«Этапы формирования деятельностной компетентности у обучающихся» (Выступление Богомазов А.И.)


«Этапы формирования деятельностной компетентности у обучающихся»
(Выступление Богомазов А.И.)
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.
На моем кружке, а именно на кружке «Судомоделирование», ребята учатся конструировать модели водного транспорта различной сложности. За годы работы в ГШТТ мною было выявлено, что для более успешного усвоения знаний, умений и навыков у учащихся, необходимо, все более мотивировать у учеников самостоятельность. А именно:
- самостоятельно ставить цель и стремится к ее осуществлению,
- самостоятельно находить нужный теоретический материал из различных источников,
- Самостоятельно находить и исправлять ошибки, допущенные при работе и т.д.
Так как моя работа с учениками имеет следующий вид: подбирается модель для ученика, конечно с учетом его возрастных качеств. И учащийся работает над ней, до полного ее завершения. Мною были разработаны этапы работы:
I этап. Поисковый
Данный этап проводится на вводном уроке при выборе новой модели.
Анализируются этапы работы над моделью, внимательно изучается образец, выбранной модели, подбирается нужные инструменты и материал для работы. Выдвигаются возможные варианты проблем, которые могут возникнуть на пути намеченной цели. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем). Эффективным приемом работы является коллективное обсуждение.
II этап. Конструктивный
На данном этапе педагог совместно с учеником разрабатывают детальный план работы над моделью. В зависимости от сложности модели и уровня способностей учащегося, возможен план работы для каждого занятия. Т.е. Описывается объем работы, который ученик должен выполнить за отведенное время.
III этап. Технологический
На данном этапе происходит непосредственно работа учащегося над моделью.
Работа над моделью занимает особое место в системе работы приобретать знания, которые не достигаются в общеобразовательных школах. Это становиться возможным потому, что ученики делают свой выбор и проявляют инициативу. На данном этапе учащиеся:
проводят самостоятельное исследование;
решают актуальные проблемы;
учатся в соответствии с его способностями;
Проявляют инициативу;
Учатся творчески подходить к работе
Для завершения данного этапа существенным является вопрос систематизации практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.
IV. Заключительный этап
Заключительный этап включает в себя демонстрацию, проделанной работы. Также не исключены соревнования среди кружковцев. На данном этапе учащийся может сравнить свою модель с моделями других кружковцев. Совместно с педагогом обсуждаются плюсы и минусы проделанной работы.