Технологическая карта урока Какой бывает вода

Технологическая карта

Предмет
Окружающий мир
Класс
1
Дата
27.12.13г.

Тема урока
КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА

Тип урока
Учебное занятие по изучению и закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с понятием вода и её состоянием в природе; в процессе опытов познакомить учащихся со свойствами воды; способствовать пониманию роли воды в жизни человека; способствовать развитию речи, памяти, мышления, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Научатся различать естественнонаучные понятия тело, вещество, состояния воды, раствор, определять опытным путем свойства воды.


Регулятивные целеполагание - принимать и сохранять учебную задачу; планирование - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные - ставить, формулировать и решать проблемы; предметные - знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем; информационные - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие - вести устный диалог.
Самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование - выполняют самооценку на основе учебной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке: вода, вещество, состояние воды, свойства воды, значение воды

Организационная структура урока


этапа
Этап урока
УУД
Деятельность
ЭОР




учителя
учащихся


1
Организационный
Личностные (самоопределение)
– Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.
Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.
– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!
– Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!






2
Определе
ние темы и целей урока

Познавательные (логические)









Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели,
планирование действий)
1. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто к нам пришёл в гости.
Его не растили - из снега слепили.  Вместо носа ловко вставили морковку.  Глаза - угольки, руки - сучки. 
К ветру зимнему привык  Наш приятель (Снеговик)
– Ребята, вместе со снеговиком мы отправимся в увлекательное путешествие. Мы будем разгадывать загадки, ребусы и даже побываем в экспериментальной лаборатории.
– Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока, разгадав ребус снеговика.
2. Работа в группах
Ребята, у каждой группы  на столе лежат  карточки с ребусами. Составьте слово из первых букв. А теперь каждая группа прочитает получившееся слово. Давайте эти слова мы поместим на доску и хором прочитаем тему нашего урока: Какой бывает вода?
- Какую цель вы перед собой поставите?
- Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока. Обратите внимание на знаки-помощники.
















Высказывания детей
Узнать какая бывает вода?




















3
Восприя
тие и осмысле
ние учащимися нового материала
Регулятивные (удержание цели урока)


Коммуникативные (высказывания детей)






Познавательные (новая информация)
Познавательные (логические)

Коммуникативные (высказывания детей)






















Познавательные (поиск информации)

























Коммуникативные регулятивные (обсуждение в парах, работа в парах, контроль за собственной деятельностью)
Познавательные (новая информация)










Коммуникативные (высказывания детей)

