Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 136
Уровень программы: базовый
Тип программы: типовая
Программа разработана на основе примерных программ по обществознанию (на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года).

Нормативные документы, определяющие содержание программы:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 (Федеральный государственный стандарт, утвержденный приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253


Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует профильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов ( с учетом резервного времени) для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Содержание программы учебного курса
6 класс (34 ч)
Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)
Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Тема 2. Человек среди людей (11ч)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни (8ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Повторение (2ч)
7 класс
Глава 1. Человек среди людей. Как работать с учебником? Межличностные отношения. Большие и малые социальные группы. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Глава 2. Человек и закон. Что значит жить по правилам? Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина2. Права ребенка и их защита. Система законодательства. Почему важно соблюдать законы. Патриотизм и гражданственность. Вооружнные силы страны. Свобода и ответственность. Что такое дисциплина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Глава 3. Человек и экономика. Экономика и е роль в жизни общества. Основные участники экономики. Разделение труда и специализация. Заработная плата и стимулирование труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономика семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи.
Глава 4. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы.
8 класс
Тема 1. Личность и общество.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.    Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы, угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2.  Сфера духовной культуры.
              Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
              Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
              Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
              Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
              Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
               Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
               Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость.
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни.

9 класс
Тема 1. Политика и социальное управление (9ч.)
         Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
 
Тема 2. Право (21ч.)
         Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.
         Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности  правового статуса несовершеннолетних.
         Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
         Конституция – основной закон РФ.
         Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
         Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
         Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
         Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
         Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
         Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
         Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
         Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
         Социальные права. Жилищные правоотношения.
         Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
         Правовое регулирование отношений в сфере образования.
        РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 4ч.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Письменные контрольные работы в программе не предусмотрены.

Учебно-тематический план
6 класс

Наименование раздела
Количество часов

1
Введение. Как работать с учебником
1

2
Человек в социальном измерении
12

3
Человек среди людей
11

4
Нравственные основы жизни
8

5
Повторение
2


Итого
34

7 класс

Наименование разделов
Кол-во часов

1
Вводный урок
1

2
Регулирование поведения людей в обществе
11

3
Человек в экономических отношениях
14

4
Человек и природа
4






Итого
34 ч.

8 класс

Наименование разделов
Кол-во часов

1
Введение
1

2
Личность и общество
4

3
Сфера духовной культуры
8

4
Экономика
13

5
Социальная сфера
5

6
Итоговое повторение
3


Итого
34 ч.

9 класс

Наименование разделов
Кол-во часов

1
Политика
9

2
Право
21

3
Итоговое повторение
4


Итого
34 ч.






Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 6 класс
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во уроков
Тип
урока
Форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Сроки
Проведения








план
Факт

1.
Вводное занятие.
Как работать с учебником?
1
Урок изучения нового материала
урок - беседа
Краткая характеристика изучаемого курса.
Структура учебника. Как работать с понятиями.
Уметь высказывать собственное мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.
7.09


Раздел 1. Человек в социальном измерении (12 ч)

2-3
Человек - личность
2
Комбинированный
урок – беседа

Человек растёт и развивается среди людей. Сильная личность – какая она? Личность. Социализация индивида. Человек, индивид, личность
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
14.09
21.09


4-5
Человек познаёт мир
2
Комбинированный

Беседа, работа с докумен
том
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен Познание мира. Самопознание. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
28.09
5.10


6-7
Человек и его деятельность
2
Комбинированный

групповая работа
Что такое деятельность. Структура деятельности. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
12.10
19.10


8-9
Потребности человека

2
Комбинированный
урок – беседа

Потребности человека биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Знать основные положения урока Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
2.11
9.11


10-11
На пути к жизненному успеху
2
Комбинированный

групповая работа
Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Знать основные положения урока. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
16.11
23.11









12-13
Повторение по теме
Человек - личность
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Человек – личность. Человек среди людей. Человек и его деятельность Познание мира
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
30.11
7.12


Раздел 2. Человек среди людей (11 ч)

14-15
Межличностные отношения.
Отношения между людьми
2
Комбинированный
работа с текстом учебника
урок – беседа

Что такое межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений Семья как малая группа. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
14.12
21.12


16-17
Человек в группе
2
Комбинированный
урок – беседа

Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные.
Знать основные положения урока. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
11.01
18.01


