Как выявить проблемного ребёнка и в чём суть его сопровождения?

Как выявить проблемного ребенка и в чем суть его сопровождения?
Проблемный ребенок– это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы: в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.
Их проявлением может быть:
- нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);
- эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
- пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;
- нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Социально-эмоциональные проблемы ребенка
Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, не только высокая или низкая оценка вероятности достижения, не только имеющееся поле выбора, но и наличие у человека устойчивых вариантов поведения в тех или иных ситуациях.
Очевидно, что результат выбора способа разрешения проблемной ситуации (успех или неуспех в конкретной ситуации социального взаимодействия) находит свое отражение в эмоциональной сфере человека.
Соединение "социального" и "эмоционального" в одном понятии подразумевает, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта.
Можно говорить о наличии у ребенка социально-эмоциональной проблемы, когда:
- очевидна проблемная социальная ситуация;
- носитель проблемы нуждается в помощи;
- отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной ситуации, эффективные способы ее разрешения;
- проблема порождает негативные эмоциональные переживания.
Профилактика возникновения социально-эмоциональных проблем
Очень важна ранняя диагностика и профилактика проблем, которые должны решаться на фоне успешности ребенка в какой-либо сфере деятельности ("педагогика успеха").
Очевидно, что профилактика проблем включает в себя не только задачи предупреждения их возникновения, но также задачи усиления факторов, стимулирующих благоприятное развитие, и нейтрализации воздействия негативных факторов, препятствующих развитию (факторов благополучия и неблагополучия).
Среди различного рода проблем особого внимания заслуживают социально-эмоциональные.
Классный руководитель взаимодействует с родителями, учителями-предметниками, сотрудниками ППМС-центра и зам. директора. Это обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся с социально-эмоциональными проблемами.
Для того чтобы получить более полную информацию по каждому из выявленных учащихся, анализируются анкеты по изучению развития ребенка (заполняют родители при поступлении ребенка в первый класс и анкета "Особенности семейного воспитания". Используя полученные данные, классный руководитель, психолог и социальный педагог разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка. При необходимости привлекаются специалисты внешних организаций.
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Классный руководитель в сотрудничестве с психологом оказывает помощь учащимся своего класса в досуговом самоопределении.
Другое важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – постоянный контакт со специалистами службы сопровождения в случаях: появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правил, агрессия и др.); наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, "уход в себя", эмоциональные "всплески" и др.); пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин; употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ; кризисных ситуаций в семье; резкого ухудшения состояния здоровья.
Определено, что раз в четверть классный руководитель заполняет диагностическую карту класса, по которой проводится собеседование с психологом и социальным педагогом и они вместе разрабатываю программы индивидуального сопровождения по отдельным учащимся.
Индивидуальное сопровождение проблемного ребенка
Технология индивидуального сопровождения
проблемного ребенка "7 шагов"
Шаг 1. В чем проблема? (описание проблемной ситуации).
Шаг 2. Проявление и локализация проблемы.
Шаг 3. Сбор и анализ информации.
Шаг 4. Изучение ситуации в семье.
Шаг 5. Разработка плана действий.
Шаг 6. Реализация плана и мониторинг его эффективности.
Шаг 7. Общая оценка эффективности плана сопровождения.
Помощь ребенку в кризисной ситуации необходимо оказать немедленно. При этом очень важно мобилизовать внутренние силы родителей и ребенка, подсказать, в какие районные и городские организации можно обратиться за помощью.
Алгоритм помощи ученику в кризисной ситуации
1. Всесторонний анализ ситуации.
2. Сбор дополнительной информации (если есть время).
3. Подключение сотрудников ППМС-центра для оказания помощи.
4. Поиск ресурсов для оказания помощи (кто может помочь, какие виды помощи?):
внутри семьи; внутри школы; в районе и городе.
5. Оказание помощи с использованием найденных ресурсов.
6. Оценка результативности оказания помощи.
Результатом решения социально-эмоциональной проблемы будут: оптимизация эмоционального уровня, улучшение социальных отношений и появление нового опыта в преодолении проблем.