Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время по теме:Анатомо-физиологические особенности системы органов пищеварения


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСОЛЬСКИЙМЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВО ВНЕАУДИТОНОЕ ВРЕМЯ
Специальность 31.02.01. Лечебное дело
Дисциплина «Анатомия и физиология человека»
Раздел 6: «Анатомо-физиологические особенности
системы органов пищеварения»

Преподаватель
анатомии и физиологии человека,
высшей категории
Милюшенко Марина Михайловна
Усолье – Сибирское
2015г
Аннотация
Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП 03. «Анатомия и физиология человека».
Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся. Усолье – Сибирское, ОГБОУ СПО «Усольский медицинский техникум», 2015 год.
Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся рекомендуется для использования во внеаудиторное время по учебной дисциплине ОП 03. «Анатомия и физиология человека» обучающимися медицинских техникумов, колледжей, обучающихся по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
Содержит: Информационный материал по теме раздела «Анатомо- физиологические особенности системы органов пищеварения» в виде схем, таблиц, рисунков;
Задания для изучения и применения на практических занятиях и во время самоподготовки.
Предназначена в помощь обучающимся СПО при изучении учебной дисциплины ОП 03. «Анатомия и физиология человека» для специальности 31.02.01. «Лечебное дело», составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Составитель: Милюшенко Марина Михайловна, преподаватель ОГБОУ СПО «Усольский медицинский техникум», высшей категории.
Введение
Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся предназначена в помощь студентам СПО при изучении учебной дисциплины ОП 03. «Анатомия и физиология человека».
Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе примерной программы по «Анатомии и физиологии человека», по специальности 31.02.01. «Лечебное дело».
Результатом освоения учебной дисциплины ОП 03. «Анатомия и физиология человека» является овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, в том числе общими и профессиональными компетенциями.
После изучения темы обучающийся должен владеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
Целью дисциплины является овладение обучающимися системой знаний по анатомии и физиологии человека, необходимых для изучения профессиональных модулей, с учётом интегрированного подхода к преподаванию.
Главная задача – установить взаимосвязь между функциями и строением органов пищеварительной системы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- анатомию и физиологию человека.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Выписка из рабочей программы:
Наименование тем, разделов Объём часов
Раздел 6. Анатомо-физиологические особенности системы органов пищеварения 16
Тема 6.1. Анатомо-физиологические особенности полости рта, глотки, пищевода, желудка 2
Тема 6.2.Анатомо-физиологические особенности кишечника 2
Практическое занятие № 14. «Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы» 4
Самостоятельная работа обучающихся4

В методическом пособии для самостоятельной работы обучающихся представлены различные варианты заданий: на воспроизведение изученного материала, для практического применения полученных теоретических знаний, для развития мыслительных операций.
Уважаемые обучающиеся!
Фундаментальными науками для изучения клинических дисциплин являются анатомия и физиология человека.
Качество обучения будущих медицинских работников зависит не только от мастерства преподавания предмета, технического оснащения учебных занятий, от наличия современных учебников и учебных пособий, но и от Вашей самостоятельной работы.
Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Целью использования методического пособия является повышение качества усвоения предмета.
«Человек по настоящему владеет лишь тем, чем овладел самостоятельно» - сказал основоположник эмбриологии Карл Бэр.
Только в процессе самостоятельной работы Вы сможете овладеть знаниями, обогатить свою память фактами, осмыслить понятия и проникнуть в суть явлений.
Методическое пособие облегчит вам самостоятельную подготовку по данному разделу, так как содержит не только информацию по основным темам, но и разнообразные методы контроля.
Рекомендации обучающимся, как работать с пособиемОзнакомьтесь с дидактическими целями занятия и требованиями к знаниям, умениям обучающихся, которые должны быть приобретены в результате выполнения самостоятельной работы по данному пособию.
Ознакомьтесь с мотивационной характеристикой темы
Ознакомьтесь глоссарием.
Ознакомьтесь с перечнем основной, дополнительной литературы и интернет ресурсов по данной теме.
После каждого теоретического блока в пособии предусмотрены задания и вопросы для самоконтроля, которые Вам необходимо выполнить.
При выполнении заданий для самоконтроля - сначала проверьте свои ответы по эталону, и, если допустили ошибку, то установите истину, прочитав ещё раз необходимый теоретический блок.
После заданий для самоконтроля, выполните задания итогового блок- контроля, который расположен в конце пособия.
При возникновении, каких - либо затруднений в Вашей работе, обращайтесь за помощью к преподавателю.
Трудолюбия, терпения и удачи вам на этом не легком, но очень интересном и необходимом пути в профессию!!!
1. Дидактические цели:
Образовательные: Создать условия для изучения:
Общего плана строения и функций органов пищеварительной системы. (ПК 1.4. – 1.5.)
Особенностей внешнего и внутреннего строение органов пищеварения в связи с выполняемыми функциями. (ПК 1.1.-1.5., 2.1.)
Выработать представление о процессе пищеварения, в связи с их структурными особенностями. (ПК 1.1.-1.5., 2.1.)
Развивающие:
Создать условия: (ОК 1-14)
для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
для самореализации обучающихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности.
Воспитательные:
Способствовать формированию: (ОК 1-14)
устойчивого положительного отношения к здоровому образу жизни;
познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха;
интереса к исследовательской деятельности.
1.1. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен иметь представление:
о потребности есть, пить, о структурах удовлетворяющих потребность есть и пить,
о функциях желудочно-кишечного тракта,
о характеристике пищевых веществ,
о принципах организации деятельности желудочно-кишечного тракта,
о критериях оценки процесса пищеварения.
регуляцию процесса пищеварения
1.2. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен знать:
определение процесса питания, его этапы,
структуры пищеварительной системы,
особенности строения органов пищеварительной системы в связи с выполняемой функцией,
отношение органов к брюшине.
1.2. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
использовать медицинскую и анатомическую терминологию,
показать в таблицах и на муляжах структуры пищеварительного аппарата,
показать проекцию органов пищеварительной системы на поверхность тела.
2. Основные вопросы темы:
1. Основные функции пищеварительной системы и её органный состав.
2. Общий план строения органов пищеварения.
3. Проекция органов пищеварительной системы на поверхность тела.
3. Мотивационная характеристика темы. 
Знания данной темы необходимы обучающимся в дальнейшем для изучения профессиональных модулей, таких как МДК 02.01.1. Сестринский уход в терапии; МДК 02.02.1 Оказание медицинских услуг в хирургии; МДК 02.03.1. Оказание медицинских услуг в акушерстве; МДК 02.04.1. Оказание медицинских услуг в педиатрии.
Пищеварительная система – это система органов, куда поступает и где происходит расщепление пищи с последующим всасыванием веществ, необходимых для жизнедеятельности организма, а также выведением остатков переваренной пищи. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта – это комплекс характерных, постоянных или периодически возникающих симптомов, сигнализирующих о нарушениях в работе системы пищеварения или отдельного органа этой системы, имеющих определённую зависимость от экзогенных, эндогенных и генетических факторов. Поэтому знания анатомии и физиологии органов пищеварительной системы необходимы для правильной диагностики и успешного лечения заболеваний органов пищеварительной системы.