18-20
Общение. Зачем люди общаются
3
Комбинированный
урок – беседа
практикум

Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото»
Знать основные положения урока. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
25.01
1.02


21-22
Конфликты в межличностных отношениях
2
Комбинированный
урок - беседа
Причины возникновения конфликтов. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Знать основные положения урока. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
8.02
15.02


23-24
Повторение по теме
Человек среди людей
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Межличностные отношения
Большие и малые группы
Общение и его особенности Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
20.02
29.02


Раздел 3. Нравственные основы жизни. (8ч)

25-26
Человек славен добрыми делами
2
Комбинированный
урок – беседа

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.
Знать основные положения урока. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
7.03
14.03


27-28
Будь смелым
2
Комбинированный
урок – беседа

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». Страх защитная реакция человека. Преодоление страха. Противодействие злу.

Знать основные положения урока. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
21.03
4.04


29-30
Человек и человечность
2
Комбинированный
урок – беседа

Гуманизм  уважение и любовь к людям. Гуманизм уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Знать основные положения урока. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
11.04
18.04


31-32
Повторение по теме
Нравственные основы жизни
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Добро, смелость, гуманизм

Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
25.04
2.05


33-34
Итоговое повторение
2
Урок обобщения и систематизации знаний
практикум
Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, , выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
16.05
23.05


Календарно-тематическое планирование к рабочей программе 7 класс

п/п
Тема урока
Тип
урока
К-во часов
Требования к уровню подготовки
Дата






план
факт

Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)


1-2
Что значит жить по правилам
Урок усвоения новых знаний
2
Называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета,
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

1.09
8.09


3-4
Права и обязанности граждан
комбинированный
2
Определяют, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе»

15.09
22.09


5
Почему важно соблюдать законы
Урок усвоения новых знаний
1
Определяют, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной.
Самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

29.09


6-7
Защита Отечества
Урок усвоения новых знаний
2
Определяют, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга.

6.10
13.10


8-9
Что такое дисциплина
Комбинированный
2
Определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение.

20.10
3.11


10-11
Виновен - отвечай
Комбинированный
2
Определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних
.
10.11
17.11


12-13
Кто стоит на страже закона
Урок усвоения новых знаний
2
Определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов

24.11
1.12


14
Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»
Урок обобщения и систематизации знаний
1
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.

8.12


Раздел 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)


15-16
Экономика и ее основные участники
Урок усвоения новых знаний
2
научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики.

15.12
22.12


17-18
Золотые руки работника
Урок усвоения новых знаний
2
научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы.
самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

12.01
19.01


19-20
Производство: затраты,выручка, прибыль
Урок усвоения новых знаний
1
научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат.

26.01
2.02


21-22
Виды и формы бизнеса
Урок усвоения новых знаний
2
научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике

9.02
16.02


23-24
Обмен, торговля, реклама
Урок усвоения новых знаний
/комбинированный
2
научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг

23.02
1.03


25-26
Деньги и их функции
Урок усвоения новых знаний
/комбинированный
2
научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции
этическим требованиям.
15.03
22.03


27
Экономика семьи
Урок изучения новых знаний
1
научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи.

5.04


28
Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»
урок систематизации и обобщения знаний и умений
1
научатся определять все термины и понятия раздела

12.04




29
Воздействие человека на природу
Урок изучения новых знаний
1
научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу.

19.04


30
Охранять природу – значит охранять жизнь
урок изучения новых умений

1
: научатся давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали

26.04


31
Закон на страже природы
Урок изучения новых знаний
1
научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы

3.05


32
Практикум по теме: «Человек и природа»
урок систематизации и обобщения знаний и умений
1
научатся анализировать свое отношение к окружающей среде

10.05


33-34
Итоговое повторение
урок систематизации и обобщения знаний и умений /
урок контроля знаний и умений

2
научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса.