1. Речевая разминка.
Отвечайте на вопросы словом «да» или «нет»
Лёд - это вода?
Роса - это вода?
Если из тучи идёт вода, то это дождь?
Если вода замёрзнет, то это лёд?
Если на деревьях иней - это вода?
О чём мы с вами говорили во время разминки? (О воде.)
Что вы можете рассказать о воде?
Нет на земле другого такого вещества, значение которого для человека было так велико и необходимо.
- Сколько раз в день вы пьете? (Ответы детей)
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое вода, какая она бывает и узнаем, как человек ее использует.
– И вот Снеговик принёс в конверте загадки, отгадав которые, мы выясним, какая бывает вода.
2. Беседа «Три состояния воды»
1) Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой на землю лёг. (Снег.)
2) Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь.)
3) За окошком снег идёт
Очень близок новый год,
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку (Лёд)
4) На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)
5) Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдём. (Роса)
6) В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней)
7) Сквозь густую пелену Ничего я не пойму. Дом, деревья, водоем Серый гость накрыл плащом. (Туман)
8) Мы согрели самовар И над чашкой вьется (Пар)
– Что объединяет все эти природные явления?
– Дождь и снег, лёд и град, и иней и роса, туман и пар – всё это вода, но только в разных состояниях.
Значит, какой вывод можно сделать?
Подумайте и скажите, от чего зависит состояние воды? (От температуры.)
Когда мы с вами встречаем воду в твёрдом состоянии? (С наступлением холодов.)
Верно. При температуре ниже 0 °С вода из жидкости превращается в твёрдое тело.
А где мы с вами можем увидеть воду в газообразном состоянии? (На кухне, когда закипает чайник. Это пар.)
Вы правы. Когда вода начинает кипеть, появляется пар. И вода превращается в газообразное состояние при температуре 100 °С.
А сейчас, находясь на уроке, мы можем увидеть превращение воды в пар?
- Приведите примеры воды в разных состояниях. Ребята перечисляют, на доске появляется схема: Состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное.
– Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Всё это водные богатства. Даже, когда мы идём в школу зимой кругом снег и лёд, а это тоже вода. Снеговик предлагает нам изучить свойства воды.
Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. Вот и мы с вами проведём опыты, но чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательными. Работать вы будете в парах.
– Вспомните правила работы в парах.
3. Опытно-экспериментальная работа «Свойства воды»
№1. Возьмите прозрачный стакан с водой и опустите в него карандаш. Его хорошо видно? Какое свойство воды мы здесь увидели? (Вода прозрачна)
№2. Определите цвет воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет. Имеет ли вода цвет? Можно ли воду окрасить? (Она бесцветна, ее можно окрасить.)
№3. Понюхайте воду. Что вы чувствуете? Имеет ли она запах? (Вода не имеет запаха.)
№4. Попробуйте на вкус воду и сок. Какой вкус имеет вода? (Вода не имеет вкуса.)
№5. Определите форму воды. Поочередно налейте её в разные сосуды: стакан, пиала, бутылка, крышка. Что вы заметили? (Вода всегда принимает форму того сосуда, в который её наливаешь, следовательно она не имеет формы).
№6. Налейте воду на тарелку. Что происходит с водой? (Она растекается в разные стороны. Это еще одно её свойство - текучесть)
№7. Добавьте в один стакан с водой – сахар, а в другой - песок. Размешайте. Что произошло?
Как вы думаете какой вкус стал у воды?
Все ли вещества растворились? (Вода может растворять некоторые вещества, следовательно вода – хороший растворитель)
По ходу проведения опытов вывешиваются таблички со свойствами воды. - Рассмотрите составленную схему.
- Какие свойства нашей жидкости мы установили?
Итак, в жидком состоянии вода имеет свойства:
Бесцветна, прозрачна, не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет формы, текучесть, хороший растворитель.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а








Высказывания ребят.
Вода нужна всему живому на земле.





Отгадывание загадок

































Высказывания ребят.

(Вода в природе существует в трёх состояниях - жидком, твёрдом, газообразном.)








(Мокрой тряпкой протереть доску. Через некоторое время доска будет сухая. Вода испарилась.)








Дети перечисляют правила работы: Вместе читаем – вместе выполняем, тихо шумим, справились – сигнализируем. Каждая пара получает карточку с инструкциями для проведения опытов.
























Высказывания ребят.




















Презен
тация «Вода»











































Слайд презен-
тации «Сос-тояние воды»


























Слайд презен-
тации «Свойс
тва воды»



Презен
тация

4
Первичное закрепле
ние

Коммуникативные (высказывания детей) Коммуникативные (работа в группах, контроль за собственной деятельностью)
Регулятивные (контроль) Познавательные (новая информация)








Регулятивные (вывод, подведение итогов каждым учеником)
Работа над мини-проектами «Значение воды для жизни»
- Ребята, как вы думаете, для нас важна вода? А сколько могли бы мы прожить без воды? (Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.)
Снеговик предлагает вам выяснить из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода. Для этого мы разделимся на группы. У каждой группы есть картинки. Из них надо выбрать и приклеить на лист бумаги (капельку) именно те объекты природы, которые не могут обойтись без воды. Как только группа готова, лист крепится к доске. У доски остаётся капитан группы для защиты проекта. 
Вода нужна и людям, и животным, и растениям. (Вода не нужна Солнцу, звёздам, горам, пескам – т.е. объектам неживой природы)
2. Чтение стихотворения
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
3. Работа по учебнику (с.89)
Работа с рисунками (дополнительно, по времени)

Высказывания детей.

Правила работы в группе.
Дети выбирают и наклеивают (6 из 8) нужные картинки – примеры из своего личного опыта, совещаются, объясняют свой выбор.



5
Итог урока Рефлексия
Коммуникативные (высказывания детей)
Регулятивные (вывод)
Личностные (самооценка)
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
Давайте повторим все что мы узнали о воде?
- Что было самым главным на уроке?
- Что вы узнали нового?
- Что показалось самым интересным и познавательным?
- О чём бы хотели рассказать?
- Закончите наши стандартные предложения.

Высказывания детей.

Мне понравилось
Мне было трудно
Мне было интересно  
Я научился



Слайд
презен-
тации



15