые
-
1
1

10.3
Игры режиссёрские
-
1
1

10.4
Игры подвижные
-
1
1

10.5
Игры народные
-
0,5
0,5

10.6
Игры самодеятельные
-
0,5
0,5

11
Празднично-игровая деятельность
-
4
4

11.1
Государственные праздники
-
1
1

11.2
Народные праздники
-
1
1

11.3
Международные праздники
-
1
1

11.4
Праздники Дворца
-
1
1

12
Итоговое занятие
-
2
2


Итого
16
56
72











































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения

Раздел 1. Вводный раздел.
Тема 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с содержанием образовательной программы первого года обучения. Знакомство с техникой безопасности.
Практические занятия. Знакомство с конструктором ЛЕГО, пробные конструкции.
Тема 1.2. Изучение конструктора ЛЕГО.
Изучение основных приемов работы.
Практические занятия. Конструирование моделей на основе различных игровых сред.
Раздел 2. Начальные арифметические понятия и отношения.
Тема 2.1. Цифра. Число (ЛЕГО).
Уточнение понятий о цифре и числе. Сравнительный анализ цифры и числа. Аналогия с буквами и словами. Сравнение, больше, меньше.
Практические занятия. Закрепление осознанного понимания понятий «цифра» и «число» на основе конструктора ЛЕГО. Дидактические игры. Занимательная числовая информация. Анализ числовой информации в игровой форме.
Тема 2.2. Равенство. Неравенство (ЛЕГО).
Начальные представления о равенстве и неравенстве. Примеры из опыта детей.
Практические занятия. Моделирование отношений «равенство», «неравенство» при помощи конструктора ЛЕГО. Составление смысловых задач.
Раздел 3. Счёт предметов (ЛЕГО).
Тема 3.1. Прямой счёт предметов до 10.
Начальные представления о прямом счёте. Порядковый счет.
Практические занятия. Закрепление навыков счёта предметов до 20 и более на основе конструктора ЛЕГО, дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр.
Тема 3.2. Обратный счёт предметов.
Начальные представления об обратном счёте.
Практические занятия. Закрепление навыков обратного счёта предметов на основе конструктора ЛЕГО и дидактических игр. Количественный счет
Раздел 4. Десяток (ЛЕГО).
Тема 4.1. Право, лево, справа от нуля.
Начальные пространственные представления (право, лево) Представление о единице. Представление о десятке. Состав числа.
Практические занятия. Освоение и моделирование понятий «единица», «десяток», на основе конструктора ЛЕГО. Моделирование состава числа.
Тема 4.2. Счет до 10. Верх, низ.
Пространственные представления (верх, низ). Состав числа.
Практические занятия. Формирование навыков счёта до 10 на основе дидактических игр.
Раздел 5. Арифметические действия.
Тема 5.1. Сложение (ЛЕГО).
Базовые представления о сложении. Вставим число
Практические занятия. Моделирование задач на сложение при помощи конструктора ЛЕГО. Смысловые задачи на основе опыта ребёнка.
Тема 5.2. Вычитание (ЛЕГО). Число 1.
Базовые представления о вычитании.
Практические занятия. Моделирование задач на вычитание при помощи конструктора ЛЕГО. Смысловые задачи на основе опыта ребёнка.
Раздел 6. Начальные геометрические понятия. Состав чисел.
Тема 6.1. Точка. Прямая . Число 2
Базовые представления о точке. Базовые представления о прямой.
Практические занятия. Освоение и закрепление в игровой форме понятий «точка», «прямая». Моделирование геометрических понятий при помощи конструкторов ЛЕГО. Геометрическая сказка про точку и прямую. Число 2.
Тема 6.2. Луч. Отрезок). Считаем парами.
Базовые представления о луче. Базовые представления об отрезке. Сравнение луча и отрезка.
