Тема: Периоды жизнедеятельности и анатомо — физиологические особенности пожилого человека


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
Методическая разработка
Теоретического занятия Учебная дисциплина: Здоровый человек, его окружение
Раздел №3: Здоровый человек пожилого и старческого возраста
Тема: Периоды жизнедеятельности и анатомо - физиологические особенности пожилого человека
Специальность 31.02.01. «Лечебное дело» Курс 2
углубленной подготовки
2016
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии
______________________________________________
Протокол____ от___________________2016________ г.
Председатель ______________ /__________________/
Автор - составитель: преподаватель дисциплины Здоровый человек и его окружение квалификационная категория – первая. Романькова Тамара Андреевна.

Пояснительная записка
к методической разработке по дисциплине: Здоровый человек и его окружение. Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Периоды жизнедеятельности и анатома - физиологические особенности пожилого человека. В ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания по теме: Периоды жизнедеятельности и анатома - физиологические особенности пожилого человека. Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины: Здоровый человек и его окружение, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 31.02.01. «Лечебное дело» среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
Знать:
- периоды жизнедеятельности человека;
- анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
- основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития
- универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.
П.К 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
П.К 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
П.К 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала» (приложение №1), Комплект контроль, но оценочных средств (приложение№2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение №3), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Периоды жизнедеятельности и анатомо- физиологические особенности пожилого человека
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Цели занятия:
1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: Возрастные критерии классификации лиц пожилого и старческого возраста. Анатомо- физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Особенности сердечно сосудистой системы, системы крови, дыхательной, нервной, пищеварительной, опорно-двигательного аппарата.
ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий. ОК 1. - ОК.14.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
Знать:
периоды жизнедеятельности человека;
анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.
Формируемые компетенции:
ОК 1- ОК 14.
П.К 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
П.К 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
П.К 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Междисциплинарная интеграция:
Обеспечиваемые:
Пм 01.Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, Здоровый человек и его окружение, Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса Здоровый человек и его окружение. Стр. 321, 322. Самостоятельная работа: Составить и заполнить таблицу «Особенности дыхательной и сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста.
Учебники (основная литература)
Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение». Ростов-на-Дону, «Феникс».
Кучма В.Р., Серов В.И. «Этапы жизнедеятельности человека в разные периоды». М., «Медицина».
Конин А.А., Сивочалова О.В., «Здоровый человек и его окружение». М. «Медицина».
Филатова С.А. и др. «Геронтология» Ростов-на-Дону, «Феникс».
Дополнительные источники:
Волков С.Р., Волкова М.М. «Здоровый человек и его окружение» Руководство к практическим знаниям, М., «Медицина».
Серов В.Н. «Душа и тело в поисках гармонии: климактерический период у женщин» М., «Медицина».
Альперович В.Д. «Геронтология» Ростов-на-Дону, «Феникс».
Погодина А.Б., Радилов А.Х. «Основы геронтологии и гериатрии» Ростов-на-Дону, «Феникс».


Ход занятия
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 15 мин. Использование активных форм опроса с указанием цели:
-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
-индивидуальный опрос
4. Изложение нового материала (приложение №2)
Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 40 мин
Словесный, (вербальный) метод обучения.
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 2мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы
6. Самостоятельная работа студентов по (приложение №3) ОК.2. ОК. 3, ОК.4.
Цель: сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 10 мин. Выполнение студентами заданий в рабочей тетради.
Физкультминутка
(приложение №4) ОК. 13.
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний
(приложение №5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения 10 мин. Закрепление материала.
7. Подведение итогов 3 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8. Задание на дом мин. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса Здоровый человек и его окружение. Стр. 321, 322. Самостоятельная работа: Составить и заполнить таблицу «Особенности дыхательной и сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста.
Всего 90 мин Приложение № 1.
Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста.
Старость – закономерно наступающий заключительный период возрастного развития (заключительный период онтогенеза).
Старение – биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.
Для развития старения характерна:
гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей (тимус атрофируется в возрасте 13-15 лет, половые железы – в 48-52 года у женщин);
гетеротопность – различная выраженность процессов старения для разных органов и систем.
