Рабочая программа по литературе (УМК Коровиной В.Я.) для 7 класса с учетом регионального компонента


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя школа №2 г. Няндома»
Няндомского района Архангельской области
Обособленное структурное подразделение «Основная школа №4»

Утверждено: Согласовано: Рассмотрено на
Директор МБОУ «СОШ №2» Руководитель ОСП «ООШ №4» экспертном совете Протокол № ________
« »_____________2015 « »____________2015 от « »____________2015



Рабочая программа
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
7 класс
на 2015-2016 учебный год

(По программе под редакцией В.Я. Коровиной)
Учитель русского языка и литературы
Зубова Светлана Павловна

Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе составлена на основе документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе./Дрофа 2008 год
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Под редакцией В. Я. Коровиной). — М.: Просвещение, 2011. 3.Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области. / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой – Архангельск: АО ИППК РО, 2005
4. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Няндома».
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник- хрестоматию, обеспечивающие процесс обучения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение обучающимися текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют       Задачи курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Особенности рабочей программы.
Перечень изучаемых произведений представляет собой расширенный список имен писателей с учетом регионального компонента Архангельской области.
В соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования Архангельской области 10 % времени, отведенного на изучение литературы, используется на освоение регионального содержания образования по предмету. В 5-7 классах РК по литературе занимает 7 часов. В связи с этим внесены следующие изменения в авторскую программу: в рабочей программе в разделе II отведен отдельный урок на изучение былин для знакомства с жизнью и записью былин на Севере (былина «Вольга и Микула Селянинович» перенесена на след. урок), в разделе III в урок о М.В.Ломоносове включены сообщения (доклады), в раздел V включено изучение рассказа Б.В. Шергина «Для увеселения»; в VI раздел включены уроки по изучению глав книги Е.С.Коковина «Детство в Соломбале», обзор кн. «Вожак санитарной упряжки»,
рассказов Ф.А.Абрамова, стихов Н.М. Рубцова; в урок по книге «Земля родная» включен материал «Лихачев на Севере» (в связи с введением уроков по РК объединены уроки №60,61 авторской программы).
Добавлен урок на изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ( перенесен час из раздела VII) ввиду большого объема материала. Выделен в отдельный урок рассказ Е.Носова «Живое пламя»,текст которого включен в сборник текстов для итоговой аттестации в 9 классе, за счет исключения рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире», изученном в 6 классе.
Тематический план (с учетом часов на развитие речи)
Содержание Часов в авторскойпрограмме Часов в рабочей программе примечание
I.Введение 1 1 II.Устное народное творчество 4 4 В тему «Былины» включен рассказ о жизни и записи былин на Севере, северных сказителях, собирателях былин. Сопоставляются 2 варианта былины «Вольга и Микула Селянинович». Обучение чтению-сказыванию былин. М.Д.Кривополенова «Вавило и скоморохи»
III.Древнерусская литература 2+1 2+1 IV.Из литературы 18 века 2 2 Доп.зад. Сообщение о личности, жизни и творчестве М.В.Ломоносова.
V.Из литературы 19 века 25+5 25+5 По РК Б.В. Шергин «Для увеселения». Добавлен урок по изучению повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ввиду большого объема материала.
VI.Из литературы 20 века 21+1 22+1 По РК изучение
1/глав книги Е.С.Коковина «Детство в Соломбале», обзор кн. «Вожак санитарной упряжки»
2/рассказов Ф.А.Абрамова «Собачья гордость», «Трава-мурава» (2 урока)
3/стихов Н.М. Рубцова,
4/Сведения о пребывании на Севере включены в уроки по творчеству Ю.П.Казакова, Д.С.Лихачева
VII.Из зарубежной литературы 6 5 всего 68 68 РК – 7 час.
Виды контроля: — промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра. — итоговый (за четверть, за год): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания. Количество контрольных уроков, уроков развития речи, внеклассного чтения
Контрольных работ Итоговый контроль Развитие речи: сочинения, письменные работы Внеклассное чтение
3 Выявление навыков литературного развития - 1 Классные
2 Домашние
4
13 Количество часов по программе – 68, в неделю 2 часа.
Содержание тем учебного курса 7 класса (68 часов)
Введение (1 час).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».
Былины.
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
РК Былины на Севере. Северные сказители и собиратели былин. Особенности исполнения М.Д.Кривополенова «Вавило и скоморохи»
Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).
Пословицы и поговорки. (1 час).
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Теория. Поучение (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)
РК Рассказ об ученом и поэте. Личность и судьба гениального человека. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин.(1ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория.Летопись.
«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
Теория. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь (4 ч.) .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и приро ды в повести.
Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
«Бирюк». Для чтения и обсуждения.
Теория. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой (2ч.)Краткий рассказ о писателе.Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.
Теория. Роман.(начальное понятие).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.
Теория. Гротеск (начальное понятие).
Лев Николаевич Толстой (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).
«Лапти». Для чтения и обсуждения.
Антон Павлович Чехов (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
Теория. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край» (1 ч.)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
РК Б.В.Шергин. «Для увеселения».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Максим Горький (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.
Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Леонид Николаевич Андреев (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире».Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)
Лирика. Чтение и анализ стихов.
РК Е.С.Коковин. (1 ч.) «Детство в Соломбале» (главы). «Вожак санитарной упряжки».
Час мужества (1 ч.)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
РК Ф.Абрамов «Собачья гордость», «Трава-мурава»
Теория. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков (1 ч.).
РК Краткие биографические сведения. Ю. Казаков и Север. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
РК Александр Грин (1 час.) Жизнь и творчество. Грин на Севере .«Алые паруса»
"Тихая моя родина…" (2ч.)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего : В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
РК Стихотворения Н. Рубцова.
Александр Трифонович Твардовский (1 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета..», «На дне моей жизни » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.).
Слово о писателе, ученом, гражданине.
РК Лихачев на Севере. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
Михаил Зощенко (1 ч.)
«Беда».Смеяться или плакать.
Песни на стихи поэтов 20 века.(1ч.)
Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Расул Гамзатов (1ч.)
Знакомство с творчеством поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Роберт Бернс. (1ч.)
Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. (1ч.)
«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия). (1ч.)
Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри.(1ч.)
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Р.Д. Бредбери. «Каникулы».Выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Требования к уровню подготовки учащихся
по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
Содержание изученных произведений, событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Основные факты жизни и творчества писателей
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть.
Воспринимать и анализировать художественный текст. Выделять и формулировать тему, идею изученного произведения, давать характеристику героев; выявлять авторскую позицию.
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Определять род и жанр произведения. Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него. Владеть различными видами пересказа
Участвовать в обсуждении прочитанного произведения, создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению; развернутый ответ на вопрос и рассказ-характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Выражать свое отношение к прочитанному.
Писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-методическое обеспечение
1.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. для общеобразовательных школ : 7 класс -М., Просвещение, 2012 г.
2.Коровина В.Я.Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы : 7 класс -М., Просвещение, 2007 г.
3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература : 7 класс» (формат МРЗ).—М.:Аудио-школа, Просвещение, 2009.
4. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Методические советы - М.: Просвещение, 2007 г.
5.Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2005 6. Программа регионального компонента по литературе для 5-11 классов/под ред. Скепнер Л.С., Архангельск: АО ИППК РО, 2007
7.Интернет-ресурсы по отдельным темам
8. Раздаточный материал; выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века, 20 века;
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.
№ п №
п/ Тема урока Дата по плану Дата факт примечание
1 четверть
( 9 полных недель, 18 уроков , контрольных работ 1; уроков развития речи 1)