Практические занятия. Освоение и закрепление в игровой форме понятий «луч», «отрезок», и их моделирование при помощи конструкторов ЛЕГО. Геометрическая сказка про луч и отрезок. Счет парами.
Раздел 7. Отрезки Ломаная.
Тема 7.1. Измерение отрезков. Незамкнутая ломаная.
Число 3.
Базовые представления о ломаной. Базовые представления о незамкнутой ломаной.
Практические занятия. Игровое моделирование незамкнутой ломаной.
Тема 7.2. Замкнутая ломаная). Считаем по одному до трех
Базовые представления о незамкнутой ломаной. Счет до трех.
Практические занятия. Игровое моделирование. Рисованная сказка про замкнутую ломаную. Счет предметов.
Раздел 8. Величины.
Тема 8.1. Единицы измерения. Число 4.
Знакомство с единицами измерения: сантиметр, миллиметр, метр.
Практические занятия. Сочинение сказок про миллиметр, сантиметр и метр.
Тема 8.2. Измерение величин. Состав числа 4.
Базовые представления об измерении.
Практические занятия. Формирование навыков измерения различных предметов в игровой форме. Осмысленное чтение и пересказ текстов, содержащих числовую информацию.
Раздел 9.Объем.
Тема 9.1. Куб. Число 5.
Базовые представления о кубе. Счет предметов.
Практические занятия. Моделирование при помощи конструктора ЛЕГО куба. Режиссёрская игра.
Тема 9.2. Пирамида. Состав числа 5.
Представления о пирамиде. Счет до 5.
Практические занятия. Моделирование при помощи конструктора ЛЕГО пирамиды. Разыгрывание сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.
Тема 9.3. Цилиндр (ЛЕГО).
Представления о цилиндре.
Практические занятия. Моделирование при помощи конструктора ЛЕГО цилиндра. Разыгрывание сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.
Раздел 10. Четырёхугольники.
Тема 10.1. Прямоугольник. Квадрат. Число 6.
Формирование понятий «прямоугольник», «квадрат». Счет предметов.
Практические занятия. Игровое конструирование на основе различных конструкторов .
Тема 10.2. Свойства диагоналей квадрата, прямоугольника). Состав числа 6.
Представления о свойстве диагоналей квадрата. Представления о свойстве диагоналей прямоугольника.
Практические занятия. Закрепление представлений о свойствах диагоналей квадрата и прямоугольника при помощи моделей ЛЕГО. Сочинение сказок про диагонали квадрата и прямоугольника.
Тема 10.3. Ромб, трапеция. Число 7.
Представления о ромбе. Представления о трапеции. Сравнение ромба с квадратом и прямоугольником. Сравнение трапеции с квадратом и прямоугольником. Счет предметов.
Практические занятия. Закрепление понятий «ромб», «трапеция» при помощи игрового конструирования на основе различных конструкторов.
Раздел 11. Треугольники.
Тема 11.1. Виды треугольников по углам. Состав числа 7.
Представление о прямоугольном треугольнике. Представление об остроугольном треугольнике. Представление о тупоугольном треугольнике. Счет предметов.
Практические занятия. Закрепление понятия «треугольник» при помощи конструктора ЛЕГО. Моделирование различных видов треугольников (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный) при помощи конструктора ЛЕГО.
Тема 11.2. Виды треугольников по сторонам. Число 8.
Представления о равнобедренном треугольнике. Представление о равностороннем треугольнике. Представление о разностороннем треугольнике. Счет предметов.
Практические занятия. Моделирование различных видов треугольников при помощи конструктора ЛЕГО. Дидактическая игра.
Раздел 12. Периметр многоугольников.
Тема 12.1. Периметр треугольника, четырёхугольника. Состав числа 8.
Понятие о периметре. Периметр треугольника. Периметр квадрата. Периметр прямоугольника.
Практические занятия. Игровое моделирование. Дидактическая игра. Графический диктант.