ГЛОССАРИЙ
По теме
«Анатомо-физиологические особенности системы органов пищеварения»
Адвентиция –внешняя оболочка органа, образованная в основном рыхлой волокнистой соединительной тканью.
Амилаза – фермент, расщепляющий углеводы до дисахаровАнальное отверстие - отверстие конечной части пищеварительного канала, служащее для удаления из организма непереваренных остатков пищи.
Билирубин – желчный пигмент, продукт распада гемоглобина крови.
Брюшина — тонкая полупрозрачная серозная оболочка, покрывающая внутренние стенки брюшной полости и поверхность внутренних органов.
Брюшная полость – серозная оболочка выстилающая полость живота и покрывающая полностью или частично внутренние органы, расположенные в этой полости
Брыжейкой - называется дупликатура брюшины, которая идёт от стенки живота к тому или другому отделу кишечной трубки, удерживает её в определённом месте.
Висцеральная брюшина - брюшина, покрывающая органы переходя со стенок брюшной полости на органы и с одного органа на другой, брюшина образует связки, складки, брыжейки.
Глотка - верхняя часть пищеварительного канала.
Двенадцатиперстная кишка - начальный отдел пищеварительного тракта, расположенный в верхней правой части брюшной полости.
Желудок - расширенный мускульный пищеварительный орган.
Желчегонные средства - лекарственные препараты, усиливающие образование желчи или облегчающие ее выделение в просвет кишечника.
Желчный пузырь - полый тонкостенный грушевидный мешок, расположенный на нижней поверхности печени.
Желчь - жидкий секрет, непрерывно вырабатываемый железистыми клетками печени.
Желчные кислоты – стероидные кислоты, входящие в состав желчи.
Желчные пигменты – продукты расщепления гемоглобина, выделяющиеся с желчью и придающие ей характерную окраску.
Липаза – фермент, воздействующий на жиры
Кетоновые тела - (синоним ацетоновые тела) группа органических соединений, являющихся промежуточными продуктами жирового, углеводного и белкового обменов.
Мальтаза –углевод, расщепляющий дисахариды в моносахариды
Муцин- вещество, входящее в состав слюны, способствует обволакиванию пищи, делает кусок удобным для проглатывания
Нейрогуморальная регуляция – форма регулирующих процессов в организме, при которых нервные импульсы и переносимые кровью и лимфой вещества выступают как звенья единого регуляторного процесса.
Панкреатический сок - пищеварительный сок, выделяемый поджелудочной железой.
Панкреозимин - гормон животных и человека, вырабатываемый слизистой оболочкой двенадцатиперстной кишки.
Париетальная брюшина - это брюшина, выстилающая стенки живота.
Печень - самая крупная пищеварительная железа, вырабатывающая желчь.
Пепсиноген – неактивный фермент желудочного сока
Пепсин – активный фермент, расщепляющий белки до полипептидов
Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез, отдельных элементов кровеносной и нервной систем, участвующих в процессе механохимического разложения пищи, а также в усвоении питательных веществ и выделении ненужных метаболитов из организма.
Пищеварение кишечное – пищеварение, происходящее в полости тонкой и толстой кишки под действием сока кишечных желез и кишечной микрофлоры.
Пищеварение полостное - пищеварение, происходящее под действием ферментов пищеварительных соков.
Пищеварение пристеночное – пищеварение, под действием пищеварительных ферментов, адсорбированных на микроворсинках слизистой оболочки кишки.
Пищеварительные ферменты - ферменты, вырабатываемые органами пищеварения. Пищеварительные ферменты расщепляют сложные вещества пищи на более простые, легко усвояемые организмом соединения.
Пищевод - отдел пищеварительной системы в виде трубки, имеющий мышечные стенки, с помощью перистальтических сокращений которых пища из ротового отверстия транспортируется в желудок.
Пищевой рефлекс - сложная рефлекторная реакция, направленная на поиск, захват, продвижение по пищеварительной системе и переработку пищи.
Подвздошная кишка - конечная часть тонкого кишечника, плавно продолжающая тонкую кишку.
Поджелудочная железа - железа гроздевидной формы, смешанной секреции, расположенная в левом боку, прямо под желудком.
Полость брюшины - узкое пространство между висцеральной и париетальной брюшиной, содержащее серозную жидкость
Протеазы – ферменты, воздействующие на белки
Ротовая полость - начальный отдел пищеварительной системы.
Сальник―это удлинённая брыжейка желудка, между листками которой имеются скопления жировой ткани в виде долек и сплетения кровеносных сосудов.
Толстая кишка - отдел кишечника, начинающийся от тонкой кишки и заканчивающийся анальным отверстием.
Тонкая кишка - отдел кишечника, расположенный между желудком и толстой кишкой, включающий двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки, впадающих друг в друга.
Тощая кишка - промежуточный отдел тонкого кишечника, граничащий спереди с двенадцатиперстной кишкой и сзади с подвздошной кишкой.
Трипсиноген – неактивный фермент кишечного сока
Трипсин - активный фермент, расщепляющий белки, активирует химотрипсиногенФундальные железы - трубчатые железы в слизистой оболочке дна желудка, вырабатывают пепсиноген, соляную кислоту, слизь и др.
Ферменты – белки, биологические катализаторы клеток живого организма.
Химозин – фермент, створаживающий белки молока.
Холестерол – составная часть желчи.
Энтерокиназа – фермент фермента трипсиногена.
Латинская терминология
Большая кривизна желудка — curvatura ventriculi major
Большие коренные зубы — dentes molaresБольшой сальник — omentum majusБольшой сосочек двенадцатиперстной кишки — papilla duodeni majorБрыжейки - mesenteriiБрыжеечная лента ободочной кишки — taenia mesocolicaБрыжейка сигмовидной кишки — mesocolon sigmoideumБрыжейка тонкой кишки — mesenteriumБрюшная часть пищевода — pars abdominalis oesophagiВерхний констриктор глотки — musculus constrictor pharyngis superior
Верхняя часть двенадцатиперстной кишки — pars superior duodeniВисцеральная брюшина - peritoneum visceraleВисцеральная поверхность печени — facies visceralis hepatisВорота печени — porta hepatisВосходящая ободочная кишка — colon ascendensГаустры — haustra coliГлоточная миндалина — tonsilla pharyngealisГоловка поджелудочной железы — caput pancreatisГрудная часть пищевода — pars thoracica oesophagiДвенадцатиперстно-тощий изгиб — flexura duodenojejunalisДиафрагмальная поверхность печени — facies diaphragmatica hepatisДно желудка — fundus ventriculiДно желчного пузыря — fundus vesicae felleaeЗадняя стенка желудка — paries posterior ventriculiЗуб мудрости — dens serotinusКардиальная часть желудка — pars cardiaca ventriculiКвадратная доля печени — lobus quadratus hepatisKлыки — dentes caniniКорень зуба — radix dentisКорень языка — radix linguae
Коронка зуба — corona dentisКруговые складки тонкой кишки — plicae circulares intestini tenuisЛевая доля печени — lobus hepatis sinisterЛевый изгиб ободочной кишки — flexura coli sinistraЛевый печеночный проток — ductus hepaticus sinisterМалая кривизна желудка — curvatura ventriculi minor
Малые коренные зубы — dentes premolaresМалый сальник — omentum minusМалый сосочек двенадцатиперстной кишки — papilla duodeni minorМягкое небо — palatum molleНебно-глоточная дужка — arcus palatopharyngeusНебно-язычная дужка — arcus palatoglossusНижний констриктор глотки — musculus constrictor pharyngis inferior
Нисходящая ободочная кишка — colon descendensНисходящая часть двенадцатиперстной кишки — pars descendens duodeniОбщий желчный проток — ductus choledochusОбщий печеночный проток — ductus hepaticus communisОколоушная слюнная железа — glandula salivaria parotisОколоушный проток — duсtus parotideusПариетальная брюшина - peritoneum parietaleПередняя стенка желудка — paries anterior ventriculiПодвздошная кишка — ileumПодвздошно-слепокишечное отверстие — foramen ileocaecaleПоднижнечелюстная слюнная железа — glandula salivaria submandibularisПодъязычная слюнная железа — glandula salivaria sublingualisПолулунные складки ободочной кишки — plicae coli semilunaresПоперечная ободочная кишка — colon transversumПравая доля печени — lobus hepatis dexterПравый изгиб ободочной кишки — flexura coli dextraПравый печеночный проток — ductus hepaticus dexterПривратниковая часть желудка — pars pylorica ventriculiПривратниковый сфинктер — musculus sphincter pyloriПрямая кишка — rectumПузырный проток — ductus cysticusРезцы — dentes incisiviСальниковая лента ободочная кишка — taenia coli omentalisСальниковые отростки — appendices epiploicae (omentales)
Свободная лента ободочной кишки — taenia coli liberaСвязки - ligamentaСигмовидная ободочная кишка — colon sigmoideumСлепая кишка — caecum (cecum)
Слепое отверстие языка — foramen caecum linguae
Складки - plicaeСпинка языка — dorsum linguae
Средний констриктор глотки — musculus constrictor pharyngis mediusТело желудка — corpus ventriculiТело желчного пузыря — corpus vesicae felleaeТело поджелудочной железы — corpus pancreatisТело языка — corpus linguae
Тощая кишка — jejunumХвост поджелудочной железы — cauda pancreatisХвостатая доля печени — lobus caudatus hepatisЧервеобразный отросток — appendix vermiformisШейка желчного пузыря — collum vesicae felleaeШейка зуба — cervix dentisШейная часть пищевода — pars cervicalis oesophagiЯзычная миндалина — tonsilla lingualisИнформационный материал по теме с заданиями для самостоятельной работы и для итогового блок-контроля:
Задание: При самостоятельном изучении данной темы Вам необходимо:
- внимательно рассмотреть представленный материал, проанализировать;
- выполнить предложенные задания, с целью закрепления и систематизации знаний, проверить согласно эталона ответов;
- после изучения темы выполнить задания блок-контроля.
Тема 1.
Анатомо-физиологические особенности
полости рта, глотки, пищевода, желудка.
Пищеварительная система человека включает пищеварительный канал и сообщающиеся с ним выводными протоками пищеварительные железы: слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочную и печень. Пищеварительный канал подразделяется на полость рта, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