Старение – многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни. Среди них – стресс, болезни, накопление свободных радикалов, воздействие ксенобиотиков (чужеродных веществ), температурные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белков, гипоксия и другие.
Старение – многоочаговый процесс, он возникает в разных структурах клеток: в ядре, мембранах; в разных типах клеток: нервных, секреторных, иммунных, почечных и других.
По теории В.В. Фролькиса темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта.
В настоящее время существует множество теорий старения, но ведущее значение придаётся двум:
Старение – генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. В этом случае действие факторов окружающей среды и внутренней среды могут повлиять на темп старения, но в незначительной степени.
Старение – результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни, т. е. вероятностный процесс.
Для вероятностных теорий старения общим признаком будет – появление и накопление «ошибок» в жизнедеятельности клеток или ослабление их функций (это некоторые из них):
теория свободных радикалов – старение возникает вследствие повреждений, вызываемых свободными радикалами;
теория накопления липофусцина – (старческого пигмента – продукта окисления белков и жира), старение – это накопление вредных (балластных) веществ, как побочного продукта метаболизма;
теория износа организма – предполагает, что старение является результатом обычного износа, как любое физическое тело от длительного существования;
теория соматических мутаций – старение, это результат соматических мутаций из-за внешних и внутренних факторов.
Возрастные группы.
Биологический, паспортный возраст
В 1958 году в Киеве был создан Научно-исследовательский институт Геронтологии, где ВОЗ в 1963 году провёл конгресс, на котором была принята возрастная классификация:
45 – 59 лет – зрелый возраст
60 – 74 – пожилой
75 –89 – старческий
более 90 – долгожители
Виды возрастов
Паспортный – хронологический = календарный возраст – период от рождения до момента его исчисления. Имеет чёткие градации – день, месяц, гол.
Биологический (анатомо-физиологический) – характеризует биологическое состояние организма (его жизнеспособность, работоспособность). Биологический возраст может не соответствовать календарному (опережает или отстаёт от него).
Существует целый ряд тестов на определение биологического возраста.
Чем больше календарный возраст опережает биологический, тем медленней темп его старения, тем больше должна быть продолжительность его жизни.
Естественное старение – характеризуется определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих возможностям конкретного человека.
Преждевременное старение – прогерия может развиться у детей (с первых месяцев жизни) – смерть наступает примерно в 13 лет со всеми признаками старости.
Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста.
Особенности системы органов дыхания
Признаки старения: Снижение ЖЕЛ, ухудшение бронхиальной проходимости, нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса, уменьшение общей и местной иммунологической реактивности.
Механизмы старения: Ослабление эластичности лёгочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки (формирование кифоза).
Особенности сердечно сосудистой системы
Признаки старения: Уменьшение сократительной способности миокарда. Уменьшение пластичности сосудов. Ухудшение коронарного кровообращения. Увеличение артериального давления и уменьшение венозного. Увеличение размеров сердца.
Механизмы старения: Уменьшение количества клеток миокарда, атрофия и склероз. Склеротическое уплотнение сосудов (аорты, артерий). Уменьшение количества функционирующих капилляров. Уменьшается величина минутного объёма сердца, т.к. уряжается частота сердечных сокращений.
Особенности системы крови
Признаки старения: Объём крови практически не изменяется. Тенденция к уменьшению эритроцитов и Нв. Уменьшение лейкоцитарной реакции при воспалительных процессах. При кровопотерях и стрессах резко снижаются адаптационные возможности системы.
Механизмы старения: Уменьшается объём костного мозга (замещается жировой и соединительной тканью) – в 70 лет – кроветворная ткань костного мозга составляет 30%.
Особенности пищеварительной системы
Признаки старения: Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, уменьшение удовольствия от приёма пищи, сухость во рту. Дисфагия – нарушение глотания. Снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ. Запоры.
Ослабление обоняния: потеря восприятие запахов и способность различать запахи.
