Способы повышения познавательной активности обучающихся на уроках информатики и ИКТ

Способы повышения познавательной активности обучающихся
на уроках информатики и ИКТ

Алексеева Анна Александровна
учитель информатики и ИКТ
МБУ СОШ № 58 г. о. Тольятти

В статье обобщен опыт применения различных приёмов повышения познавательной активности учащихся с использованием ИКТ-средств в урочной деятельности. Статья адресована учителям общеобразовательных учреждений.

Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет важное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Познавательная активность определяется как интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке [2, С.225].
Возникновение познавательной активности зависит как от уровня развития ребенка, его опыта, знаний - той почвы, на которой рождается интерес, так и от способа подачи материала. В своей работе для повышения познавательной активности обучающихся я широко применяю различные средства ИКТ.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Большую помощь в подборе такого материала к занятию представляют коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые на сегодняшний день широко представлены в интернете. Видеофрагменты, анимационные ролики, презентации, фотографии, коллажи позволяют учащимся с новой стороны взглянуть на привычные вещи, побуждают искать причины возникновения тех или иных явлений, способы решения различных проблемных ситуаций. Минутный ролик из кинофильма «Чародеи» (1979 год, фрагмент, когда главный герой пытается воспользоваться волшебной палочкой), показанный в начале урока в рамках изучения темы «Интернет», позволяет учащимся самостоятельно сформулировать основную проблему, возникающую сегодня у пользователей при поиске информации в сети, назвать тему и поставить цель урока. Т. о., ЦОР помимо очевидной реализации принципа наглядности позволяют учителю создавать проблемные ситуации, активизировать внимание учащихся на том или ином аспекте явления.
Другим способом повышения познавательной активности является мотивация, при чем, как внешняя (как правило, проявляющаяся в виде стремления получить хорошую оценку), так и внутренняя [3, С. 79]. Удобным инструментом здесь я бы назвала всевозможные электронные системы контроля, которые можно разбить на два класса: электронные тесты и системы контроля с использованием дистанционных пультов [1, С. 46]. Системы электронного тестирования удобны при индивидуальной работе учащегося, позволяют реализовать принципы дифференцированного обучения, выявить при необходимости пробелы в знаниях конкретного ученика. При работе с такими системами учащийся сам видит свои ошибки и сам выполняет работу по их устранению.
Системы контроля с использованием дистанционных пультов позволяют работать с классом в целом. Такая система включает в себя приемник сигналов, который подключается к компьютеру учителя и набор беспроводных пультов учащихся. В ходе опроса учитель задает вопросы, которые отображаются на экране, а учащиеся отвечают на них простым нажатием кнопки. Цветовая индикация на пульте позволяет учащемуся определить правильно ли он ответил на вопрос. Общая статистика по классу отражается на экране в режиме реального времени, данные по каждому ученику выгружаются в электронную таблицу и учитель в дальнейшем может их обработать. Системы контроля с использованием дистанционных пультов позволяют не только анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала учащимися, но и проводить рефлексию, различные социологические исследования в рамках урока, организовывать игры и викторины. Различные режимы работы системы («Тест», «Задай вопрос», «Блиц») позволяют оценить правильность ответов учащихся, определить общее мнение класса по какому-либо вопросу, выявить учащихся, которые быстрее всех правильно отвечают на вопросы. При работе с дистанционными пультами ученики ощущают вовлеченность в процесс (ведь мнение каждого из них является важным), ответственность за свой результат (времени спросить подсказку или обратится к учебнику нет).
Основное достоинство электронных систем контроля - это охват контролем всех учащихся в классе, возможность реализовать дифференцированный подход в обучении, получение результатов, доступных в режиме реального времени как учащимся, так и учителю.
Третья составляющая познавательной активности учащихся – это интерес к самому процессу деятельности, которую учащийся выполняет на уроке [3, С. 80]. Для ученика важно понимать, что навыки, которые он получает на уроке, пригодятся ему в дальнейшем. Удобным инструментом для формирования таких навыков являются сервисы web 2.0.
В первую очередь, это документы Google, которые позволяют реализовать групповую работу учащихся с одним документом, например, при необходимости обработать большой массив информации, представить его в табличной форме и проанализировать по заданным правилам (тема «Электронные таблиц»). Учащиеся самостоятельно делят задание и параллельно вносят в таблицу свою часть информации, результат работы группы зависит от работы каждого члена команды. Таким образом, развиваются умение учащихся работать в команде, коммуникативные способности, ответственность.
При изучении тем «Интернет», «Устройство компьютера», «Системы счисления» учащиеся знакомятся с лентами времени, которые в наглядной форме позволяют изучить хронологию событий.
Работы, созданные учениками в рамках темы «Графический редактор», размещаются в веб-альбомах, и дети учатся корректно их комментировать.
В рамках темы «Интернет» каждый учащийся создает свой собственный блог, сайт, интернет-опрос. При их создании внимание акцентируется не столько на дизайне, сколько на технической грамотности, соблюдении норм сетевого этикета, авторских прав, правил хорошего тона.
Таким образом, использование ИКТ-сервисов на уроке не является самоцелью. Они служат лишь как инструмент, позволяющий повысить интерес обучающихся к изучаемой теме, сделать материал более доступным и наглядным, рационально использовать время урока.

Список литературы.
Багирян В. Б., Половников Т. А., Смелова В. Г. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. – М.: Бизнес Меридиан, 2011. – 256 с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под редакцией П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 204. – 608 с.
Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт. – сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
Система контроля и мониторинга качества знаний ProClass. Описание программного обеспечения. Багирян В. Б. – М.: Бизнес Меридиан, 2011. – 41 с.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15