Материал для родительского собрания. Мотивация подростков к учению.

Материал для родительского собрания (6-9 классы)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ подростков .

Подготовка к собранию - провести анкетирование уч-ся класса по след. вопросам:
на каких уроках бывает интересно? (назвать предметы)
какой учитель нравится?
какой предмет изучаете только ради хороших оценок?
На каких уроках узнаете много интересного?
Какой предмет заставляет думать?
На каких уроках получаете удовольствие от работы?
Какой предмет дается легко?
Какой урок ждете с нетерпением?
К какому уроку стремитесь узнать больше, чем требует учитель?
По каким предметам заставляют учиться родители?
По каким предметам родители не заставляют учиться?
Какие предметы учите, потому что они интересны для вас?
Какие предметы полезны для взрослой жизни?
Для чего вам нужны знание, получаемые в школе?
а/ хороших оценок,
б/ поступлении на работу.
в/ продолжении образования в ВУЗе
г/ получении хорошей профессии
д/ быть образованным человеком
е/ из чувства солидарности с одноклассниками
Обработать анкеты при подготовке к собранию.

Ход собрания: 1 Вступительное слово учителя.
2.Лекция учителя.
3. знакомство родителей с итогами анкетирования уч-ся класса.
4. Обсуждение проблемы с родителями
5. Рекомендации родителям.

Потребность- это объективная нужда человека в определенных условиях, которая обеспечивает его жизнь и развитие.
Потребности


Низшего уровня высшего уровня
1.Физиологические потребности.
Эти потребности самые насущные из всех потребностей. Если человек голоден и если ему не хватает любви и уважения, он будет стремиться в первую очередь утолить свой физический голод, а не эмоциональный.
2. Потребности в безопасности.
В это понятие входят потребности в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги, хаоса, потребности в структуре, порядке, законе, ограничениях. Для этого человека нет несущей проблемы, чем в безопасности. Эти потребности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребёнку по вкусу предсказуемый мир. Несправедливость выражает беспокойство, тревогу, он думает, что миру нельзя доверять. В ответ на столкновение с новым и незнакомым у детей часто возникает реакция испуга.
3. Потребности в принадлежности и любви.
Каждый человек нуждается в чувстве принадлежности к определённой социальной группе. Ему необходимо любить и чувствовать себя любимым.
4. Потребность в признании.
Каждый человек нуждается в признании, в устойчивой и высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо уважение окружающих и самого себя. Неудовлетворённость в потребности вызывает чувство унижения, слабости, беспомощности, которые свою очередь, служат почвой для уныния, запускают невротические механизмы

Потребности высшего уровня.

Когда потребности низшего уровня удовлетворены, у человека появляется необходимость познавать и понимать мир вокруг себя
1.Потребности в любви и понимании.
2. потребность в познании, любопытство, Потребность знать и понимать появляется уже в позднем младенчестве.

Чем выше мера удовлетворённости потребностей одного уровня, тем выше актуальность потребностей следующего уровня. Исходя из этого, можно предположить, что у детей с низким уровнем мотивации слабо удовлетворены потребности низших уровней. Как могут появиться потребности в познании, если ребенок напуган, ему не хватает общения, к тому же у него занижена самооценка? Это объясняет и детскую невнимательность, и негативное отношение к школе, учителям и учёбе, высочайший уровень агрессии и все остальные факторы, мешающие плодотворному усвоению школьного материала.
В этот период ребёнок нуждается в благоприятном общении с взрослым. Неудовлетворённость этой потребности ведёт к повышенной тревожности, неуверенности в себе, связанные с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к деятельности
В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.

Мотив учения – это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.
Мотивы:
+ познавательные, которые связаны с содержанием учения,
+ социальные, связаны с общением учеников друг с другом и учителями.
Мотивы:
+ситуативные,
+ устойчивые
№1 Ситуативный интерес

на уроках бывает интересно
Предметы, изучаемые в классе




человек

Нравится учитель



Изучаю, только ради хороших оценок




№ 2 Интересуются предметом

Узнаю много нового
Предметы, изучаемые в классе




человек

Предмет заставляет думать



Получаю удовольствия от работы на уроке




№ 3. Проявляется повышенный интерес

Легко дается предмет



Жду урока с нетерпением



Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель





Мотивы: (в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний)
+ внешний, при которой значима не деятельность, а удовлетворение других потребностей.
+ внутренним , при которой деятельность важна сама по себе. Желание научиться получать знания самостоятельно.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки.
Мотивация:
+ престижная. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области
+ соревновательная. Соревновательная мотивация типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга.
Широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе.
Мотивация:
+ положительная
+ отрицательной
Мотивация:
+ высокий уровень мотивации возникает у школьников в семьях, где родители постоянно повышают требования к ребенку, в то же время оказывают ему ненавязчивую помощь и относятся к ребенку с душевной теплотой и пониманием.
+ если родители безразличны к интересам ребенка или жестко контролируют его поведение, то у ребенка начинает преобладать желание избежать неуспеха, т.е. возникает низкая мортивация.

Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.
Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):
= широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
= учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
= мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы мотивы самообразования.

А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х8-х классов.

Главный вывод состоит в следующем. Невысокий уровень познавательной мотивации не недостаток ученика, а его беда.

причины, побуждающие учиться.
№ 1. Учеба по необходимости
Не заставляют



Учу, так как интересно



Предмет полезен для будущей жизни




обучение в школе и знания мне нужны для



Хороших оценок
человек

Продолжения образования в ВУЗе


Поступление на работу


Получить хорошую профессию


Быть образованным и интересным человеком


Солидарности


От чего же зависит успех в учебной деятельности ребёнка?

1) если потребности низшего уровня не удовлетворены, то потребности высшего уровня не развиваются.

2) когда дети идут в первый класс, им необходимо чувствовать себя в безопасности, так как в младших классах детей подавляет тревожность, но со временем эта тревожность перевоплощается в агрессию. Дети учатся плохо, потому что им не хватило любви, если потребности во внимании и любви не удовлетворены, ребенок не испытывает потребности хорошо учиться! Как бы его не заставляли и не убеждали, учиться хорошо он не сможет.
Хорошая учеба – ключ к профессии и судьбе. Значит, успехов добьется в будущем тот, кто был любим в детстве.

Рекомендации:

Для того, чтобы ребёнок хорошо учился необходимо:
1) Удовлетворение потребностей низшего уровня.
2) Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.
3) Чувствовал себя любимым и любил.
4) ежедневно интересоваться успехами ребенка
5) неудачи не должны превращаться в ссор и скандалы.
НЕДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕУДАЧИ. НЕУДАЧА САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ.
6) помощь должна быть ненавязчива.
7) успехи поощряемы.

Всё это ребёнок должен получать в семье. Таким образом, если ребёнок не получает достаточного семейного внимания, вряд ли можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность - необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15