Тема 12.2. Периметр многоугольников. Число 9. Состав числа.
Закрепление понятия «периметр» на примере сложных многоугольников. Счет предметов.
Практические занятия. Предметная деятельность. Периметр сложных многоугольников. Моделирование смысловых задач на периметр при помощи различных конструкторов.


Раздел 13. Окружность.
Тема 13.1. Радиус, диаметр окружности.
Окружность. Представления о радиусе. Представления о диаметре.
Практические занятия. Закрепление понятия «окружность» при помощи конструкторов.. Дидактические игры.
Тема 13.2. Сравнение окружностей. Число 10.
Сравнение радиусов. Сравнение диаметров. Сравнение окружностей. Окружности в природе. Окружности в технике.
Практические занятия. Моделирование окружностей с разным радиусом.
Раздел 14. Текстовые задачи.
Тема 14.1. На смекалку. Состав числа 10.
Представления о задачах. Условие, вопрос, решение задачи.
Практические занятия. Формирование правильных приемов решения текстовых задач при помощи игрового конструирования моделей на основе конструктора ЛЕГО.
Тема 14.2. Задачи на нахождение суммы и разности (ЛЕГО). Счет десятками до 100. Представления о разрядных единицах
Базовые представления о десятках и единицах. Сотня.
Практические занятия. Формирование правильных приемов решения задач на сумму и разность при помощи игрового конструирования моделей на основе конструктора ЛЕГО.. Дидактические игры. Формирование навыков счета до 100.
Раздел 15. Площадь, площадь поверхности, объём.
Тема 15.1. Площадь квадрата.
Начальные представления о площади.
Практические занятия. Моделирование понятие «площадь» при помощи конструктора ЛЕГО.
Тема 15.2. Площадь поверхности.
Начальные представления о площади поверхности.
Практические занятия. Моделирование понятие «площадь поверхности» при помощи конструктора ЛЕГО.
Тема 15.3. Начальные представления об объёме.
Начальные представления об объёме.
Практические занятия. Моделирование понятие «объём» при помощи конструкций ЛЕГО.
Раздел 16. Проектная деятельность. Задачи в игровой форме.
Тема 16.1. Индивидуальные проекты.
Цель и задачи проекта. Этапы проекта. Теоретическая подготовка. Подбор информационного материала.
Практические занятия. Изготовление модели. Презентация проекта.
Тема 16.2. Коллективные проекты.
Цель и задачи проекта. Этапы проекта. Теоретическая подготовка. Подбор информационного материала.
Практические занятия. Коллективное изготовление модели. Презентация проекта. На основе полученных знаний, умений и навыков дети разрабатывают, осуществляют и представляют индивидуальные и коллективные проекты.
Раздел 17. Развитие способностей.
Тема 17.1. Развитие общих способностей.
Занимательная информация о возможностях человеческой памяти, внимания, восприятия.
Практические занятия. Игровая диагностика. Игровые тренинги.
Тема 17.2. Развитие специальных способностей.
Занимательная информация о математических способностях выдающихся людей.
Практические занятия. Игровая диагностика. Игровые тренинги.
Раздел 18. Игры.
Тема 18.1. Игры дидактические.
Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.
Тема 18.2. Игры сюжетно-ролевые.
Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.
Тема 18.3. Игры режиссёрские.
Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.
Тема 18.4. Игры подвижные.
Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.
Тема 18.5. Игры народные.
Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.
Тема 18.6. Игры самодеятельные.
Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.


Раздел 19. Празднично-игровая деятельность.
Формирование навыков подготовки и проведения различных праздников.
Тема 19.1. Государственные праздники.
Новый год. День защитника отечества. День Победы. День космонавтики.
Тема 19.2. Народные праздники.
Рождество. Масленица.
Тема 19.3. Международные праздники
Международный женский день 8 Марта. Международный день защиты детей.
Тема 19.4. Праздники в группе.
Неделя игры и игрушки. Праздник Новогодней ёлки. Неделя детской книги.
Раздел 20. Итоговое занятие.
Обсуждение лучших индивидуальных и коллективных проектов.
Практические занятия. Коллективное построение фантазийного замка. Задание на лето.