17.05
24.05





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
измерители
Элементы дополни-
тельного
содержания
Дата проведения









план
факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
Введение
1
Изучение нового материала
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности
Знать термины, общие представления об обществознании.
Уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение
Беседа

1.09


Глава 1. Личность и общество (4 часа)

2
Быть личностью
1
Изучение нового материала
Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности
Уметь давать определение понятий; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы
Устный опрос, составить словарь темы
Социализация индивида
8.09


.
3
Общество как форма жизнедеятельности людей
1
Комбинированный
Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества.
Ступени развития общества
Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы.
Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества
Опрос. Письменные задания

15.09


4
Развитие общества
1
Комбинированный
Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности
Знать, в чем выражается эволюционный характер развития общества.
Уметь характеризовать воздействие социальной революции на общественное развитие; находить отличие реформ от революций; называть последствия, к которым ведет процесс глобализации
Опрос. Письменные задания
Эволюция и революция
22.09


5
Личность и общество
1
обобщение и систематизация знаний
Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. развитие общества. Движущие силы общественного развития
Знать основные этапы эволюционного развития общества.
Уметь характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей; сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; работать
Опрос. Письменные задания.
Решение познавательных задач

29.09








с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач





Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов)

6
Сфера духовной жизни
1
Комбинированный
Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России
Знать, что включает в себя понятие «культура».
Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения
Опрос. Письменные задания.
Работа с документами

6.10


7
Мораль
1
Комбинированный
Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло
Знать, что такое мораль и зачем она нужна людям; почему гуманизм считается высшей моральной ценностью.
Уметь определять, в каких поступках проявляется любовь к ближнему; использовать приобретенные знания для выполнения практических и творческих заданий
Опрос. Письменные задания.
Творческое задание

13.10


8
Долг и совесть
1
Комбинированный
Что такое долг. Долг общественный и долг моральный.
Совесть. Совесть как требование своих собственных постыдных поступков
Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий
Опрос. Письменные задания.
Творческое задание

20.10


9
Моральный выбор – это ответственность
1
Комбинированный
Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Основные принципы и формы морали
Знать, в чем выражается свобода выбора.
Уметь определять, как связаны свобода и ответственность; оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм общества; используя приобретенные ранее знания, решать проблемные задания
Фронтальная беседа. Проблемные задания

3.11


10
Образование
1
Комбинированный
Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.
Знать, в чем заключается приоритет образования; основные элементы системы образования в России.
Уметь объяснять, почему в информационном обществе
Опрос.
Работа с документами

10.11






Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования
возрастает приоритет образование непрерывное образование является ключевой задачей общества; работать с документами по заданному алгоритму





11
Наука в современном обществе
1
Комбинированный
Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. возрастание роли современной науки. Наука – двигатель прогресса
Знать, какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций.
Уметь характеризовать науку как особую систему знаний; определять нравственные принципы ученого в современной науке
Опрос
Ответственность ученого
17.11


12
Религия как одна из форм культуры
1
Комбинированный
Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения.
Свобода совести.
Свобода вероисповедания
Знать, что такое религия, что характерно для религиозной веры.
Уметь характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Опрос. Письменное задание

24.11



13
Сфера духовной культуры
1
обобщение и систематизация знаний
Сфера духовной жизни. Мораль, долг и совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия
Знать основные понятия по теме.
Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культуры, в чем заключается взаимосвязь науки и образования, в чем состоит роль религии в современном обществе
тест

1.12


Глава 3. Экономика 13 ч.

14
Экономика и ее роль в жизни общества
1
Изучение нового материала
Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага.
Экономический выбор и альтернативная стоимость
Знать, что такое экономика и в чем сложность экономического выбора.
Уметь объяснять, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом
Опрос.
Работа с
документами

8.12


15
Главные вопросы экономики
1
Комбинированный
Нужно ли регулировать производство. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем
Знать, что такое экономическая эффективность; типы экономических систем.
Уметь определять экономические функции; работать с документами; работать с учебником; отвечать на вопросы
Опрос. Письменные задания

15.12



.

