Инновации – основа развития образовательного учреждения при переходе к «Новой школе»


Инновации – основа развития образовательного учреждения
при переходе к «Новой школе»Дубовик Светлана Тарасовна
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Новокузнецк
«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения...» [5, с. 1].
Характеристики Новой школы в 21-м веке:
институт, соответствующий целям опережающего развития;
школа для всех (успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в трудной жизненной ситуации);
новые учителя, открытые ко всему новому;
центры досуга;
современная инфраструктура;
современная система оценки качества образования [5, с. 1].
Переход к Новой школе требует специально выстроенной системы управления изменениями. Опережающую стратегию реализуют школы, строящие образовательную систему завтрашнего дня. Педагогические коллективы этих школ внимательно следят за всеми новыми идеями и тенденциями развития школьного образования, ориентируются не только на требования текущей ситуации, но и прогнозируют будущее. Такие нововведения осуществляются не автономно, а составляют единое целое и являются частями реализации целостного проекта будущего школы. Ориентация на требования будущего, наличие концепции целостной педагогической системы школы, основанной на современных достижениях педагогической и других наук, системность в осуществлении инновационной деятельности – главные признаки школ с опережающим типом стратегического поведения.
Всякое ли изменение есть развитие? Под развитием школы М. М. Поташник предлагает понимать процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в новое, более совершенное; осуществление планомерных, целеустремленных, направленных и управляемых изменений, приводящих к существенному улучшению общего положения дел в школе [8, с. 85]. Развитие школы – это закономерное, целесообразное, эволюционное, управляемое (самоуправляемое позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания методов, форм организации педагогического процесса) и её управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития учащихся; это переход школы от прежнего качественного состояния к новому (т.е. в ходе инновационного процесса), причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности школы, а переход осуществляется в определенное, заранее обозначенное время [8, с. 85].
Развитие школы осуществляется в форме разрешения противоречий, предполагает переход количественных изменений в качественные и сохранение в новой школе положительных черт старой. При этом в современной трактовке развития акцент сделан на развитии как обогащении, росте многообразия системы и ее возможностей.
Управляемое развитие школы предполагает наличие субъекта, сознательно проводящего качественно новые изменения, который учитывает внутреннюю логику саморазвития школы как активной системы, тенденции ее изменения. Способом и средством практического осуществления управляемого развития школы является инновационный процесс – процесс осуществления нововведений, в рамках которого выделяются составляющие его взаимосвязанные подпроцессы поиска, разработки, освоения и использования нововведений.
Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Новация – средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства, целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Инновации в образовании являются результатом специально разработанных проектов или случайных открытий в порядке педагогической инициативы. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося (новые идеи, цели, учебный курс, метод обучения, вид учебного оборудования, процесс или вид деятельности и т.д.), имеющие целью повышение их эффективности [7, с. 37; 9, с. 198; 11, с. 492]. Содержанием инноваций выступают научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания, проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в направлении формирования нового содержания образования, разработки и внедрения новых педагогических технологий, создания новых видов учебных заведений.
Новшества входят в конкретную сферу школьной системы, ее функциональную область, называемую предметом обновления. Процесс введения единичного новшества в соответствующую сферу обновления внутри школы называется отдельным нововведением или отдельным инновационным процессом.
Каждое нововведение имеют определенный жизненный цикл: оно должно быть открыто, разработано, экспериментально проверено, освоено, результативно использовано и после потери его новизны и продуктивности выведено из использования.
Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике [12, с. 10]. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса, совокупность которых образует единичный инновационный цикл: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики [2, с. 4]. Развитие школы не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений и инновационный процесс. Всякий процесс в развитии образования – сложная динамическая система, которая полиструктурна, а потому сам инновационный процесс полиструктурен.
Выделяют различные структуры инновационной деятельности:
Деятельностная структура – совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Все компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности не входят, но являются необходимым фактором эффективности.
Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса, отражает отношения участников планируемых частных нововведений.
Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, городском и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций на каждом уровне. Управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.
4. Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т. д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (технологии), содержании образования или его целях, условиях и т. д. [1, с. 94].
Для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому выбор идей неизбежен. Выбор идей – сложнейшая задача в практике образовательных учреждений, готовящихся стать инновационной площадкой.
Типичные ошибки выбора идей:
стремление освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели;
стремление перепробовать многое новое, чтобы выбрать оптимальную для своей школы идею, отсюда многочисленные ошибки;
стремление осваивать то, что осваивают соседние школы, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, иметь хорошее мнение родителей и руководителей органов управления образованием;
стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи [10, с. 39].
Все это сопровождается серьёзными издержками: колоссальными перегрузками детей и учителей, снижением успеваемости по тем предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой, отнимает у учителей-инноваторов все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц - экспертов. Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться с помощью мысленного экспериментирования или на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.
Параметры оценивания идей:
актуальность нововведения (степень его соответствия потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения недостатков в работе, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости решаемой проблемы инновационным путем);
соответствие частной новой идеи общей идее развития школы (встраиваемость в концепцию развития школы);
результативность нововведения (аналогия освоения идеи в другом месте или экспертным путём);
творческая новизна (инновационный потенциал) идеи;
методическая разработанность идеи (наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, технологии её освоения; при отсутствии описанных разработок идея осваивается в форме эксперимента);
возможности потенциальных участников освоения новшества (определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д.);
баланс интересов учителей (баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению);
возможное сопротивление нововведению;
время, необходимое для освоения идеи;
финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение (деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения: для оплаты труда педагогам, научных консультаций, экспертизы разработок, для приглашения специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых идей);
организационные условия (создание структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь);
нормативно-правовая обеспеченность инноваций;
привлекательность идеи (соответствие инновации личным интересам педагогов - реализаторов);
новизна идеи (соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики) [6, с. 55].
Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методических объединений, творческих микрогрупп, на заседании педагогического совета. Важно, чтобы именно участники были в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения, это способствует их мотивации к инновационной деятельности.
Основные причины нереализованности педагогических инноваций:
отсутствие профессиональной экспертизы и апробации;
внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, нив личностном, психологическом отношении [3, с. 16].Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
Эффективному внедрению инноваций способствует инновационная среда – определённая морально-психологическая обстановка, подкреплённая комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы [11, с. 498]. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает «сопротивление» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности.
Таким образом, нововведение является основой развития школы, инновационный процесс обеспечивает формирование и развитие содержания и организации нового. «Каждое нововведение, осуществляемое в школе, в организационном и управленческом плане может быть выделено в отдельный инновационный проект, предполагающий выделение команды реализаторов, организацию управления» [4, с. 94].
Литература
1. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании [Текст] / Н. И. Ерофеева // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 94.
2. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы [Текст] / В. С. Лазарев // Сельская школа. – 2003. – № 1. – С. 11.
3. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы [Текст] / В. С. Лазарев // Сельская школа. – 2003. – № 1. – С. 16.
4. Моисеев, А. М. Основы стратегического управления школой : учебное пособие [Текст] / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 256 с.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] / утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Приказ № 271 // http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php.
6. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения [Текст] / А. М. Новиков // Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – С. 55.
7. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа? [Текст] / А. И. Орлова // Преподавание истории в школе. – 2006. – № 1. – С. 37.
8. Поташник, М. М. Управление развитием школы [Текст] / М. М. Поташник, В. С. Лазарев. – М. : Новая школа, 1995. – 464 с.
9. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2005. – С. 198.
10. Руднев, Е. Н. Миссия, стратегия и практические действия [Текст] / Е. Н. Руднев // Директор школы. – 2006. – № 8. - С. 39.
11. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 492 с.
12. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения : сценарий, подход [Текст] / Ю. С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – С.10.