Задание № 1. Заполните графы логических структур: «Органы пищеварительной системы»
Органы
114490519875500447675203200пищеварительной системы
Паренхиматозные и железистые органы
1490345213360001232535213360008242302133600031877021336000Полые органы
1055370-31750617220-317500-946785166370-136842416827500-179260516827500-233553016827500-623910168969
543179026670487743533655447802084455394144557785346265556515299466048260
1847215159385023710901498600
1422401206506565901206501247139120650
501904018542000382778018542000
558101500549529000441896500033045400002628265-6350
24974553556000582168018288052939951733554773930192405042392601943103675380187325313436016446576517520955
967105179705
51221463086
262405654329
512214641718
262405660059
512214614575
2624056976870
507969084928
26240561565800
Эталон ответов на задание № 1
Органы
1306830203200079629020320000пищеварительной системы
Полые органы
Паренхиматозные и железистые органы
23319421771502331942177150233146917715020342301771501555765177150949709177150
-271907012954000-161273812971700-740868119085-1304393119085-225107511874500
-1144905168969-1580840168969-21339101689690-2707891168969
501638244657Желудок
Желудок
549275048895Тонкий кишечник
Тонкий кишечник
604647048895Толстый кишечник
Толстый кишечник
444222438927Пищевод
Пищевод
395312638927Глотка
Глотка
344276338927Ротовая полость
Ротовая полость

2230652153434Поджелудочная железа
Поджелудочная железа
1528903153434Печень
Печень
816521153434Подъязычная железа
Подъязычная железа
61610153094Поднижнечелюстная железа
Поднижнечелюстная железа
-501916153094Околоушная железа
Околоушная железа

39528751949450501650018796000
3569970198755Двенадцатиперстная кишка
0Двенадцатиперстная кишка
4314190635006047297-44015962680-44015494847-44011401165-44010
5334000173355Слепая кишка
0Слепая кишка
4653915194310Подвздошная кишка
Подвздошная кишка
4100830193675Тощая кишка
Тощая кишка
13893801612900-46037578105Преддверие
Преддверие
6260081173399Прямая кишка
Прямая кишка
5781926173901Ободочная кишка
Ободочная кишка

-460331179705Собственно полость рта
Собственно полость рта

51221463086
262405654329восходящая
восходящая

512214641718
262405660059поперечная
поперечная

512214614575
262405697687нисходящая
0нисходящая

507969084928
2624056156580сигмовидная
0сигмовидная

Стенки пищеварительного канала состоят из трёх оболочек:
внутренней-слизистой с подслизистой основой (некоторые авторы выделяют подслизистую основу в отдельный четвёртый слой);
средний –мышечный;
наружный – адвентициальный или серозный.

