Путешествие в страну звука Ш. Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНРIII


Бочковская Яна Францевна.
Учитель-логопед ГККП « Ясли-сад № 38 г. Павлодара».
Казахстан. Павлодар.
«Путешествие в страну звука Ш».
Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНРIII.
(4 человека)
ЦЕЛИ:
Закрепление звука Ш в слогах, словах и фразах;
Развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова;
Совершенствование грамматического строя речи и пополнение словаря.
- Активизация речи детей;
- Оздоровление детей при помощи су-джок терапии и сухого бассейна.
- Развитие коммуникативных навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Су-джок шарики, колечки;
Кукла БИ-БА-БО - мартышка, разрезная картинка, фишки;
Сухой бассейн из пшена ,гороха, фасоли; мелкие игрушки: мышка, лягушка, кошка, лошадка;
Картинки для рифмы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
ЛОГОПЕД: - Здравствуйте ребята!
- Я хочу сегодня поприветствовать вас как-то необычно! Для начала давайте встанем в круг.
- Смотрите, мы поздоровались с вами словами. А ведь можно это сделать как-то по-другому, например, в нашей стране и во многих других странах при встрече принято пожимать друг другу руки или обмениваться РУКОПОЖАТИЯМИ. Делается это всегда правой рукой. Поприветствуйте рукопожатием соседей справа и слева. Хорошо получилось. Но тогда мы не поприветствовали других детей. Если мы будем со всеми так здороваться, это займет очень много времени и мы не успеем позаниматься и поиграть.
- Предлагаю вам такую игру «ПЕРЕДАЙ РУКОПОЖАТИЕ». Возьмемся за руки. Я пожимаю руку Ване, моему соседу справа, а он пожимает руку своему соседу справа, и так далее по цепочке, пока мой сосед слева Саша не передаст мне свое рукопожатие. Давайте, попробуем. (передают рукопожатия по кругу) Ну вот мы все и поздоровались. Молодцы! По-моему, классно получилось! Садитесь на свои места.
II. ПСИХОГИМНАСТИКА:
«Лепим себе ушки». Разминание пальцами, поглаживание ладонями ушных раковин.
«Согреем ручки». Растирание кистей рук.
Су-джок массаж:
ЛОГОПЕД: - Возьмите по шарику в руки.
* «Ёжик»
Ёжик возле старой ёлки
Чистит каждый день иголки.
Оттого его иголки,
Как всегда, остры и колки. Су-джок шарик ритмично катаем между ладонями..* Это ручка – правая
Это ручка – левая
Я на шарик нажимаю
И зарядку делаю.
Будет сильной правая,Будет сильной левая,Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
- Откройте шарики, достаньте колечки. Сжать колючий шарик в правой руке
Сжать колючий шарик в левой руке
Нажимать по очереди руки в соответствии со словами стиха.
Круговые движения шариком.
* Пальчик, пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал, где обедал?
Я с этим пальцем ел клубнику,
Ел со средним землянику,
С безымянным ел малинку,
А с мизинцем ел калинку.
В су – джок колечко продевать пальцы от большого к мизинцу в соответствии со словами. Сначала на правой, потом на левой руке.III . ПОВТОРЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА «Ш»:
ЛОГОПЕД: - Мы все учились произносить звук «Ш». Нужно вспомнить, как это делается.
Язычок за верхние зубки «чашечкой»;
Губы слегка вперед;
Зубы не сильно сомкнуты;
Струя воздуха теплая.
Пошипеть, как змея: Ш- Ш- Ш (рукой имитировать движение змеи).
Пошуршать, как ежик по листикам шуршит: Ш Ш Ш (указательным и средним пальцем имитировать шаги ёжика).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА «Ш» В СЛОГАХ:
ЛОГОПЕД: - Повторяйте за мной чистоговорки, а в конце подскажите словечко –
Ша-ша-ша Ша-ша-ша – у нас погода … хороша.
Шо-шо-шо Шо-шо-шо – говорим мы … хорошо.
Ши-ши-ши Ши-ши-ши - у нас есть … карандаши.
Шу- шу-шу Шу- шу-шу - букву Ш я … пишу.
V. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:
Логопед: - К нам кто-то пришел в гости? Отгадайте загадку и мы узнаем, кто же к нам пожаловал.
Загадка:
Я смешная обезьянка,
Озорная хулиганка,
Забияка, шалунишка,
А зовут меня ….! (Мартышка)
Появляется мартышка БИ-БА-БО.
- Угадали, я – Мартышка.
Я пришла к Вам за помощью.
Доктор Айболит прислал мне подарок – разрезную картинку.
Я не могу её собрать. Помогите мне, ребята, узнать, что нарисовано на картинке.
Логопед: - Конечно, Мартышка, мы тебе поможем. Правда, ребята? Это картинка не простая, на каждом кусочке задание. Если мы выполним задания, то соберем картинку. Только не будем забывать, про звук Ш, если он нам встретится, нужно произносить его правильно.
Задание № 1. Найди животных.
В сухом бассейне отыскать фигурки мышки, лошади, лягушки, кошки. Дети называют свои действия и действия другого ребенка:
- Я нашел мышку;
- Ваня нашел лошадку;
- Я нашел лягушку;
- Катя нашла кошку и т.д.
Задание № 2. Посчитай.
Счет с названием животного:
-Одна мышка, две мышки, три мышки, пять мышек, десять мышек и т.д. с другими животными.
Задание № 3. Сравни кто больше – меньше:
- Найди самое большое из этих животных – лошадь;
- Найди самое маленькое из этих животных – мышку;
- Лошадь больше мышки, кошки, лягушки;
- Мышка меньше лошади, кошки, лягушки;
- Кошка больше мышки, меньше лошади и т.д.
Задание № 4. Покажи. Динамическая пауза.
Логопед:
- Встали, потянулись к солнышку;
- Покажите, как крадется кошка;
- Как от кошки бежит мышка;
- Как прыгает лягушка;
- Как скачет лошадь;
- Как кривляется мартышка.
Задание № 5. Подбери рифму к словам мышка, кошка, лягушка, лошадка.
Найти среди картинок такие, чтобы рифмовались с вашим животным.
Картинки: шишка, ложка, подушка, шоколадка.
Мышка – шишка,
Кошка – ложка,
Лягушка – подушка,
Лошадка – шоколадка.
Задание № 6.
Собрать картинку. На картинке изображена Мартышка.
Итог:
Мартышка: - Ой, ребята, это же я! Это мой портрет! Вот здорово! Спасибо, ребята, вам за помощь, вы мне здорово помогли! За это я угощу вас фруктами!
Раздает бананы.