16
Собственность
1
Комбинированный
Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности. Закон на страже права собственности
Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями.
Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы
Опрос. Групповые задания

22.12


17
Рыночная экономика
1
Комбини-рованный
Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие
Знать, каковы условия функционирования рынка.
Уметь определять, как спрос влияет на предложение в условиях рыночной экономики, от чего зависит рыночное равновесие; решать проблемные задачи
Опрос. Письменные задания. Проблемные задания

12.01


18
Производство- основа экономики
1
Комбини-рованный
Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. разделение труда и специализация
Знать, в чем заключается роль производства в экономике; что способствует повышению производительности труда.
Уметь характеризовать особенности услуги как товара;
Опрос.
Работа со схемой
Формы торговли.
Реклама
19.01







Производительность труда
называть ресурсы, необходимые для осуществления производства





19
Предпринимательская деятельность
1
Комбини-рованный
Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее организационно-правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство
Знать, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования.
Уметь называть преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства
Опрос.
Индивидуальные задания

26.01


20
Роль государства в экономике
1
Комбинированный
Государство и экономика. Налоги. Государственный бюджет.
Государственное воздействие на экономику
Знать, какие способы воздействия на экономику может использовать государство.
Уметь называть круг экономических проблем, регулируемых любым государством; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Опрос. проверочная работа

2.02


21
Распределение доходов
1
Комбинированный
Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов.
Перераспределение доходов.
Экономические меры
Знать основные источники доходов населения.
Уметь объяснять, зачем людям нужна социальная поддержка государства; харак- теризовать экономические меры социальной поддержки
Опрос. Проблемные задания

9.02


.




социальной поддержки населения
населения; решать проблемные задания





22
Потребление
1
Комбинированный
Семейное потребление. Страхование.
Экономические основы прав потребителей
Знать, что влияет на объем и структуру потребительских расходов; как защищаются права потребителей в РФ.
Уметь характеризовать зависимость степени благосостояния граждан от структуры расходов граждан; работать с документами; выполнять проблемные задания
Опрос. Проблемные задания.
Работа с документами

16.02


23
Инфляция и семейная экономика
1
Комбини-рованный
Семейный бюджет. Номинальные и реальные доходы.
Формы сбережения граждан.
Банковские услуги
Знать, какое влияние инфляция оказывает на доходы граждан.
Уметь объяснять, чем реальный доход отличается от номинального, каковы формы сбережения граждан; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала
Опрос. Письменные задания

23.02


24
Безработица ее причины и последствия
1
Комбини-рованный
Что такое безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные
Знать, чем вызвана безработица. каковы ее экономические и социальные последствия.

Таблица Последствия безработицы
Борьба с безработицей. Профсоюз
1.03






последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости
Уметь объяснять, почему безработица сопутствует рыночной экономике; определять роль государства в обеспечении занятости населения; работать с таблицей, анализировать письменные источники
для общества»




25
Мировое хозяйство и международная торговля
1
Комбинированный
Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика.
Обменные курсы валют
Знать, что такое мировое хозяйство.
Уметь называть особенности политики протекционизма и свободной торговли; объяснять, какие условия влияют на обменный курс валют; работать с документом по заданному алгоритму
Опрос.
Работа с документом

15.03


26
Экономика в жизни общества
1
обобщение и систематизация знаний
Роль экономической деятельности в жизни общества.
Рыночная экономика.
Функционирование экономических систем.
Собственность.
Безработица
Знать основные понятия по теме.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; давать определение понятий
тест

22.03













Глава IV. Социальная сфера (5 часов)

27
Социальная структура общества
1
Комбинированный
Социальная структура общества. Социальная мобильность.
Многообразие социальных групп.
Социальные конфликты и пути их разрешения
Знать, что определяет статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе.
Уметь характеризовать различные социальные группы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; моделировать социальные ситуации на основе ранее изученного материала
Опрос. Письменные задания.
Моделирование ситуаций
Формальные и неформальные группы
5.04


28
Социальные статусы и роли
1
Практикум
Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя.
Вопрос «отцы и дети»
Знать социальные позиции человека в обществе.
Уметь определять социальные статусы и социальные роли; приводить примеры социальных отношений, поведенческих ситуаций; работать с терминами
Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций. Составление словаря темы
Взаимосвязь «Я» и социальной роли
12.04


29
Нации и межнациональные отношения
1
Изучение нового материала
Межнациональные отношения.
Отношения к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе
Знать соотношения понятий «нация» и «этнос».
Уметь характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; осуществлять поиск социальной информации по задан-
Опрос

19.04



















ной теме из различных источников





30
Отклоняющееся поведение
1
Комбинированный
Отклоняющееся поведение.
Алкоголизм и наркомания
Знать, что называют отклоняющимся поведением.
Уметь приводить примеры социальных отношений; работать с документом по заданному алгоритму; анализировать виды отклоняющегося поведения
Опрос. Письменные задания.
Работа с документом

