Презентация Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС


Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС Чернышова Галина Борисовна Самарская область г. ТольяттиМБУ СОШ №86 Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В. А. Сухомлинский Слово «успех» по толковому словарю С.И. Ожегова означает: -удача в достижении чего-нибудь; -общественное признание; -хорошие результаты в работе, учебе Условия, способствующие успешности ребенка Важное условие создания ситуации успеха - гуманистическая направленность педагога. 1. Эмпатия, понимание, сопереживание и адекватное приня­тие воспитанника таким, каков он есть (альтернатива традиционному «оценочному пониманию»);2. Безусловное позитивное отношение к обучающемуся - внутренняя уверенность педагога в возможностях и способностях каждого ребенка (альтернатива «оценочному отношению»);3. Искренность (конгруэнтность), или открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность искренне выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися (альтернатива ролевому поведению). Искренность предполагает также естественные и спонтанные реакции ребен­ка, не обусловленные его социальным статусом, успеваемостью, положением родителей и т. п. Комплекс педагогических приемов создания благоприятного эмоционального климата на уроке изобразительного искусства 1. Установление с учащимися партнерских взаимоотношений.Уроки искусства - особенные уроки. Очень важно на них создавать условия, благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Поэтому прежде всего постарайтесь понять, что чувствует ребенок, бережно поддержите его на пути в мир искусства.Диалог и индивидуальный подход - вот альфа и омега в воспитании и обучении детей. Иногда одной беседы по душам достаточно, чтобы у ребенка «выросли крылья»?Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать, что необходимо ребенку на данный момент, какая помощь ему требуется, какие слова ободрения подобрать. 2. Вызов чувств сопереживания, эмпатии у детей в ходе общения с педагогом и сверстниками.Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных неравнодушных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.Все эти средства работают, для того чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Только тогда можно говорить о результатах художественно-творческой деятельностиВсе задания на уроке должны быть построены с учетом социокультурного опыта учащихся; с целью выявления индивидуальных предпочтений учащихся используются анкетирование учащихся, индивидуальные беседы, встречи с родителями учеников. 3. Помощь каждому воспитаннику в оптимистическомосознании своих больших возможностей в достижении успехов в деятельности, преодолении трудностей, решении сложных задач (в данном случае уместно использовать потенциал ситуации успеха). К основным принципам педагогической поддержки относятся:- согласие ребенка на помощь и поддержку;-опора на личные силы и потенциальные возможности лич­ности;-вера в эти возможности учащихся;-ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;-конфиденциальность;-совместность, сотрудничество и содействие;-доброжелательность и безоценочность;-принцип «не навреди».Приемы общения учителя с детьми:- подбадривающие слова;- мягкая, спокойная интонация;- корректность обращения;- открытая поза;- доброжелательная мимика.  4. Предоставление возможности учащимся проявлять инициативу в различных видах деятельности на уроках изобразительного искусства.Многовариантность выполнения заданий на уроке просто необходима.Дайте ребенку возможность выбора. Выбора тем, техники выполнения задания, художественного материала, способа, которым может быть выполнена работа. С пятого класса можно предлагать опережающее задание. Оно может быть разным, все зависит от цели урока и индивидуальных возможностей детей. Например, узнать о значении слова, используя толковый словарь, или подготовить сообщение о творчестве художника, найти в предложенной учителем литературе нужные к следующему уроку сведения, факты, пословицы, афоризмы и высказывания великих людей. По инициативе школьников индивидуальные задания превращаются в коллек­тивные творческие работы. 5. Стимулирование самостоятельности воспитанников в получении знаний, в овладении новыми способами совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании:Поиск дополнительной информации на уроке при изучении новой темы и закреплении знаний (альбомы с репродукциями, фотографии, словари, справочники, тексты художественных произведений).Поиск дополнительной информации при выполнении самостоятельной работы на уроке (таблицы, схемы, учебник, репродукции картин, фотографии художественных произведений, словари, справочная литература). Поиск информации при подготовке домашнего задания (использование бумажных и электронных носителей). Поиск информации при выполнении индивидуальных и групповых опережающих заданий учителя. Поощрение учащихся, самостоятельно находящих интересную и важную информацию по заданной теме. 6. Помощь в осознании достигнутых положительных результатов, оценка достижений в присутствии всего коллектива:Чтобы на уроках ребенок не испытывал стрессовое состояние, определите краткосрочные и долгосрочные цели. Когда ученик достигает «близких» целей, он может ориентироваться, насколько продвинулся на своем пути к «дальней» цели.После изучения больших тем лучше проводить выставки, творческие отчеты с последующим анализом и акцентуацией успехов каждого. Но не только об успехах говорит учитель во время анализа, ведь смысл этой работы в исправлении ошибок. Учитель должен проявить максимум такта, указывая на ошибки, а главное - подсказать, как их исправить. 7. Соблюдение справедливости при оценивании творческих достижений, учет количества затраченных ребенком усилий.Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Учителя довольно часто стал­киваются с другой проблемой, когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае, создавая ситуацию успеха, не следует забывать о педагогическом назначении ситуации неуспеха. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуа­ции успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка.Учитывая перспективу перехода ситуации неуспеха в ситуацию успеха, относитесь с оптимизмом к детям, верьте в своих учеников - и они ответят вам взаимностью. «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удается и не удается... только успех поддерживает интерес к учению. А интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости творчества в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться» К.Д. Ушинский Список литературы 1. Неменский Б.М., «Изобразительное искусство», М.: «Просвещение:» 2014.2. Пожарская А.В.,Забнева Н.С., Михайлова В.В., Казначеева С.А., Сарафанова Е.В., Изобразительное искусство 2-8 классы. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков, Волгоград, Учитель, 2011.3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: «Просвещение», 2012. 4. Ксензова Б.Ю. , Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учеб. пособие. - М.: Пед. Общество России, 2007.