Второй год обучения

Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Знакомство с содержанием образовательной программы третьего года обучения. Повторение техники безопасности.
Практические занятия. Фантазийные модели.
Тема 1.2. Повторение.
Повторение основных тем второго года обучения.
Практические занятия. Повторение в игровой форме основных понятий, освоенных в прошлом году. Знакомство с новым конструктором LEGO – DACTA.
Раздел 2. Форма и функция (ЛЕГО).
Тема 2.1. Башни.
Представления о форме и функции. Представления о конструктивных особенностях башни. Форма башен. Функции башен. Взаимосвязь формы и функции на примере башни.
Практические занятия. Построение башни по аналогии на основе конструктора ЛЕГО. Режиссёрская игра.
Тема 2.2. Арки.
Представления о конструктивных особенностях арки. Форма арок. Функции арок. Взаимосвязь формы и функции на примере арки.
Практические занятия. Построение башни по аналогии на основе конструктора ЛЕГО. Режиссёрская игра.
Тема 2.3. Мосты.
Представления о конструктивных особенностях моста. Форма мостов. Функции мостов. Взаимосвязь формы и функции на примере моста.
Практические занятия. Построение моста по аналогии на основе конструктора ЛЕГО. Режиссёрская игра.
Раздел 3. Форма и устойчивость (ЛЕГО).
Тема 3.1. Форма.
Начальные представления о форме и устойчивости. Примеры на основе опыта ребёнка.
Практические занятия. Форма. Построение модели на основе конструктора ЛЕГО. Испытания на устойчивость.
Тема 3.2. Дизайн мебели.
Начальные представления о форме и устойчивости мебели.
Практические занятия. Проектирование, чертёж и изготовление стула собственной конструкции.
Тема 3.3. Инженерные конструкции.
Начальные представления об инженерных конструкциях. Движущиеся механизмы.
Практические занятия. Пробные модели движущихся механизмов. Сюжетно-ролевая игра.
Раздел 4. Силы и нагрузки (ЛЕГО).
Тема 4.1. Ветряной двигатель.
Начальные представления о силе и нагрузке. Примеры из личного опыта ребёнка. Начальные знания о ветряном двигателе. Примеры ветряных двигателей. Устройство ветряного двигателя.
Практические занятия. Графическое изображение, чертёж ветряного двигателя. Изготовление модели ветряного двигателя.
Тема 4.2. Подъёмный механизм.
Начальные представления о подъёмных механизмах. Различные виды подъёмных механизмов.
Практические занятия. Графическое изображение, чертёж подъёмного механизма. Изготовление модели подъёмного механизма.
Тема 4.3. Шагающий механизм.
Начальные представления о шагающих механизмах.
Практические занятия. Графическое изображение, чертёж шагающего механизма. Изготовление модели шагающего механизма.
Раздел 5. Периметр. Площадь. Объём (ЛЕГО, ПИФАГОР).
Тема 5.1. Сложные многоугольники в инженерных конструкциях.
Закрепление представлений о сложных многоугольниках на примере инженерных конструкций.
Практические занятия. Изготовление моделей. Анализ моделей. Дидактические игры.
Тема 5.2. Сравнение площадей поверхности.
Закрепление представлений о площади поверхности. Сравнение площади поверхности различных объёмных фигур.
Практические занятия. Построение моделей. Выделение объёмных фигур в конструкции. Определение площади поверхности.
Тема 5.3. Сравнение объёмов.
Закрепление представлений об объёме на примере инженерных конструкций.
Практические занятия. Построение модели. Выделение объёмных фигур. Дидактические игры.
Раздел 6. Масштаб (ЛЕГО, ПИФАГОР).
Тема 6.1. Масштаб: 1:1;1:2; 1:3.
Изучение и закрепление понятия «масштаб» при помощи различных конструкторов.
Практические занятия. Построение моделей в масштабе: 1:1; 1:2; 1:3.
Тема 6.2. Масштаб: 10:1; 100:1.
Закрепление представлений о масштабе. Подбор примеров из личного опыта ребёнка.
Практические занятия. Построение моделей в масштабе:10:1; 100:1.
Тема 6.3. Масштаб: 1000:1.
Закрепление представлений о масштабе. Подбор примеров из личного опыта ребёнка.
Практические занятия. Построение моделей в масштабе: 1000:1.
Раздел 7. Измерение (ЛЕГО).
Тема 7.1. Измерение длин.
Закрепление представлений о длине. Единицы длины. Примеры из личного опыта ребёнка.
Практические занятия. Измерение собственных конструкций в мм, см, дм.
Тема 7.2. Измерение скорости.
Начальные представления о скорости. Скорость пешехода. Скорость велосипедиста. Скорость автомобиля. Скорость самолёта. Скорость ракеты.
Практические занятия. Измерение скорости собственных конструкций при помощи ЛЕГО-спидометра.
Тема 7.3. Скорость, время, расстояние..
Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния. Примеры из личного опыта ребёнка.
Практические занятия. Игровое экспериментирование при помощи конструктора ЛЕГО.
Раздел 8. Развитие способностей.
Тема 8.1. Развитие общих способностей.
Занимательная информация об общих способностях человека.