Задание № 2. Составьте таблицу: «Строение стенки пищеварительного канала»
При заполнении таблицы вспомните материал темы «Ткани»
Название оболочки Ткань образующая Особенности строения
(складки, слои)
Эталон ответов на задание № 2.
Название оболочки Ткань образующая Особенности строения
(складки, слои)
внутренняя
эпителиальная
слизистая однослойный однорядный призматический (микроворсинчатый) Пищевод-продольные;
Желудок-продольные, ямки, поля;
Двенадцатиперстная кишка-циркулярные, продольная;
Тонкий кишечник-циркулярные;
Толстый кишечник-полулунные;
Прямая кишка-полулунные, продольные.
подслизистая РНСТ Способствует образованию складок
средняя
мышечная гладкая мышечная ткань Пищевод-
продольный-наружный, циркулярный-внутренний;
Желудок-
продольный-наружный, циркулярный-средний
косой-внутренний;
Двенадцатиперстная кишка,
тонкий кишечник-
продольный-наружный, циркулярный-внутренний;
Толстый кишечник-
циркулярный-внутренний,
продольный (в виде 3х лент)-наружный;
Прямая кишка-
продольный-наружный, циркулярный-внутренний , в анальной части образует сфинктер.
Наружная адвентициальная, серозная РНСТ Покрывает экстра-мезо-интраперитонеальноПищеварительный канал выполняет определённые функции:
двигательная - способствует передвижению и механической обработки пищи;
секреторная - вырабатывает пищеварительные соки;
инкреторная - образует гормоны;
экскреторная - выделяет продукты обмена;
всасывательная
бактерицидная
Полость рта - (лат. cavitas oris; греч. stoma - рот)
Начальный отдел пищеварительной системы. Делится на преддверие полости рта и собственно полость рта. Полость рта сообщается с глоткой через отверстие – зев. Зев ограничен сверху мягким нёбом, с боков – нёбными душками, снизу –корнем языка. Между нёбными душками расположены нёбные миндалины, выполняющие защитную функцию. В полости рта расположены органы – язык, зубы, мелкие слюнные железы.

Задание № 3. Определите границы преддверия и собственно полости рта:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эталон ответов на задание № 3
Преддверие полости рта: спереди – губы, с боков – щёки, сзади – дёсны, зубы.___________________________________________________________________ Собственно полость рта: спереди и с боков – дёсны, зубы; сверху – твёрдое и мягкое нёбо, снизу – диафрагма полости рта, сзади – зев.__________________Язык - (лат. lingua; феч. glossa)
Подвижный мышечный орган, участвующий в оценке вкуса пищи, механической обработке пищи, глотании, сосании, звукообразовании.
Мышцы языка условно можно разделить на две группы:
•Собственные мышцы, которые начинаются и заканчиваются в языке: верхняя и нижняя продольные, вертикальная и поперечная.
•Наружные мышцы языка, которые начинаются на костях черепа и вплетаются в собственные мышцы языка: подбородочно-язычная мышца, подъязычно-язычная и шилоязычная.


Схема расположения вкусовых сосочков, их иннервация и зоны максимальной чувствительности к разным вкусовым качествам на языке человека.

Задание № 4. Составьте граф логическую структуру: «Строение языка»:
1741554128063Строение языка
0Строение языка

4409823114979614503114979
3059622593652475200588481379855197485Собственные мышцы
00Собственные мышцы

5142865-3175Сосочки
00Сосочки
660406350Части
00Части
33464503175Вспомогательные мышцы
0Вспомогательные мышцы

422275755650572922175727
41232471689692177489115038
4761865173990319024017399100114236517399000-63517335500___________________________________________________________________

Эталон ответов на задание № 4.
1741554128063Строение языка
0Строение языка

4409823114979614503114979
3059622593652475200588481379855197485Собственные мышцы
00Собственные мышцы

5142865-3175Сосочки
00Сосочки
660406350Части
00Части
33464503175Вспомогательные мышцы
0Вспомогательные мышцы

422275755650572922175727
41232471689692177489115038
4761865173990нитевидные
грибовидные
желобоватыелистовидные
нитевидные
грибовидные
желобоватыелистовидные
3190240173991шилоязычная
подъязычно-язычная
нёбно-язычная
00шилоязычная
подъязычно-язычная
нёбно-язычная
1142365173990продольные верхние продольные нижние
вертикальные
поперечные
00продольные верхние продольные нижние
вертикальные
поперечные
-635173355верхушка
тело
спинка
корень
00верхушка
тело
спинка
корень
___________________________________________________________________
Зубы - (dentes)
Зуб – костное образование, во множестве расположенное в полости рта. Зубы млекопитающих располагаются в альвеолах – особых углублениях челюстей. Выполняют функцию откусывания пищи и ее размельчения. Они также участвуют в образовании членораздельных звуков.

Зубы построены из особого твердого вещества - дентина, который в области коронки покрыт эмалью, а в области шейки и корня - цементом. Эмаль содержит 95% минеральных солей и только 4-5% органических веществ. Фиксирующий аппарат зубов представляет собой тонкую прослойку между корнем и стенками альвеол, состоящую из пучков коллагеновых волокон соединительной ткани с большим количеством сосудов и нервных волокон (периодонт). Различают постоянные и молочные зубы.
Постоянных зубов 32 - по 16 в верхнем и нижнем зубных рядах.
Задание № 5. Составьте формулу постоянных зубов
Эталон ответов на задание № 5

