Конспект индивидуального логопедического занятия Путешествие на планету Шелезяка

Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Кировская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»






Конспект
индивидуальной образовательной деятельности
в подготовительной группе для детей с ОВЗ,
имеющими ТНР (ОНР)
Тема: Звук [Р]





Учитель – логопед
Емельянова Е.С.










г. Киров
2016г.

Тема: «Путешествие на планету Шелезяка»

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:
1. Автоматизировать произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Продолжать учить определять положение органов речевого аппарата при произнесении звука [Р], место звука [Р] в слове, подбирать правильно рифмующие слова в предложения.
Способствовать обогащению словарного запаса;
2. Развивать мелкую моторику, фонематическое восприятие и зрительное внимание, выразительность речи.
3. Воспитывать желание и стремление помочь другу; получать интерес от достижения результата выполненной работы, стремление к конструктивному взаимодействию.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, согласованию прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Оборудование: ноутбук, игрушка робот, набор мелких игрушек со звуком «Р», набор пуговиц, емкость с теплой водой, емкость с крупой, схемы визуализированного расписания занятия, магнитная доска и магниты для обозначения планет, два мяча, два ведра, шнурочки, зеркало.

Ход ОД:

Вводная часть: Игровая мотивация

Л: Здравствуй, Миша! Сегодня к нам пришел необычный гость, которому нужна помощь. (Показываю ребенку игрушку робота)
Р: Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут?
М: Здравствуй, робот! Меня зовут Миша! А как твое имя?
Р: Меня зовут робот Роман и я спешил к вам за помощью!
Л: Что случилось робот Роман?
Р: Посмотрите видеопослание и сами все узнаете!
(Включаем видеозапись - отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты»)
Л: Как печально! Что же случилось на планете Шелезяка?
Р: Не знаю. Но точно знаю, что моим братьям роботам нужна наша помощь!
М: Робот Роман, мы поможем тебе и твоим друзьям!
Р: Хорошо! Спасибо! У меня есть космическая карта, которая поможет нам добраться до планеты Шелезяка! (Магниты на магнитной доске)
Л: Отлично! Но нам с Мишей необходимо подготовиться к такому дальнему путешествию! Ведь нас ждем много испытаний!

Основная часть

1. Подготовка к полету
(Пункт №1 на карте – знак артикуляционной гимнастики: "Веселый Язычок")

1. 1. Артикуляционная гимнастика

- «Грибок»- 5 сек.
- «Маляр»- 5 раз.
- «Вкусное варенье»- 5 раз.
- «Лошадка»- 5 раз.
- «Мотор»- 5-7 раз.
- «Барабанщики»- 5-7 раз.


1.2. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
Л: Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р].
Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?
М: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Л: Где находится кончик языка?
М: Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами.
Л: Что делает горлышко? (поёт)
Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)

Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмём,
Да и сильно дуть начнём.
Язычок наш задрожит
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:
«Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу».

1.3. Игра «Поймай звук»
(Пункт № 2 на карте - знак фонематической игры: "Чуткое ухо")

Л: Позвони в колокольчик, когда услышишь звук [Р].
а) на уровне ряда слогов:
РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО
б) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.

1.4. Интерактивная игра «Познакомимся с буквой Р»
(Пункт №3 на карте - знак "Внимательный глаз")

Л: Звук Р говорить мы научились! А как же нам его узнать? Где мы можем услышать этот звук? Что может его издавать? (Рычание злой собаки, карканье вороны, звучание мотора и др.)
Давай, посмотрим, как выглядит буква Р! А затем соберем ее сами! (Работа на ноутбуке)


2. Путешествие на планету Шелезяка

Готовим нашу ракету к старту!

2.1. Изолированное произношение звука Р
Выкладываем контур ракеты из шнурочков, произносим длительный изолированный звук Р, пальцами проводим по всей длине шнурка.

2.2. Автоматизация звука в слогах.
Выкладываем из пуговиц и других мелких деталей иллюминаторы, крылья, хвост ракеты и т.д. касаемся пальцем каждой детали и произносим чётко слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ; АР-ОР-УР-ЭР-ЫР; КРА - ТРО - БРУ - ПРЫ; АРУ - ОРА - АРК - ОРТ.

2.3. Автоматизация звука в словах.

Планета потерянных игрушек

Л: Вспомни и назови слова, которые начинаются со звука Р! (Рыба, Робот, Рука, Рак, Рубаха, Роза и др.) (или поиск игрушек, название которых начинается со звука Р, в емкости с крупой).

"Планета слов" (компьютерная игра)

А теперь, давай, поможем словам! Назови все предметы на картинках и определи, в каких словах спрятался звук Р, нажми на эти картинки мышкой. (Игра на ноутбуке)

"Планета рифмы" (речь с движением)

Ра-ра-ра. Начинается ... игра.
Ры-ры-ры. У нас в руках ... шары.
Ру-ру-ру. Бью рукою я по ... шару.
Ро-ро-ро. Шар упал в ... ведро.

Планета животных
Л: Назови животных, которых ты видишь на экране ноутбука. Определи, в названии каких животных есть звук Р. Размести этих животных в вагончики поезда. Сколько слогов в слове, столько должно быть и окошек в вагончике. Например: Ко – ро – ва. Сколько слогов?
М: Три!
Л: В какой вагончик заселим корову?
М: В вагончик с тремя окошками.
Л: Правильно! Молодец!
Усложнение:
Л: В каком из слогов в названии животного встречается звук Р?
М: Ко – ро – ва! Во втором слоге встречается звук Р.

2.4. Автоматизация звука в словосочетаниях

Планета Шелезяка
Р: Вот мы и прибыли на планету Шелезяка! Смотрите, нас встречают мои братья – роботы! (На экране иллюстрация с изображением роботов)
М: Что случилось, роботы? Почему вы звали на помощь?
Р: У нас беда! Совсем скоро будет самый волшебный зимний праздник Новый год, а у нас на планете прошел ураган и натворил беспорядок, разбросал все наши ёлочные украшения и мы не можем их найти и сосчитать.
Л: Не переживайте! Миша вам поможет!

Интерактивная игра «Найди елочные украшения»
Ребенок «нажимает» на украшения, которые нашел на иллюстрации, сопровождает процесс речью:
«Одно праздничное украшение, два праздничных украшения, три праздничных украшения и т.д.»

2.5. Автоматизация звука в предложении

«Путаница»

Р: Злой космический пират Весельчак У заколдовал все наши звездолеты, погрузив их в сонную воду, и мы не можем передвигаться по планете. Что бы расколдовать звездолеты надо разгадать путаницу, а у нас не получается! Помогите нам!

Дровами рубят топор.
Градусник несет врача.
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
Сахар грызет Иру.
Забор красит Рому.
Крышка накрыта ведром.
Дорога едет по грузовику.

Заключительная часть
Л: Молодец, Миша! Все звездолеты расколдованы, и ты можешь раздать их роботам! Посчитай сколько роботов и достань столько же звездолетов из емкости с водой.
М: Я достал из емкости четырнадцать звездолётов для четырнадцати роботов.
Р: Спасибо, Миша! Прилетай к нам на планету Шелезяка в гости! Это тебе подарок за помощь!
Л: Молодец, Миша, ты сегодня очень старался, четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, помог роботам.