Практические занятия. Игровая диагностика общих способностей. Тренинг общих способностей: восприятия, памяти, внимания, творческих, логических, коммуникативных способностей.
Тема 8.2. Развитие специальных способностей.
Занимательная информация о математических способностях выдающихся личностей современности.
Практические занятия. Игровая диагностика. Тренинг специальных математических способностей.
Раздел 9. Проектная деятельность (ЛЕГО).
Тема 9.1. Индивидуальные проекты.
Цель и задачи проекта. Этапы проекта. Теоретическая подготовка. Подбор информационного материала.
Практические занятия. Изготовление модели. Презентация проекта.
Тема 9.2. Коллективные проекты.
Цель и задачи проекта. Этапы проекта. Теоретическая подготовка. Подбор информационного материала.
Практические занятия. Изготовление модели. Презентация проекта.
Раздел 10. Игры.
Тема 10.1. Игры дидактические.
Обучение играм. Формирование навыков самостоятельной организации и ведения игры.
Тема 10.2. Игры сюжетно-ролевые.
Обучение играм. Формирование навыков самостоятельной организации и ведения игры.
Тема 10.3. Игры режиссёрские.
Обучение играм. Формирование навыков самостоятельной организации и ведения игры.
Тема 10.4. Игры подвижные.
Обучение играм. Формирование навыков самостоятельной организации и ведения игры.
Тема 10.5. Игры народные.
Обучение играм. Формирование навыков самостоятельной организации и ведения игры.
Тема 10.6. Игры самодеятельные.
Обучение играм. Формирование навыков самостоятельной организации и ведения игры.
Раздел 11. Празднично-игровая деятельность.
Тема 11.1. Государственные праздники.
Формирование умений и навыков подготовки, участия и проведения различных государственных праздников в условиях учебной группы, класса, семьи.
Тема 11.2. Народные праздники.
Формирование умений и навыков подготовки, участия и проведения различных народных праздников в условиях учебной группы, класса, семьи.
Тема 11.3. Международные праздники.
Формирование умений и навыков подготовки, участия и проведения различных международных праздников в условиях учебной группы, класса, семьи.
Тема 11.4. Праздники в группе.
Формирование умений и навыков подготовки, участия в различных массовых праздниках.
Раздел 12. Итоговое занятие.
Выставка лучших индивидуальных и коллективных проектов. Вручение сертификатов об окончании образовательной программы.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Приёмы и методы
Методика «Игровые конструкторы» построена на игровых образовательных и воспитательных технологиях. В её основе лежат:
интегративный подход, позволяющий отбирать всё самое ценное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей, и
конвергенция различных предметно-игровых сред, создающая оптимальное мотивационное пространство для развития творческого, гибкого и самостоятельного мышления детей.
Интегративный подход опирается на теорию поэтапного формирования умственных действий, понятие «зоны ближайшего развития», теорию игровой деятельности.
В данной методике осуществляется конвергенция таких предметно-игровых сред, как оригами, конструкторы «LEGO» («DUPLO», «DACTA»), «Петра», «Мольберты», «Деревянный город», «Геометрический узор», «Пифагор», «Спектра» и др.
Обучающий эффект методики усиливается тем, что вся информация подаётся в виде различных игр:
обучающих (дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных);
самодеятельных (сюжетно-отобразительных, сюжетно-ролевых, режиссёрских, играх-экспериментированиях);
представления об объёмных фигурах. Конструирование куба и пирамиды – работа в парах на одном игровом поле, стоя за столом – 20 мин.;
игровая пауза: подвижная игра «Испекли мы каравай» к сюжету «Новоселье в теремке», акцентируется внимание на понятиях «высота», «ширина» – 5 мин.;
игровая пауза: расслабление позвоночника в игре «Тень теремка», акцентируется внимание на плоских фигурах («квадрат», «прямоугольник», «треугольник») – лёжа на ковриках – 5 мин.;
режиссёрская игра по сказке «Теремок»: две команды по пять человек из ранее изготовленных пяти кубов и пяти пирамид самостоятельно выстраивают теремок, опять перераспределяют роли, по желанию выбирая бумажные мордочки персонажей, и представляют свою версию сказки – сидя, лёжа, передвигаясь на ковре – 20 мин.;
участники каждой команды зарисовывают свой теремок (итоговая диагностика) – 5 мин.
Такое игровое обучение развивает не только индивидуальный, но и групповой мотивационный компонент. Искреннее стремление детей, в свою очередь, активно вовлекает в образовательно-игровой процесс и родителей. Гармоничное взаимодействие и взаимопонимание между преподавателем, ребёнком и родителями обеспечивает успешную реализацию методики.