Слюнные железы
Делятся на малые и большие.
Малые слюнные железы расположены в слизистой полости рта (губные, щечные, молярные, язычные и небные).
К большим слюнным железам относятся парные околоушные, подъязычные и поднижнечелюстные.
подъязычные околоушные
поднижнечелюстные
Околоушные слюнные железы – самые большие, массой 20 - 30г, расположены на боковых поверхностях лица ниже ушной раковины. Выводной проток околоушной слюнной железы прободает щечную мышцу и открывается в преддверие рта на уровне второго верхнего большого коренного зуба.
Поднижнечелюстные слюнные железы имеют массу 13 - 16г, расположены на нижней поверхности диафрагмы рта в поднижнечелюстном треугольнике. Их выводные протоки открываются в области подъязычного сосочка.
Подъязычные слюнные железы – самые маленькие, массой около 5г, расположены на верхней поверхности диафрагмы рта по бокам от подъязычного сосочка и покрыты слизистой оболочкой полости рта. Железы узкие, удлиненные, капсула развита слабо. Каждая железа имеет большой выводной проток, открывающийся вместе с протоками поднижнечелюстных слюнных желез в подъязычный сосочек; а также несколько малых выводных протоков, открывающихся несколько латеральнее на подъязычных складках.
Задание № 6. Дайте ответы на морфофункциональные задачи:
- Внимательно прочитайте задачи;
- Ответьте на поставленные вопросы;
- Дайте анатомическое обоснование;
При воспалительных заболеваниях ротовой полости часто страдает процесс жевания. Сказывается ли это на аппетите? Как это отражается на процессе пищеварения?_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Материал взят из полости рта. На препарате виден многослойный плоский эпителий. Местами в эпителии содержатся лимфоциты. Под эпителием располагаются скопления лимфоцитов округлой формы. Что это за материал?______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Соотнесите русские и латинские названия:
1 Большие коренные зубы 1 arcus palatoglossus2 Небно-язычная дужка 2 radix linguae
3 Полость рта 3 tonsilla lingualis4 Корень языка 4 glandula salivaria sublingualis5 Околоушная слюнная железа 5 glandula salivaria parotis6 Язычная миндалина 6 dentes molares7 Подъязычная слюнная железа 7 cavitas oris8 Мягкое небо 8 palatum molle1 2 3 4 5 6 7 8
Эталон ответов на задание № 6.
При воспалительных заболеваниях ротовой полости часто страдает процесс жевания. Сказывается ли это на аппетите? Как это отражается на процессе пищеварения?
Жевательная функция часто страдает при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта (стоматитах), сопровождающихся выраженным болевым синдромом. Патогенетическое значение нарушений жевания заключается в недостаточном механическом измельчении пищи и, вследствие этого, в нарушениях переваривания пищи в желудке и кишечнике.
Материал взят из полости рта. На препарате виден многослойный плоский эпителий. Местами в эпителии содержатся лимфоциты. Под эпителием располагаются скопления лимфоцитов округлой формы. Что это за материал?
1.  Миндалина (язычная, глоточная или небная)._____________________
2.  Характерно наличие крипт (углублений).________________________
3.  Слизистой и подслизистой.____________________________________
4.  Миндалины выполняют в организме важную защитную функцию,___ обезвреживая микробы, постоянно попадающие из внешней среды в____ организм через носовые и ротовое отверстия. Наряду с другими_______ органами, содержащими лимфоидную ткань, они обеспечивают_______ образование лимфоцитов, участвующих в реакциях гуморального и____ клеточного иммунитета.________________________________________
Эталон ответов на задание № 7.
1 Большие коренные зубы 1 arcus palatoglossus2 Небно-язычная дужка 2 radix linguae
3 Полость рта 3 tonsilla lingualis4 Корень языка 4 glandula salivaria sublingualis5 Околоушная слюнная железа 5 glandula salivaria parotis6 Язычная миндалина 6 dentes molares7 Подъязычная слюнная железа 7 cavitas oris8 Мягкое небо 8 palatum molle1 2 3 4 5 6 7 8
6 1 7 2 5 4 3 8
Глотка – PharynxПолая мышечная трубка, объединяющая дыхательную и пищеварительную системы, имеющая связь с барабанной полостью среднего уха. Располагается на передней поверхности шеи.

Слизистая оболочка в носоглотке покрыта реснитчатым (мерцательным) эпителием, в остальных частях - неороговевающим многослойным плоским эпителием. Фиброзная оболочка является основой стенки глотки и выполняет роль мягкого скелета глотки. Она образована плотной
волокнистой соединительной тканью, прикрепляется к основанию черепа. Мышечная оболочка состоит из поперечнополосатых мышц: трех пар мышц, сжимающих глотку (верхнего, среднего и нижнего констрикторов глотки), и двух пар мышц, поднимающих глотку (шилоглоточной и небно-глоточной). Сокращение этих мышц способствует проталкиванию пищевого комка в пищевод. Соединительнотканная оболочка (адвентиция) покрывает мышцы глотки снаружи.
На боковых стенках глотки располагаются воронкообразные отверстия слуховых (евстахиевых) труб. Подобное строение глотки способствует уравновешиванию атмосферного давления в барабанной полости уха. В районе этих отверстий размещаются трубные миндалины в виде парных скоплений лимфоидной ткани. Подобные скопления имеются и в других частях глотки. Язычная, глоточная (аденоидная), две трубные, две небные миндалины формируют лимфоидное кольцо - кольцо Пирогова – Вальдейера.
27359042739774285286321656162735904932239 Хоаны
Зев
Гортанное отверстие
1800225554990001470630230206717151791302607 Верхний констриктор
Средний констриктор
Нижний констриктор
Задание № 8. Дайте ответы на поставленные вопросы:
Что такое лимфоэпителиальное глоточное кольцо Пирогова-Вальдейера?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите отделы глотки. _______________________________________
__________________________________________________________
Сколько отверстий формируется на стенках глотки, их названия и назначения?_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эталон ответов на задание № 8.
Что такое лимфоэпителиальное глоточное кольцо Пирогова-Вальдейера?
На границе ротовой полости и глотки в слизистой оболочке__________ располагаются большие скопления лимфоидной ткани. В совокупности они образуют лимфоэпителиальное глоточное кольцо, окружающее вход в дыхательные и пищеварительные пути. Наиболее крупные скопления_ этого кольца носят название миндалин. По месту их расположения различают небные миндалины, глоточную миндалину, язычную и трубные миндалины___________________________________
Назовите отделы глотки.
Носовой, ротовой, гортанный___________________________________
Сколько отверстий формируется на стенках глотки, их названия и назначения?_________________________________________________
На боковых стенках глотки, позади хоан, на уровне заднего конца нижней носовой раковины, заметно воронкообразное глоточное отверстие слуховой трубы, отверстия зева____________________________________________
Пищевод - esophagusЦилиндрическая сплющенная спереди назад трубка длиной 25-30 см, диаметром около 25 мм, соединяющая глотку с желудком. Весь путь от рта до желудка пища проходит за 6-8 с, а жидкая - за 2-3 с.

213495927035942294447162970522944471140608292176825547382857973189551929217681268198

Задание № 9. Графический диктант:
434721032575500Внимательно прочитайте предложение, укажите справедливы или нет следующие утверждения:
Ответ напишите графически: «ДА» -
«НЕТ» - _______
Пищевод – это дыхательная трубка, служащая для проведения пищи.
Пищевод оканчивается на уровне XI грудного позвонка.
На своем протяжении пищевод имеет 4 анатомических сужения.
Слизистая оболочка выстлана многослойным неороговевающим эпителием и имеет глубокие продольные складки.
В конце пищевода круговой слой мышц имеет утолщение – сфинктер.
1 2 3 4 5
Эталон ответов на задание № 9.
Пищевод – это дыхательная трубка, служащая для проведения пищи.
Пищевод оканчивается на уровне XI грудного позвонка.
На своем протяжении пищевод имеет 4 анатомических сужения.
Слизистая оболочка выстлана многослойным неороговевающим эпителием и имеет глубокие продольные складки.
В конце пищевода круговой слой мышц имеет утолщение – сфинктер.
1 2 3 4 5
______
3276605143500 ______
2482855143500 2076455143500
Желудок - лат. ventriculus; греч. GasterЭто расширенный отдел пищеварительного канала, в котором происходит механическая обработка пищи и химическое воздействие на нее желудочного сока. Форма желудка зависит от конституции человека, функционального состояния нервной системы, положения тела в пространстве, степени наполнения. Чаще его форму сравнивают с ретортой или уплощенным мешком, имеющим при рентгенологическом исследовании вид рога у людей брахиоморфного типа телосложения (гиперстеников), рыболовного крючка - у людей мезоморфного типа (нормостеников) или чулка - у людей долихоморфного типа телосложения (астеников). Длина желудка составляет от 18 до 26 см, ширина от 7 до 12 см, вместимость в среднем 3 л (с колебаниями от 1,5 до 4 л). Желудок располагается в верхней части брюшной полости под диафрагмой и печенью.





