Из опыта использования проектного метода на уроках в малокомплектной начальной школе.

Из опыта использования проектного метода на уроках
в начальной малокомплектной школе
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Ведь умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по шаблону.
Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом определено, что работа над проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. Первоначальные требования работы над проектом в 1-2 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий и описанием в 5-7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал в виде фотографий или рисунков, которые они могут поместить в проект, объем работы, который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать родители.
Я как учитель понимала, что передо мной стоит задача постепенного обучения детей умению создавать проект, представления образца. Поэтому в 2011-12 учебном году я начала эту работу в рамках внеурочной деятельности. Обучающиеся выполнили проекты на тему «Мой портрет», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя малая родина». В создании проектов большую помощь оказывают родители, которые реализуют идеи детей, запросы предмета. Сейчас мы занимаемся проектной деятельностью как по предмету, так и во внеурочной деятельности.
За 2012-2014 у. г. дети создали коллективные и индивидуальные проекты.

Свои проекты учащиеся оформляли в виде книжечек, на листах. На уроках технологии учились работе с компьютером, в этом году предложу попробовать оформить проект в виде презентации.
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее работа над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей. Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Поэтому меня как учителя волновал вопрос защиты проектных работ. Мне хотелось, чтобы обучающиеся сами могли рассказать о выполненной работе. Я понимала, что это сделать было сложно. Поэтому готовила обучающихся к защите через представление по вопросам учителя, совместно с учеником определяли собственный вклад ребенка в проект, предлагала высказать собственное мнения о созданном проекте. Привлекала детей к постановке интересующих вопросов по теме проекта.
На учительском портале «Прошколу.ру». я взяла вот такую памятку:


Памятка для защиты проектов:
1.Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи.
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....
В конце прошлого учебного года для защиты своих проектов обучающиеся использовали вопросы, которые подчеркнуты. В этом учебном году постараемся использовать все вопросы памятки.
Все проекты, выполненные обучающимися, вкладываются в портфолио. В этом учебном году по окончанию выполнения проекта планирую использовать различные формы публичных выступлений обучающихся: презентации, публичный отчет перед младшими товарищами, участие в выставках.
За все проекты, выполненные обучающимися в течение года, выставляю только положительной оценки, т.к. в проекте достоин любой уровень результатов.
Анализируя свою работу по организации проектной деятельности, понимаю, что обучающиеся могут решать практические задачи. А успешность реализации проекта является его продукт, который вы можете посмотреть на выставке.




15