Дидактические материалы
Раздаточный материал:
Наборы плоских геометрических фигур.
Наборы цифр.
Наборы чисел.
Набор карточек с занимательной числовой информацией «Человек».
Набор карточек с занимательной числовой информацией «Растительный мир».
Набор карточек с занимательной числовой информацией «Животный мир».
Набор карточек с занимательной числовой информацией «Самые, самые, самые».
Набор инструкций ЛЕГО «Инженерная механика».
Набор схем ЛЕГО «Энергия. Работа. Мощность».
Демонстрационный материал:
Модели ЛЕГО.
Фотографии моделей, выполненных детьми.


Формы подведения итогов реализации программы
Итогом каждого года служит коллективная работа группы, которая выставляется в витринах игротеки; а также индивидуальные проекты обучающихся, в которых они демонстрируют знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.






Техническое оснащение программы


Наименование
Количество

1
Конструктор «LEGO»
Наборы «DACTA»:
«Инженерная механика»;
«Энергия. Работа. Мощность»;
«Возобновляемые источники энергии»;
«Геометрическая мозаика»;
«Цифры»;
«Числа и операции»;
«Измерения».
Наборы «DUPLO»:
«Гигантский набор» (550 деталей);
«Дикие животные»;
«Домашние животные»;
«Люди разных профессий»;
«Люди мира»;
«Три поколения».
Наборы «CREATOR»:
«Строительный материал»;
«Набор техники (машины, самолёты, вертолёты)»


8
8
8
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1

1
1

2
Большие пластины:
38х38 см;
25х25 см.
Средние пластины (двусторонние):
18х9 см (прямоугольные);
15х15 см (квадратные).
Малые пластины:
12х5 см;
7х7 см