26.04


31
Социальная сфера
1
обобщение и систематизация знаний
Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Опрос. Письменные задания

3.05


Итоговое повторение (3 часа)

32
Личность и общество. Духовная куль- тура
1
обобщение и систематизация знаний
Личность. Общество как форма жизнедеятельности людей.
развитие общества. Сфера духовной жизни. Мораль, долг и совесть. Моральный
Знать основные положения раздела.
Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духов- ной культуры; в чем заключается взаимосвязь науки и образования; в чем состоит роль
Опрос. Письменные задания

10.05




общества


выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия
религии в современном обществе





33
Государство и экономика
1
обобщение и систематизация знаний
Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем.
Собственность.
Безработица
Знать основные положения раздела.
Уметь высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для моделирования ситуаций в различных сферах деятельности людей
Опрос. Письменные задания.
Моделирование ситуаций

17.05


34
Итоговая контрольная работа
1
Проверка знаний и умений

Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
тест

24.05


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
измерители
Элементы
дополни-
тельного
содержания
Дата проведения









план
факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Глава I. Политика (9 часов)

1
Политика и власть
1
Изучение нового материала
Что такое политика? Политическая власть.
Роль политики в жизни общества.
Политическая жизнь и средства массовой информации
Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества.
Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
Устный
опрос
Политические режимы правления в истории
7.09


2
Государство
1
Комбинированный
Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство
Знать признаки и формы государства.
Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию
Опрос.
Письменные задания
Формы государства в истории
14.09


3
Политические режимы
1
Комбинированный
Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия.
Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов.
Опрос.
Письменные задания
Формы власти в истории
21.09







развитие демократии в современном мире
Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе





4
Правовое государство
1
Изучение нового материала
Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства
Знать принципы правового государства.
Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой
Опрос. Составление схемы
Особенности политического процесса в России
28.09


5
Гражданское общество и государство
1
Изучение нового материала
Что такое гражданское общество.
Местное самоуправление
Общественная палата
Знать основные признаки гражданского общества.
Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму
Опрос. Письменные задания.
Работа с документом

5.10


6
Участие граждан в политической жизни
1
Изучение нового материала
Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Пути влияния
Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни.
Уметь оценивать значение принципов конституционного
Опрос. Письменные задания
Основные идейно-политические течения современности
12.10







на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого
строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач





7
Политические партии и движения
1
Комбинированный
Общественно-политические движения.
Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире
Знать, что такое политические партии и общественные движения.
Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире
Опрос. Письменные задания
Политическая идеология
19.10


8
Гражданин – человек, имеющий права
1
обобщен. и систематизация знаний
Политика и власть.
Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения
Знать основные положения главы.
Уметь характеризовать поли- тические режимы и партии; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Опрос. Практические задания

2.11








или обосновывать известные; решать практические задачи





9
повторение
1
Проверка знаний и умений
Политика и власть.
Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения
Знать основные положения главы «Политика».
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
тест

9.11


Глава II. Право (21 час)

10
Право, его роль в жизни общества и государства
1
Изучение нового материала
Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон
Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.
Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права
Опрос. Письменные задания

16.11


11
Правоотношения и субъекты права
1
Комбинированный
Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения.
Система права.
Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.

Опрос.
Работа с документом

23.11







Понятие нормы и права
Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму





12–13
Правонарушения и юридическая ответственность
2
Изучение нового материала.
Комбинированный
Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности
Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.
Уметь решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи
Опрос. Работа с документом. Проблемные задания

30.11
7.12


14
Правоохранительные органы
1
Комбинированный
Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура.
Нотариат
Знать, какие органы называются правоохранительными.
Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи
Опрос. Письменные задания. Проблемные задания

14.12


15–16
Конституция Российской Федерации.
2
. Комбинированный
Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы государства. Основы
Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.
Уметь характеризовать исторические этапы развития
Опрос. Письменные задания.
Проблемные задания

21.12
11.01




Основы конституционного строя РФ


статуса человека и гражданина. Основные принципы правового государства
конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи





17–18
Права и свободы человека и гражданина
2
Изучение нового материала.
Комбинированный
Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. Права ребенка
Знать особенности юридических норм (прав человека).
Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму
Опрос. Письменные задания. Работа с документом