Задание № 10. Вопросы тестового контроля:
Внимательно прочитайте вопросы
Отметьте все правильные ответы
1.Какую форму имеет желудок у новорожденного ребенка:
а. форму чулка
б. форму рога
в. форму крючка
г. форму цилиндра
д. все правильно
2.Укажите позвонки, на уровне которых находится вход в желудок:
а. IХ грудной позвонок
б. Х грудной позвонок
в. XII грудной позвонок
г. I поясничный позвонок
д. все правильно
3.Укажите связки, берущие начало от большой кривизны желудка:
а. желудочно поджелудочная
б. печеночно-желудочная
в. желудочно-ободочная
г. желудочно-селезеночная
д. все правильно
4.Укажите основные формы желудка, которые выделяют у взрослого человека
а. форма крючка
б. форма рога
в. форма веретена
г. форма чулка
д. все правильно
5.Укажите форму желудка, характерную для людей брахиморфного типа телосложения:
а. форма крючка
б. форма веретена
в. форма чулка
г. форма рога
д. все правильно
6.Укажите форму желудка, характерную для людей мезоморфного типа телосложения:
а. форма рога
б. форма крючка
в. форма чулка
г. форма веретена
д. все правильно
7.Укажите направления мышечных пучков в мышечной оболочке желудка:
а. циркулярное (круговое)
б. косое
в. спиральное
г. продольное
д. все правильно
8.Какие анатомические образования различают на слизистой оболочке желудка:
а. складки
б. желудочные поля
в. желудочные ямки
г. ворсины
д. все правильно
9. Какие органы прилегают к передней стенке желудка?
а. диафрагма
б. левая доля печени
в. левая почка
г. поджелудочная железа
д. все правильно
10. Укажите связки желудка
а. желудочно-ободочная
б. венечная
в. желудочно-селезеночная
г. печеночно-желудочная
д. все правильно
Эталон ответов на задание № 10.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
б б в,га,б.гг б а,б,га,б,ва,ба,в,г.

Тема 2.
Анатомо-физиологические особенности кишечника

Тонкая кишка - intestinum tenue; греч. EnteronВ ней наиболее интенсивно протекает и в основном заканчивается переваривание пищи и происходит всасывание в кровь и лимфу питательных веществ. Длина ее у трупа вследствие исчезновения тонуса мышечной оболочки составляет 5-7 м, у живого человека - 2-4 м. Диаметр равен 2,5-4,5 см. По строению и функции тонкая кишка делится на 3 отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки.

Двенадцатиперстная кишка (duodenum) - наиболее короткий отдел тонкого кишечника, начальная его часть. Длина ее около 25 см (12 поперечников пальца). Имеет форму подковы. Лежит забрюшинно на задней стенке брюшной полости на уровне 1-П-Ш поясничных позвонков. В ней различают верхнюю, нисходящую, горизонтальную (нижнюю) и восходящую части. В двенадцатиперстную кишку впадают общий желчный проток и проток поджелудочной железы.
Тощая (jejunum) и подвздошная (ileum) кишки переходят одна в другую без выраженной границы, составляя соответственно 2/5 и 3/5 общей длины оставшейся части тонкого кишечника. Занимают большую часть среднего отдела брюшной полости. Посредством общей брыжейки кишечные петли подвешены к задней брюшной стенке (брыжеечная кишка).
Стенка тонкого кишечника состоит из трех оболочек:
Наружной серозной оболочкой является брюшина, которая покрывает со всех сторон тощую и подвздошную кишки, образуя их брыжейку.
Средняя мышечная оболочка имеет два слоя гладкой мышечной ткани: наружный - продольный, внутренний - круговой.
Внутренняя слизистая оболочка, выстланная однослойным призматическим эпителием, с хорошо выраженной подслизистой основой имеет:
- многочисленные круговые складки (складки Т.Керкринга);
- пальцеобразные выросты длиной 0,2-1,2 мм - кишечные ворсинки (макроворсинки), придающие ей бархатистый вид
-микроворсинки, увеличивают площадь всасывающей поверхности до 10 кв.м
Внутри большой ворсинки в центре имеется лимфатический сосуд - млечный синус, вокруг которого ближе к эпителию проходят кровеносные сосуды (артерии, вены), а также содержатся нервные и мышечные элементы.

Двенадцатиперстная кишка Тощая кишка Подвздошная кишка
4750568598052В толще слизистой оболочки тонкого кишечника располагается большое количество скоплений лимфоидной ткани в виде одиночных (солитарных) фолликулов (в среднем 5000) и групповых (пейеровы бляшки) в пределах от 20 до 60, только в слизистой оболочке подвздошной кишки.


Задание № 11. Дайте ответы на поставленные вопросы:
Сколько слоёв образует мышечная оболочка тонкого кишечника? Перечислите.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое брыжейка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие складки образует слизистая оболочка тонкого кишечника?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что входит в состав ворсинки?
____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 12. Решите кроссворд:
внимательно прочитайте вопрос,
ответы впишите в пустые графы,
проверьте себя по эталону:
по горизонтали:
единичные лимфатические фолликулы
железы двенадцатиперстной кишки
6. наружный мышечный слой
8.элементы апикального конца эпителия
по вертикали:
складка на которой подвешены петли кишок
10.наружная оболочка тонкого кишечника
3. отдел тонкого кишечника
5. средний отдел тонкого кишечника
4. отдел кишечника следующий за желудком

                                         
                                         
Ответы на задание № 11.
Сколько слоёв образует мышечная оболочка тонкого кишечника? Перечислите.
Три слоя – слизистый с подслизистой основой, мышечный-состоит из двухслоёв, серозный состоящий из РНСТ.
Что такое брыжейка?
Брыже́йка (лат. mesenterium) — дупликатура брюшины, посредством которой полые органы брюшной полости прикреплены к задней стенке живота
Какие складки образует слизистая оболочка тонкого кишечника?
Циркулярные, в двенадцатиперстной кишке – продольная, располагается на нисходящей части, медиальной поверхности.
Что входит в состав ворсинки?
Внутри большой ворсинки в центре имеется лимфатический сосуд - млечный синус, вокруг которого ближе к эпителию проходят кровеносные сосуды (артерии, вены), а также содержатся нервные и мышечные элементы.
Ответы на задание № 12

Толстая кишка - intestinum crissum
Конечный отдел пищеварительного канала. В ней заканчиваются процессы переваривания, формируются и выводятся через задний проход наружу каловые массы. Длина ее у трупа составляет 1,5-2 м, у живого человека - 1-1,5 м. Диаметр равен 5-8 см, а в конечном отделе - около 4 см.
По внешнему виду толстый кишечник отличается от тонкого:
большим диаметром;
наличием сальниковых отростков - отростков брюшины, заполненных жиром;
типичными вздутиями (гаустрами, или гофрами);
наличием трех продольных мышечных тяжей, или лент, идущих от основания аппендикса до начала прямой кишки. Эти ленты образованы наружным продольным слоем мышечной оболочки стенки кишки, который на толстой кишке не создает сплошного покрытия.
Толстый кишечник делят на 3 части: слепую кишку с аппендиксом, ободочную и прямую кишки.