Механизмы старения: Уменьшение размеров верхней челюсти, атрофия жевательных мышц, потеря зубов. Уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желёз. Ослабление подвижности пищевода и нарушение функции сфинктеров. Ослабление перистальтики кишечника. Снижение антитоксической функции печени.
Ослабление функции клеток, воспринимающих запах, курение, и различные химические вещества.
Особенности опорно-двигательного аппарата
Признаки старения: Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Формирование кифозов (горб). Остеопороз – уменьшение костной массы – склонность к переломам. Окостенение суставов и их воспаление.
Механизмы старения: Снижение (атрофия) мышц. Искривление позвоночника. Уменьшение содержания минеральных веществ в костях (к 60 годам плотность у мужчин составляет 70%, а у женщин – 60% от нормальной). Обызвествление хрящей, разрушение их с потерей влаги. Повышение окостенения сухожилий. Снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества кальция.
Особенности нервной системы
Признаки старения: Снижение памяти, уменьшение способности к обучению
Механизмы старения: Атрофия мозга из-за гибели нейронов. Ухудшение мозгового кровообращения. Сужение черепно-мозговых сосудов. Снижение ортостатических рефлексов. Снижение чувствительности к изменениям температуры. Уменьшение чувства жажды и желания пить. Снижение функции спинного мозга.

Приложение№ 2
Комплект контрольно-оценочных средств
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 1
опрос с целью определения уровня знаний
Текст задания:
Сформулируйте понятия «Здоровье», «Качество жизни», «Факторы риска болезни», «Старость», «Старение».
Критерии оценивания
Названо точно понятия «Здоровье», «Качество жизни», «Факторы риска болезни», «Старость», «Старение».
(«да»-1 балл, «нет»-0 баллов).
Описано не менее 5-и понятий «Здоровье», «Качество жизни», «Факторы риска болезни» ( «да»-1 балл, «нет»-0 баллов).
Сформулированы точно понятия «Здоровье», «Качество жизни», «Факторы риска болезни», «Старость», «Старение».
( «да»-1 балл, «нет»-0 баллов).
При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:
За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов.
Оценивание осуществляется по критерию
Оценка «Отлично» проставляется за 5 правильных ответа
Оценка «Хорошо» проставляется за 4 правильных ответа
Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 3 правильный ответ
Оценка «Неудовлетворительно» при отсутствии правильного ответа
Эталон ответов:
Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.
Факторы жизни – факторы и обстоятельства жизни пациента, которые увеличивают опасность развития болезни или стимулируют изменения в организме, приводящие к патологическим процессам.
Старение – это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом. Старение приводит к ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, то есть к старости.
Старость – это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19 (кабинет здоровый человек и его окружение)
2. Максимальное время выполнения задания: _20 _мин./час.
3. Вы можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем.
Разработчик Романькова Т.А.

Приложение№3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 2
Осмысление и систематизация полученных знаний
Текст задания: Понятия о старении, старости как периоде жизнедеятельности пожилого человека при решении тестовых заданий;
1. Основные показатели статистики населения:1) рождаемость;2) смертность;+3) численность населения;+4) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.).
2. Показатели, характеризующие здоровье населения:1)рождаемость;2) смертность;+3)физическое развитие;+4) заболеваемость;5) демографические показатели.