18.01
25.01


19
Гражданские правоотношения
1
Практикум
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя
Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.
Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение
Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций

1.02








понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций





20–21
Право
на труд. Трудовые правоотношения
2
Изучение нового материала.
Комбинированный
Право на труд. Трудовые правоотношения.
Трудовая дисциплина
Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения
Опрос.
Работа с документами
Трудовой договор
8.02
15.02


22–23
Семейные правоотношения
2
Изучение нового материала.
Комбинированный
Юридические понятия семьи и брака.
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно- брачных отношений.
Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей
Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что пони- мается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.
Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять,
Опрос.
Работа с
документами
Работа со схемой
Семейный
кодекс
20.02
29.02








нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами





24
Административные правоотношения
1
Комбинированный
Административное право. Понятия и черты административного правоотношения.
Административные правонарушения
Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.
Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения
Опрос. Работа с документом и схемой

7.03


25–26
Уголовно-правовые отношения
2
Изучение нового материала.
Комбинированный
Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения и освобождения
Знать особенности уголовно-правовых отношений.
Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений
Опрос. Работа с документом и схемой
Конституционное судопроизводство
14.03
14.03







от уголовной ответственности






27
Социальные права
1
Комбинированный
Социальная политика государства.
Право на жилище.
Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.
Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала
Опрос. Письменные задания. Творческое задание
Приватизация
21.03


28
Международно-правовая защита
1
Изучение нового материала
Международное гуманитарное право.
Значение международного гуманитарного
Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП.
Опрос.
Работа с документами
Взаимоотношения международного


4.04




Жертв вооруженных конфликтов


права
Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами

и национального права



29
Правовое регулирование отношений в сфере образования
1
Изучение нового материала
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей
Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.
Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами
Устный
опрос.
Работа с документами
Порядок оказания платных образовательных услуг
11.04


30
Право в жизни человека
1
обобщен. и систематизация знаний
Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль
Знать основные понятия главы «Право».
Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования
Письменные задания. Творческое задание

18.04



Итоговое повторение (4 часа)

31
Правовое государство и его граждане
1
обобщение и систематизация знаний
Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни.
Правовые основы гражданских правоотношений
Знать основные понятия главы «Политика».
Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами; выполнять творческие задания
Опрос. Письменные задания. Творческое задание

25.04


32
Право в жизни человека
1
обобщение и систематизация знаний
Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права
Знать основные понятия главы «Право».
Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами
Опрос. Письменные задания.
Работа с документами

2.05


33
Политика и право
1
обобщение и систематизация знаний
Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства.
Знать основные понятия курса «обществознание. 9 класс».
Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать
Проблемные задания.
Моделирование ситуаций

16.05







Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения.
Отрасли права
проблемы «человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; приводить примеры практических ситуаций





34
Итоговое повторение
1
Контроль знаний
и умений
Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни.
Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы.
Гражданские правоотношения.
Отрасли права
Знать основные понятия курса «обществознание. 9 класс».
Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; характеризовать проблемы «человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач
тест

23.05


Критерии оценивания устного ответа по истории и обществознанию


Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Критерии оценивания письменных работ по истории и обществознанию:
По истории и обществознанию проводятся письменные работы ( тестирование, самостоятельные практические работы по историческим источникам, терминологические и хронологические диктанты, проекты, задания по контурным картам, составление сложного плана, написание эссе) только в соответствии с типом письменной работы и заложенными в нее критериями оценивания
«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Программно-методическое обеспечение:
1.Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6 класс. – М: Просвещение, 2014.
2. Обществознание. Человек, природа, общение 6кл. Поурочные разработки. По учебнику Л.Н. Боголюбова 2014
3. О.А. Котова., Т.Е. Лискова. Обществознание Рабочая тетрадь 6 кл. М Просвещение 2014
Учебник соответствует рабочей программе по обществознанию в 6 классе.
4. Степанько С.Н., Обществоведение 6 кл. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой.- : Учитель, 2014
Л.Н. Боголюбов. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М.. «Просвещение» 2014 г.,
Литература для учащихся
Конституция РФ.
Всеобщая Декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка
1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
2. Обществознание. 8 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2014.
3. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2014.
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
2. Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2014.
3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2014.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. 8–11 кл. Краткий курс. электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.












13PAGE 15


13PAGE 143415





Заголовок 215