Слепая кишка - caecum; греч. typhlon - начальная часть толстого кишечника, расположена в правой подвздошной ямке. Длина ее 6-8 см, диаметр 7-7,5 см. От внутреннезадней поверхности слепой кишки отходит червеобразный отросток - аппендикс, длиной от 2 до 20 см (в среднем 8,5 см), диаметром 0,5-1 см. В стенке аппендикса имеется большое количество лимфатических фолликулов, поэтому считают, что он выполняет защитную функцию -"кишечная миндалина". Лимфоидные образования аппендикса играют важную роль в лимфопоэзе и иммуногенезе, что послужило основанием относить его к органам иммунной системы. Слепая кишка и аппендикс покрыты брюшиной со всех сторон, последний имеет собственную брыжейку.

Ободочная кишка - colon следует за слепой и в виде обода окружает петли тонкого кишечника. В ней выделяют: восходящую, поперечную, нисходящую и сигмовидную ободочные кишки.
Восходящая ободочная кишка (colon ascendes) расположена в брюшной полости справа. Ее длина 15-20 см. Она поднимается от илеоцекального клапана (баугиниевой заслонки) слепой кишки до печени, где делает правый (печеночный) изгиб и переходит в поперечную ободочную кишку.
Поперечная ободочная кишка (colon transversum) Длина ее колеблется от 30 до 83 см (в среднем 50 см). Проходит в брюшной полости справа налево, располагаясь ниже желудка, над петлями тонкой кишки. Занимает относительное поперечное положение, так как в середине провисает вниз, а левый (селезеночный) изгиб находится несколько выше правого. Имеет собственную брыжейку.
Нисходящая ободочная кишка (colon descendes) имеет длину 12-15 см, лежит в левой боковой области живота, прилегая к задней брюшной стенке.
Сигмовидная ободочная кишка (colon sigmoideum, seu S-romanum) имеет длину в пределах от 15 до 67 см. Расположена в левой подвздошной ямке, продолжается до уровня крестцово-подвздошного сустава, где переходит в прямую кишку. Имеет собственную брыжейку и может менять свое положение в зависимости от степени наполнения ее и соседних органов.

Стенка слепой и ободочной кишок состоит из наружной серозной (местами адвентициальной), средней мышечной и внутренней слизистой оболочек с подслизистой основой. Имеет полулунные складки ободочной кишки. Последние располагаются в 3 ряда (между лентами наружного продольного слоя мышечной оболочки) и соответствуют границам между гаустрами. Здесь же и в подслизистой основе залегают одиночные лимфоидные фолликулы.

Прямая кишка - rectum; феч. proctos является конечной частью толстого кишечника и всего пищеварительного канала. Ее функция - накопление и выведение каловых масс. Расположена в полости малого таза от уровня левого крестцово-подвздошного сустава до промежности, где заканчивается отверстием - задним проходом – anus. Длина прямой кишки составляет в среднем 15 см, диаметр - от 2,5 до 7,5 см. В ней различают две части: верхнюю, более длинную с расширением - ампулу, где скапливаются каловые массы, и нижнюю короткую и суженную - заднепроходной - анальный канал. Вокруг заднего прохода круговой слой гладких мышц образует внутренний непроизвольный сфинктер, который обычно находится в сокращенном состоянии. Кнаружи от него расположен наружный произвольный сфинктер, который относится к мышцам диафрагмы таза и сокращается произвольно.

Задание № 13. Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено под цифрами:


