Мастер-класс «Реализация метода продуктивного обучения на уроках изобразительного искусства»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР-КЛАССА
ПО ТЕМЕ:
«Реализация метода продуктивного обучения на уроках изобразительного искусства»





Для учителей изобразительного искусства


Подготовила :
Джупина Ольга Викторовна ,
учитель изобразительного искусства , ДОШ №144
II квалификационная категория
Донецк 2015

 «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».  
 В.А.Сухомлинский  




Тема мастер-класса:
« Реализация метода продуктивного обучения на уроках изобразительного искусства. Филимоновская роспись»
Цель мастер- класса : 
усовершенствовать знания и навыки в филимоновской росписи, ознакомить педагогов с методическими рекомендациями, используя метод продуктивного обучения .
Задачи мастер-класса :
- Расширять и углублять знания преподавателей изо по теме «Роспись» путем внедрения продуктивных методов и форм обучения.
- Показать непосредственно структуру форм деятельности учителя при изучении росписей .
- Показать на примере данной темы методы воспитания активной, творческой личности.
- Показать влияние продуктивного обучения на уровень сформированности знаний , умений и навыков.
Тип мастер-класса: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и их практическое применение.
Методы обучения:
Словесно-наглядный;
Эмоционального воздействия;
Проблемной ситуации;
Практический;
Работа с литературой и образцами промысла;
Ситуация успеха.
Предлагаемая результативность:
Эмоционально-художественное восприятие значимости филимоновской росписи;
Освоение техники выполнения росписи;
Приобретение практических знаний по подаче материала по данной теме детям.


Методика подготовки мастер-класса:
Изучение литературы по данной теме.

Подбор изделий филимоновских мастеров, наглядных пособий, репродукций, видео материалов.

Роспись изделия для образца.

Выбор упражнений для физминутки, гимнастики для пальцев и глаз.

- Подготовка раздаточного материала.


План мастер-класса
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний. Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу.
Выставка изделий филимоновской росписи.
История филимоновской росписи.
Секреты росписи.
Элементы росписи, упражнения с элементами.
Практическая работа с элементами росписи, цветом .
Гимнастика для глаз, для пальцев .
Творческая работа педагогов, роспись заготовки.
Выставка – просмотр с анализом сделанных работ.

Ход мастер-класса
1. Организационный момент: 
Знакомство с участниками мастер-класса. Повторение правил организации рабочего места для росписи.
2. Актуализация опорных знаний:
  Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу. Предлагаемая   мною  тема одно из педагогических условий развития детского творчества.   Дети познают красоту и нравственный смысл образа художественной вещи в русском народном искусстве. На каждом занятии  ребёнка ожидает открытие одной из тайн искусства росписи , а роспись народных мастеров поможет ему постигать добрые символы красоты родной земли. Итог работы учеников я прогнозирую как 100 % результат - ситуация успеха. Пользуясь структурой этого мастер-класса, вы сможете подготовить уроки по различным видам росписи .

3. Выставка изделий и знакомство с филимоновской игрушкой, ее росписью.
4. История филимоновской игрушки. Видео №1
В Тульской области вблизи от старинного  городка Одоева на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.
Истоки этого народного промысла, по местным преданиям, относятся к временам Ивана Грозного. Согласно легенде, в местных владениях князя Воротынского, гончар Филимон обнаружил залежи глины очень хорошего качества и стал лепить из нее глиняную посуду. А место, где стал жить гончар Филимон, назвали Филимоново.
Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили веселые игрушки – свистульки. На ярмарке в Туле такие глиняные игрушки стоили копейки, поэтому их приходилось лепить в большом количестве, в свободное от сельских трудов время. Девочки уже с 7-8 лет обучались этому мастерству, помогая матери.
Свистулька – это очень древняя и до сих пор популярная игрушка. Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Наши предки- язычники использовали ее для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали Ярилу (бога солнца) пением дудок, сделанных из глины. Магические знаки на игрушках и пронзительный свист отгоняли злые  силы от душ умерших. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вещали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка. Известное в наше время суеверие «не свисти – денег не будет» - это миф, который выдумали, чтобы отучить народ от языческих привычек во времена борьбы с язычеством.
Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.
Готовую глиняную посуду обжигали раз в год, весной, перед началом полевых работ, в специальной печи. Печь строилась из кирпича и называлась горном. В нее рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.
Основные сюжеты Филимонова -  это крестьянки, барыни, солдаты, наездники, танцующие пары. Из животных чаще всего изображались коровы, лошадки, медведи, бараны, а из птиц – курицы и петухи. Часто фантазия мастера настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа. Получается сказочный персонаж, животное неведомой породы. Подобные образы неповторимы, имеют свои особенности, присущие именно филимоновской игрушке. Каждая игрушка – это образ, который что-то символизирует из жизни древних славян. Они таят в себе мифологию жизни древних славян и являются воплощением языческих верований.
Основные образы:
Женская глиняная фигурка. Этот образ -  продолжение рода всего живого. Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Лада, Купава, Доможириха – вот имена и смыслы, которыми народ наделял глиняную фигурку женщины.
Медведь – один из главных персонажей народных сказок.  Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.
Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.
Конь  слуга Солнца. В языческой Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать.
Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.
Корова символизирует плодородие, могущество и бодрую силу.
В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека, его счастье и достаток. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы, наивная вера в добро и зло. При создании игрушки мастер старался передать именно смысл того или иного образа, а не его точное изображение.