3. Наука, изучающая старение живых организмов, называется:-1. гериатрия-2. социальная геронтология+3. геронтология
4. Гериатрия - это-1. изучение влияния социальных условий на человека+2. учение о болезнях пожилого возраста-3. изучение процесса старения живых организмов
5. Причиной старения является:-1. генетически заложенная программа-2. влияние окружающей среды+3. все вышеперечисленное
6. Пожилой возраст с+1. 60-74-2. 45-60-3. старше 90-4. 50-90
7. Средний возраст:+1. до 45 лет-2. от 45 до 59 лет-3 от 60 до 79 лет
8. Долгожители это люди -1. старше 75 лет+2. старше 90 лет-3. моложе 100 лет-4. старше 80
9. Старость - это-1. разрушительный процесс под воздействием эндо- и экзогенных факторов+2. заключительный период возрастного развития-3. раннее развитие возрастных изменений
10. Старение - это -1. патологический процесс+2. закономерный процесс возрастных изменений-3. следствие вредных привычек
11. К признакам старости относится-1. повышение работоспособности-2. уменьшение утомляемости+3. ослабление внимания, памяти
12. Преждевременное старение -1. замедленное развитие возрастных изменений+2. более ранее развитие возрастных изменений-3. процес, ведущий к увеличению силы иммунитета
13 Количество прожитых лет:-1. физиологическая старость+2. хронологическая старость-3. социальная старость
14. Физиологическая старость:-1. количество прожитых лет+2. процесс физического старения-3. когда человек сам начинает осознавать себя старым
15. Психологическая старость-1. количество прожитых лет-2. процесс физического старения+3. когда человек сам начинает сознавать себя старым
16. Социальная старость-1. процесс физического старения+2. зависит от возраста всего общества в целом-3. когда человек сам начинает сознавать себя старым
17. Увеличить продолжительность жизни могут:-1. благоприятные экологические условия-2. отказ от вредных привычек+3. все вышеперечисленное
18.Закономерно наступающий заключительный период возрастного развития называется:
1. старение
2. геронтология
3. витаукт +4.старость
19. К видам старения относятся все, кроме одного:
1. преждевременное
2. естественное
3. замедленное
+ 4. социальное
20. Биологический возраст:
1. количество прожитых лет
+2. мера старения организма
3. видовая продолжительность жизни
4. темп интеллектуального регресса
Система оценивания
Сформулировано точно (знать) понятия о старении, старости как периоде жизнедеятельности человека при решении тестовых заданий;
При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:
За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов. Максимальное количество-20 баллов.
Оценивание осуществляется по критерию
Оценка «Отлично» проставляется за 19-20 правильных ответов.
Оценка «Хорошо» проставляется за 15-16 правильных ответов.
Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 14-13 правильных ответов.
Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 10 и менее правильных ответов.
Эталон ответа:
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19 (кабинет здоровый человек и его окружение)
2. Максимальное время выполнения задания: _20 _мин./час.
3. Вы можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем.
Разработчик Романькова Т.А.
Приложение №4
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №5
Подведение итогов
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ) № 3.
Текст задания
Определить и представить точно все периоды жизнедеятельности человека в правильной возрастной последовательности, возрастные критерии по определению возрастных границ лиц пожилого и старческого возраста по классификации ВОЗ.
Критерии оценивания
Определены и представлены точно все периоды жизнедеятельности человека в правильной возрастной последовательности, возрастные критерии по определению возрастных границ лиц пожилого и старческого возраста по классификации ВОЗ.
При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:
За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю - выставляется 0 баллов.
Оценивание осуществляется по критерию
Оценка «Отлично» проставляется за определение и представление точно всех периодов жизнедеятельности человека в правильной возрастной последовательности, возрастные критерии по определению возрастных границ лиц пожилого и старческого возраста по классификации ВОЗ.
Оценка «Хорошо» проставляется за допущенные отдельные незначительные затруднения при ответе при перечислении возрастных критериев классификации лиц пожилого и старческого возраста по классификации ВОЗ.
Оценка «Удовлетворительно» проставляется за неполные ответы, при перечислении возрастных критериев классификации лиц пожилого и старческого возраста
Оценка «Неудовлетворительно» при неверно перечисленных возрастных критериях классификации лиц пожилого и старческого возраста по классификации ВОЗ.
Эталон ответа:
В России принята следующая классификация по определению возрастных границ:
18-29 лет – молодой возраст;
30-44 – зрелый возраст;
45-59 – средний возраст;
60-74 – пожилой;
75-89 – старческий.
Лица, достигшие 90 лет, считаются долгожителями.
По классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), пожилой возраст начинается с 65 лет, это связано с тем, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст устанавливается именно в этот период, а не в 60 лет, как у нас.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: аудитория №19 (кабинет здоровый человек и его окружение)
2. Максимальное время выполнения задания: _10 _мин./час.
3. Вы можете воспользоваться лекцией, учебником, словарем.
Разработчик Романькова Т.А.