Уроки физической культуры в начальном звене с применением сюжетных игр


Уроки физической культуры в начальном звене с применением сюжетных игр
В своей учительской деятельности, приступая к работе с самыми маленькими школьниками, я поставила перед собой три задачи. Во-первых, уроки физической культуры в начальных классах должны быть интересными и содержательными.
Во-вторых, проводить их нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приемов обучения двигательным действиям, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей.
В-третьих, в начальных классах необходимо наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения, преодолевать шаблон и формализм в работе, добиваться высокой результативности, инструкторской направленности и воспитательного потенциала каждого урока, придерживаться общего направления современного педагогического процесса — глубины мысли и содружества с детьми.
Осуществить эти задачи мне во многом помогают сюжетные игры, которые я применяю как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Сюжетные игры и имитационные упражнения отвечают возрастным особенностям младших школьников, их склонностям к подражанию, копированию действий человека и животных. Особенно эффективны сюжетные игры при обучении шестилеток.Игровой метод придает учебно-познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением определенных правил игры для достижения поставленной цели. Игра становится тем доступным средством, которое способствует более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками по предмету «Физическая культура».
Однако не следует превращать игру только в дидактическое упражнение. Удачно подобранный сюжет и имитационные упражнения к нему содействуют снижению утомляемости, вносят в урок эмоциональное оживление, настраивают ребят на продуктивную работу. В процессе игры дети знакомятся с окружающей средой, приобретают определенные жизненные навыки, учатся преодолевать трудности, проявляют активность, смелость, решительность, настойчивость и дисциплинированность. В то же время однообразие занятий, применение одних и тех же игр приводит к снижению эффективности уроков.
Поэтому надо постоянно разнообразить игры и игровые упражнения, ставить перед детьми все новые и новые задачи.Как свидетельствует опыт, сюжетные игры и имитационные упражнения приносят наибольшую пользу тогда, когда они соответствуют умственному и физическому развитию ребенка и проводятся в наиболее благоприятных условиях (хорошо оборудованные спортивные залы и площадки).Готовясь к уроку с их использованием, надо тщательно продумать все этапы проведения урока, просмотреть литературные источники по этому вопросу, составить развернутый план-конспект по данной теме с частичным повторением предыдущего и закреплением нового материала.
Каждая игра включает в себя определение задач для класса в целом и для отдельных команд. Число команд и разделение учащихся по командам зависит от содержания игры, места ее проведения, подготовленности учащихся, наличия учебно-материальной базы. Непосредственное распределение учащихся по командам осуществляем согласно проведенному расчету, путем жеребьевки, или состав команд определяет сам учитель. Размещение учащихся в зале или на площадке должно быть таким, чтобы обеспечить надлежащие условия для выполнения двигательных действий и соблюдения техники безопасности.
Я стремлюсь всегда к тому, чтобы объяснение содержания игры было кратким и четким, сопровождалось показом основных, элементов, а иногда и пробным выполнением более сложных движений. Это позволяет сознательно подготовить ребят к преодолению возможных трудностей.
Сигналом для начала игры служат звуковые и зрительные, сигналы; судейский свисток, сирена, хлопок в ладони, движения флажком или рукой, устная команда. Учителю, исполняющему роль наставника и главного судьи, приходится очень внимательно следить за соблюдением правил игры, справедливо решать все споры и недоразумения, объективно оценивать игру, определять лучших ее участников и команды-победительницы. Еще лучше, если к судейству будут подключаться и ученики, освобожденные от занятий по состоянию здоровья. Подведению итогов с анализом проведенной игры я по возможности придаю торжественную обстановку.
На уроках с сюжетными играми необходимо особое внимание уделять вопросу нагрузки в занятиях, избегать переутомления детей, внимательно следить за правильной расстановкой спортивных снарядов и инвентаря. Надо заботиться и об эстетической стороне сюжетного урока, требовать наличия единой спортивной формы, следить за опрятностью детей, добиваться красоты и четкости движений. При выборе игр преимущество получают те из них, которые наиболее интересны учащимся. Сюжетные игры должны воспитывать у детей чувство коллективизма, любовь к родной природе, желание узнать о своем крае.
Сюжетные игры способствуют лучшему усвоению программного материала по физической культуре. В ходе их дети закрепляют навыки выполнения строевых команд, движений руками и ногами в различных направлениях, в лицевой и боковой плоскости, наклонов вперед, назад, в стороны, ходьбы, бега, метания. В играх используют большие и малые мячи, скакалки, гимнастические палки, обручи.
При прохождении раздела «Лыжная подготовка» дети должны научиться построению с лыжами в колонну по одному, соблюдая определенный интервал, поворотам на месте с лыжами и на лыжах, ходьбе скользящим шагом с палками и без них, подъему ступающим шагом и спуску в основной стойке. В сюжетных играх многие из этих упражнений можно разучить путем имитации на спортивной площадке или в зале еще задолго до появления снежного покрова. Упражнения, предусмотренные учебной программой для освоения элементов легкой атлетики (прыжки в высоту, в длину, прыжки из круга в круг и пр.), можно имитировать, как срывание яблок в саду, доставание в прыжке веток деревьев или летящего воздушного шарика и т. п.Учебной программой предусмотрено метание малого мяча с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность. В сюжетных играх можно имитировать метание гранаты во вражеский дот, бросать снежки, штурмуя снежную крепость, и т. д.
Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит и в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребенка. В сюжетных играх развивается творчество детей, повышаются активность и интерес к занятиям.