Доклад Роль дидактических игр в образовательном процессе в начальном звене коррекционной школы VIII вида


Яркова Зоя Николаевна
учитель начальных классов
МАС(К)ОУ «Белоевская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Роль дидактических игр в образовательном процессе в начальном звене коррекционной школы VIII вида
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" В.А. Сухомлинский
Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ОВЗ. У данной категории детей – низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. На этом фоне у учеников создается отрицательное отношение к школе и к учению. Поэтому проблема формирования познавательного интереса является для педагога коррекционной школы одной из самых актуальных. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ОВЗ способствует использование эффективных методов и приёмов обучения. В начальном звене одним из таких методов является использование на уроках дидактических игр. Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка – это, прежде всего увлекательное занятие. Задания в занимательной форме позволяют детям раскрыть свои способности. Менее активным, неуверенным в себе учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Даже самые незначительные успехи порождают в ученике веру себя, в свои возможности.
Коррекционно-развивающая  игра  имеет две цели. Одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала.
Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, и сложности того материала, с которым будут работать учащиеся. Игры могут быть коллективные, групповые, индивидуальные.
Наиболее распространённой является игра-соревнование, где коллектив отвечает за каждого своего члена. К ним относятся загадки, ребусы, кроссворды, игры в рифму и т.д.
Развивать основные свойства внимания и формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое) на любом уроке и в любом классе позволяют такие дидактические игры, как «Четвёртый лишний», «Расшифруй слово», «Узнай словарное слово» или «Скажи одним словом», «Что изменилось», «Чей хвост, клюв» и т.д.. Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится, и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого делать выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор. (Приложение 1)
При закреплении предлогов можно использовать дидактическое упражнение с опорой на презентацию «Составь предложение с предлогами» или «Я мамин помощник» - дополнение предложений по предметным картинкам. (Приложение 2)
Дидактическая игра может быть не только игровым приёмом, но и формой урока. Например, путешествие по сказке. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным героям. Каждому препятствию соответствует этап урока, прием, воспитательный или коррекционный момент. (Приложение 3)
Коррекционно-развивающие упражнения на развитие пространственно-ориентационных представлений - это графические диктанты, где учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющий узор той или иной степени сложности. Например, полюбившееся детям дидактическое упражнение «Муха», позволяет им быстро реагировать на инструкцию педагога, перемещая фишку-муху, по клеткам «вверх», «вниз», «влево» и «вправо», по «диагонали». Данное упражнение не только развивает пространственные представления учащихся с ОВЗ, но и развивает внимание, цветовосприятия, быстроту реакции, желание первым достичь цели. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения или введения новых правил). Игра «Занимательный квадрат» (Приложение 4)
Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, вычислительных умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка ребенку. (Приложение 5)
Игровые моменты на уроках – это и психологическая разрядка. Например, зрительная гимнастика «Проследи за бабочкой», игра «Угадай, маску» не только снимает напряжение, но и может быть использована для закрепления пространственных представлений, воображения и других высших психических функций. (Приложение 6)
Но, как показывает практика, игра только тогда будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, когда учитель будет соблюдать следующие требования:
1. Подбирать игры в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьника;
2. Стараться использовать дидактические игры на всех этапах урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными способностями школьника;
3. Игры должны повторяться и постепенно усложняться в процессе обучения детей с нарушением в развитии.
4. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным содержанием
Таким образом, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности на уроках, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика возникает интерес к учебному предмету. Это приобретает особое значение  в   коррекционной   школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.
Библиография
1. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приёмов на уроках. Начальная школа, 1997, №6
2. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики. Начальная школа №2, 1997
3. Б.П. Пузанова «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития».
4. Аксёнова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.

Приложение 1
Игра «Кто лишний»
«Что изменилось»
«Скажи одним словом»
Приложение 2

«Составь предложение с предлогами» «Я мамин помощник»


Приложение 3
«Игра-путешествие»


Приложение 4
Игра «Занимательный квадрат»




Приложение 5
«Кто прячется за цифрами?»


Приложение 6
«Проследи за бабочкой» «Угадай маску