Секреты филимоновской игрушки ( слайды №7-9)
1. Отличительные черты:
силуэт отличается вытянутостью и округлостью
2.Роспись :
Животные и птицы всегда расписывались по строго определенной схеме. Голова окрашивалась всегда в один цвет (красный или зеленый), а тело и шея поперек раскрашивались разноцветными полосками.
В человеческой фигурке главное внимание уделялось раскраске наряда.
3. Почему филимоновская игрушка такая длинная?
Филимоновскую игрушку лепят в Одоеве из местной чёрно-синей глины  синики. Это пластичный, но жирный материал, который легко деформируется, не выдерживая большого давления. Поэтому и головы филимоновских фигурок маленькие, не тяжелые. Обычно филимоновские игрушки лепят из единого, цельного куска глины, вытягивая ее в нужном направлении. И только изредка дополняют накладными деталями.
4. Почему филимоновскую игрушку не грунтуют?
Чудесные свойства филимоновской глины позволяют не грунтовать фигурки перед росписью. Дело в том, что после обжига, игрушки становятся белыми. И сразу готовы к росписи.
6. Практическая работа с элементами росписи, цветом.
Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Для росписи использовались куриные  утиные перышки. Краска с перышек очень хорошо пристает к глине.  Расписывают игрушки прямо по обожженной глине. Дело в том, что филимоновская глина после обжига становится белой. Основной узор – это причудливые полоски желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.
Роспись проводится в определенном порядке:
Сначала желтым цветом рисуют полоски и пятна
Затем обводят красным
Затем зеленым, реже синим, фиолетовым.
Мастерицы называли свои краски малинка, лимонка и зеленка. Животные и птицы всегда расписывались по строго определенной схеме. Голова окрашивалась всегда в один цвет (красный или зеленый), а тело и шея поперек раскрашивались разноцветными полосками.
В человеческой фигурке главное внимание уделялось раскраске наряда. В орнаменте нет строгой геометрии как в дымковской игрушке. Различные штрихи, звездочки, пятна, листики, розетки в веселом беспорядке разбросаны по фону. Юбка всегда пестрая, с небрежным рисунком, кофта ярко малиновая, длинная шляпка с цветными каемками.
Росписи лица придавалось очень мало значения. Зеленым, черным или синим, рисовали глаза и брови, малиновым штрихом – рот.
Начинали рисовать мастерицы всегда из центра узора. Все эти узоры напоминают о связи человека и природы. В росписи часто используются елочки, кружочки, солнышки, которые являются  очень древними обрядовыми знаками. Символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.
Вот основные узоры, которые используются в филимоновской росписи
А вот древние символы (слайд № 12)

Мы видим, что символы солнца, земли, воды, плодородия широко используются в филимоновской росписи.
Удивительно яркий цвет филимоновским игрушкам придают анилиновые краски. Цветовая палитра филимоновских мастеров: малиновый (фуксиновый), жёлтый и синий (сине-голубой). При этом, смешение или наложение одних красок на другие, дает следующие оттенки трех основных филимоновских цветов: малиново-красный, желтый изумрудно-зеленый.
7. Гимнастика для глаз и пальцев (слайд №13).
- Прежде чем приступить к практической работе, нужно немного размять пальчики. ( Подушечки пальчиков по очереди ставятся на парту и на них нажимают)
Эти пальцы много знают,
Только сил им не хватает
И поэтому опять надо их тренировать.
Гимнастика для глаз (видео материал №2)
8. Практическая работа:
Упражнения (слайд №14):
учимся получать цвета для работы (идет показ и тренировка в смешивании ) 
синий + малиновый = малиновый + желтый = теплый красный (алый);
ультрамарин (синий с фиолетовым отливом);
синий + желтый = травянисто-зеленый и изумрудно-зеленый.
Работа с символами и линиями (слайд № 15)
Работа с элементами росписи ( слайд № 16)

9 . Творческая работа педагогов (слайд №17) :
Возьмите изделия, рекомендую сосредоточиться на композиционном решении узора и всего оформления изделия. Выполните роспись своего изделия.
Виртуальная экскурсия . Видео материал №3

10. Выставка – просмотр (слайд №18).
Рассматриваем полученные изделия.
Идет обсуждение: что получилось, что не получилось, какие трудности возникали.
Критерии:
художественный образ изделия;
наблюдательность и фантазия;
овладение кистевой росписью;
качество исполнения.

11. Методические рекомендации (слайд №19-20):
Прежде чем начинать занятия по филимоновской росписи нужно подготовить детей: приобрести беличьи кисти, попробовать рисовать ими различные линии, кружки.
Желательно, чтобы были подлинные изделия филимоновских мастеров, дети должны внимательно их рассмотреть и понять их неповторимость и ценность .
Обязательно научить правильной организации рабочего места для росписи.
Сравнить природные формы символов и оригинал. Пусть дети сами увидят красоту природы и ее воплощение в сюжетах росписи на изделиях.
Хорошо провести упражнения с кистью для того, чтобы рука ребенка привыкла к правильному положению при росписи.
Рекомендую при выполнении упражнений по росписи давать небольшие творческие задания: при изучении «точек и линий» - написать «сеточку» и т. д.
После изучения приемов росписи рекомендую детей научить стилизации растений, дать им творческое задание: выбрать любимое растение и стилизовать его под элементы филимоновской росписи.
Обратите внимание на то, что филимоновские игрушки делились на два вида : игрушка и игрушка-свистулька
Особое внимание уделить образованию цвета .

15