Задание № 14. Решите ребус:
Червеобразный отросток

Эталон ответов на задание № 13.
полулунные складки
2. слои мышечной оболочки
3. железы толстого кишечника
4. слизистая оболочка
5. ампула прямой кишки
6. мышца, поднимающая задний проход
7. внутренний сфинктер
8. заднепроходные анальные столбы
9. наружный сфинктер
11. геморроидальная зона
12. заднепроходной анальный канал
Эталон ответов на задание № 14.
Аппендикс
ЗАДАНИЯ БЛОК-КОНТРОЛЯ Задание № 1. Решение морфофункциональных задач
Внимательно прочитайте задание
Дайте анатомо-морфологическое обоснование
1. Какие анатомические особенности стенки желудка позволяют человеку принимать значительное количество пищи?
2.У больного развился тромбоз верхней брыжеечной артерии. Какие органы могут в результате этого пострадать вплоть до появления некротических изменений (омертвения тканей)?
3. Препарат приготовлен из верхней и нижней трети пищевода. По какому признаку можно их различить?
4. В полости желудка резко повысилось содержание слизи, что затрудняет переваривание пищи. С нарушением функциональной деятельности каких клеток это связано?
5. Препараты приготовлены из дна и пилорической части желудка. По каким особенностям строения их можно определить?
6. Собака зализывает раны. Какое значение это имеет?
7. На рентгенологическом исследовании у пациента обнаружено сужение пищевода на уровне 2-3 грудного позвонка. Норма это или патология?
8.Может ли человек дышать и глотать одновременно?
9. Пациент с жалобами на частые запоры. Какая функция ЖКТ нарушена? Дайте рекомендации по характеру питания.
Вопросы итогового тестового контроля:
Внимательно прочитайте вопросы
Отметьте один правильный ответ
1. Наддиафрагмальный отдел пищевода построен из оболочек
а) слизистая, подслизистая, мышечная, серозная;
б) слизистая, мышечная, серозная;
в) слизистая, подслизистая, мышечная, адвентициальная;
г) слизистая, подслизистая, серозная.
2. Слизистую оболочку пищевода составляет эпителий:
а) однослойный призматический;
б) многослойный плоский неороговевающий;
в) многослойный плоский ороговевающий;
г) однослойный каемчатый.
3. Мышечная оболочка в среднем отделе пищевода представлена мышечной тканью:
а) гладкой;
б) поперечно-полосатой;
в) гладкой и поперечно-полосатой;
г) миоэпителиальной.
4. Укажите, какие из перечисленных органов составляют передний отдел пищеварительной трубки:
а) желудок, тонкий и толстый кишечник;
б) пищевод, ротовая полость, глотка;
в) каудальная часть прямой кишки;
г) тонкий и толстый кишечник.
5. Средний отдел пищеварительной трубки представляют органы:
а) желудок, тонкий и толстый кишечник;
б) пищевод, ротовая полость, глотка;
в) каудальная часть прямой кишки;
г) глотка, пищевод.
6. Дайте морфофункциональную характеристику околоушной железе:
а) простая альвеолярная слизистая;
б) простая трубчатая белково-слизистая;
в) сложная трубчато-альвеолярная слизистая;
г) сложная альвеолярная белковая.
7. Укажите, каким эпителием выстлан исчерченный выводной проток околоушной железы:
а) однослойным плоским;
б) однослойным кубическим;
в) многослойным плоским;
г) однослойным призматическим.
8. Вставочный проток слюнных желез выстлан эпителием:
а) однослойным плоским;
б) однослойным кубическим;
в) однослойным цилиндрическим;
г) многослойным плоским.
9. Клетки концевых отделов подъязычной железы выделяют секрет по:а) апокриновому типу;
б) голокриновому типу;
в) мерокринному типу;
г) апокриновому и мерокриновому типу.
10. Укажите, каким эпителием выстлан междольковыи выводной проток околоушной железы:
а) однослойным плоским;
б) однослойным кубическим;
в) однослойным цилиндрическим;
г) многослойным плоским неороговевающим.
11. Дайте морфофункциональную характеристику подъязычной железе:
а) простая альвеолярная слизистая;
б) простая трубчатая белково-слизистая;
в) сложная трубчато-альвеолярная белково-слизистая;
г) сложная альвеолярная белковая.
12. Клеточный состав смешанных концевых отделов подъязычной железы:
а) мукоциты, сероциты, миоэпителиоциты;
б) мукоциты, сероциты;
в) сероциты, миоэпителиоциты;
г) сероциты.
13. Укажите, какой мышечной тканью представлена мышечная оболочка верхней трети пищевода:
а) гладкой;
б) поперечно-полосатой;
в) гладкой и поперечно-полосатой;
г) миоэпителиальной.
14. Укажите функции органов среднего отдела пищеварительного тракта:
а) защитная, увлажнение пищи, механическая;
б) химическая обработка пищи, всасывание;
в) формирование и выведение каловых масс;
г) увлажнение и выведение каловых масс.
15. Укажите, какие из перечисленных функций выполняют органы переднего отдела пищеварительной трубки:
а) защитная, увлажнение пищи, механическая;
б) химическая обработка пищи, защитная;
в) формирование каловых масс и их выведение;
г) защитная.
16. Рельеф слизистой пищевода образуют:
а) складки;
б) ворсинки;
в) крипты;
г) поля.
17. Морфофункциональная характеристика собственных желез пищевода:
а) простая трубчатая слизистая;
б) простая альвеолярная белковая;
в) сложная трубчатая белково-слизистая;
г) сложная трубчато-альвеолярная слизистая.
18. Перечислите оболочки поддиафрагмального отдела пищевода:
а) слизистая, подслизистая, мышечная, серозная;
б) слизистая, мышечная, серозная;
в) слизистая, подслизистая, мышечная, адвентициальная;
г) слизистая, серозная.
19. Перечислите большие слюнные железы:
а) щитовидная, околощитовидная;
б) околоушная, подъязычная, подчелюстная;
в) тимус, околоушная;
г) подъязычная.
20. Укажите тканевой состав серозной оболочки:
а) рыхлая соединительная ткань, мезотелий;
б) гладкие миоциты, мезотелий;
в) рыхлая соединительная ткань, гладкие миоциты, мезотелий;
г) мезотелий.
21. Слизистая оболочка кишечника выстлана эпителием
а) многослойным плоским
б) однослойным призматическим
в) переходным
г) однослойным кубическим
22. Желудок в своём строении не имеет:
а) пилорического отдела
б) верхушки
в) кардиального отдела
г) дна
23.Тонкий кишечник не имеет следующего отдела:
а) тощей кишки
б) 12-ти перстной кишки
в) подвздошной кишки
г) ободочной кишки
Ворсинки имеются в:
а) пищеводеб) желудкев) подвздошной кишке
г) поперечной ободочной кишке
Мышечная оболочка тонкой и толстой кишки различается
а) размерами мышечных клеток
б) количеством мышечных слоёв
в) особенностями строения продольного слоя мышц
г) нет различий
Главные клетки желёз желудка вырабатывают:
а) гастрин
б) пепсиногенв) муцин
г) соляную кислоту
27. Брыжейка имеется у:
а)пищевода
б) сигмовидной кишки
в) двенадцатиперстной кишки
г) нисходящей ободочной кишки
28. Лимфатические бляшки (Пейеровы) имеются в:
а)желудке
б)пищеводе
в) тощей кишке
г) сигмовидной кишке
29. Илеоцекальный клапан находится между:
а) пищеводом и желудком
б) подвздошной и толстой кишкой
в) сигмовидной и ободочной кишкой
г) двенадцатиперстной и тощей кишкой
30. Мягкая часть зуба называется:
а) дентин
б) пульпа
в) эмаль
г) надкостница
Обкладочные клетки желёз желудка вырабатывают:
а) муцин
б) пепсиногенв) соляную кислоту
г) химотрипсин
Продольные складки слизистой желудка проходят:
а) по большой кривизне
б) в области тела
в) по малой кривизне
г) в области привратника
Мягкая часть зуба называется
а) дентин
б) эмаль
в) пульпа
г) цемент
34.Органы покрытые брюшиной с трёх строна) экстраперитонеальныеб) мезоперитонеальныев) ретроперитонеальныег) интраперитонеальные35.Экстраперитонеально расположены
а) сигмовидная кишка
б) желудок
в) двенадцатиперстная кишка
г) печень
36. Гаустры характерны для:
а) желудка
б) тонкой кишки
в) двенадцатиперстной кишки
г) толстой кишки
37.Малая кривизна желудка направлена
а) вверх и вправо
б) вниз и влево
в) вверх и влево
г) вниз и вправо
38.Тении характерны для:
а) желудка
б) тонкой кишки
в) двенадцатиперстной кишки
г) толстой кишки
39. Органы покрытые брюшиной с одной стороны
а) экстраперитонеальныеб) мезоперитонеальныев) ретроперитонеальныег) интраперитонеальные40. Начальная расширенная часть толстой кишки?
а) подвздошная
б) прямая
в) слепая
г) сигмовидная
VI. Критерии оценивания выполненных заданий:
Критерии оценки на письменный индивидуальный опрос; на морфо-функциональные задачи:
«5» ставится, если обучающийся:
1) Полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятиям;
2) Обнаруживает понятие материала, может обосновать свои суждения, применить свои знания на практике, привести самостоятельно составленные необходимые примеры;
3)Излагает материал правильно и последовательно;
4)Правильно разрешает ситуации, выполняет расчёты и действия.
«4» ставится, если обучающийся:
даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам-же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности излагаемого.
Отметка «3» ставится:
если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, допускает ошибки;
3) Излагает материал непоследовательно.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
не знает большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии оценки на «немые картинки», терминологический диктант, графический диктант, вопросы тестового контроля:
10 % ошибок - оценка «5»
20 % ошибок - оценка «4»
30 % ошибок - оценка «3»
Более 30 % ошибок - оценка «2»
Процент результативности (правильных ответов) Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 неудовлетворительно