2
8

8
8

8
8

3
Мольберт «Скалолазы»
1

4
Большие контейнеры 43х43х19 см
8

5
Настольные контейнеры (лотки)
8

6
Мольберт «Сенсор»
1

7
Мольберт «Пикассо»
1

8
Конструктор «Деревянный город»
8

9
Конструктор «Геометрический узор»
8

10
Набор цветной двусторонней бумаги
8

11
Ножницы с тупыми концами
8

12
Клей-карандаш
8

13
Тетради в крупную клетку
8

14
Тетради в мелкую клетку
8


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

Аллан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два-ступенька.– М., Ювента, 2006.
Шевелев К.В., Прописи по математике. – М., Ювента, 2007.
Учимся ориентироваться. Серия «Готовлюсь к школе». – М., 2003.
Учимся считать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2006.

Литература для родителей

Аллан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 2 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.
Волкова С.И. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.
Волкова С.И. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.
Кол М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Минск: ООО «Попурри», 2005.
Комарова Л.Г. Строим из Лего. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
Комарова Т.С. Знакомимся с формой: учебник для детей дошкольного возраста. – М.: Эгмонт-Россия, 2001.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька Математика для детей и их родителей в 2-х частях. – М.: Баласс, 2005.
Соколова С.В. Азбука оригами. – СПб., 2005.
Игрушки-оригамушки / Сост. С.В. Соколова. – М.,1994.
Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Книга для учителей и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
Учимся ориентироваться. Серия «Готовлюсь к школе». – М., 2003.
Учимся считать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2003.
Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Возобновляемые источники энергии».
Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Инженерная механика».
Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Работа. Энергия. Мощность».
Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA eLAB.

Литература для педагога

Алан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Алексеева А.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. – М.,1997.
Алексеева А.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.,1998.
Глушкова О.Б. Тесты по математике: Учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
Григорян Н.В. Математика: готовимся к школе. – СПб.: Изд. дом «Нева», 2001.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1978.
Залкинд Э.И. Методическое руководство: образование представлений и понятий о природе. – М., 1980.
Игрушки-оригамушки / Сост. С.В. Соколова. – М., 1994.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991.
Игры, обучение, досуг / Сост. Е.Г. Розанова / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1999.
Как мы видим то, что мы видим / Сост. В. Демидов. – М.: Знание, 1987.
Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. – М., 1998.
Комарова И.А. Строим из Лего. – М., 2001.
Комарова Т.С. Знакомимся с формой: учебник для детей дошкольного возраста. – М.: Эгмонт-Россия, 2001.
Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.,1996.
Кунин В.Н. Учимся рисовать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2000.
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.
Макарова М.С. Секрет бумажного листа. Рабочая тетрадь по художественному труду. – М., 2003.
Мир вокруг нас. Серия «Готовимся к школе». – М., 2002.
Мищик Н.М. Формирование обобщенных представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: Лист, 2000.
Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: сборник обрядовых представлений и праздников. – М.: РИГ, 1997.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька. Два – ступенька Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006.
Программа, методы педагогических исследований: примерная программа для педагогов / Под ред. Л. Пискунова. – М.: Прометей, 1998.
Раз, два. Три, четыре. Пять: Кроссворды, комиксы, игры, загадки / Сост. В. Розанцев. – М.: Панорама, 1990.
Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Книга для учителей и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Возобновляемые источники энергии».
Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Инженерная механика».
Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Работа. Энергия. Мощность».
Руководство по пользованию конструктором «LEGO DACTA eLAB».
Руководство по пользованию конструкторами «КРИКОКО», «МАГГЕОМ».
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1980.
Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите, играя. – М., 1989.
Учимся ориентироваться. Серия «Готовлюсь к школе». – М., 2003.
Учимся считать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2003.
Ушакова О.С. Придумай слово (методика игр и занятий по развитию речи). – М., 1996.
Чему мы научились: Тесты. – М., 2003.
Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания для детей дошкольного возраста. – М., 1999.


















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915