1 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. 2 Устное народное творчество.
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. 3
Былины. Возникновение и бытование былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. РК Былины на Севере. Северные сказители. Собиратели былин. Особенности исполнения былин. Обучение чтению-сказыванию былин. М.Д.Кривополенова «Вавило и скоморохи» РК 15 мин. урока
4
В/Ч Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера героя. Особенности былины. Былины Новгородского цикла. «Садко».Своеобразие былины. 5 Пословицы и поговорки: народная мудрость, художественное своеобразие, прямой и переносный смысл. Пословицы народов мира.
РК Б.В.Шергин «Пословицы в рассказах». РК 10 мин. урока
6 Древнерусская литература.
Летопись «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
Поучение как жанр древнерусской литературы. 7 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. 8 РР Письменная работа по устному народному творчеству, произведениям древнерусской литературы. 9 ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 18 века.
РК М.В. Ломоносов. Слово о поэте, ученом. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество Ломоносова. Стихотворения («К статуе Петра», отрывок из оды «На день восшествия…») РК 20 мин. урока
10 Г.Р. Державин – гражданин и поэт. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и творчестве. 11
Тест по литературе 18 века.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 века
А.С. Пушкин. Рассказ о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» (отрывок ) : мужество и отвага русских солдат, любовь к Родине. Сопоставление полководцев. Петр 1 и Карл 12. 12 «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра1.Образ автора. 13 А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности баллады. 14 «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ Пимена.
Значение труда летописца в истории культуры.
РР Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина». 15 А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», призыв к уважению человеческой личности 16 «Станционный смотритель».Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. 17 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы 2 четверть ( 7 полных недель, 14 уроков , контрольных работ 2; уроков развития речи 1)
18
«Песнь о… купце Калашникове».Защита человеческой чести, достоинства, отстаивание правды в поэме Лермонтова.
Особенности поэмы. Фольклорные начала в ней. 19 Стихотворения М.Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Молитва», «Ангел». Гармония человека и природы.
Мастерство поэта в создании худ. образов. Восприятие, истолкование уч-ся. Обучение выразительному чтению. 20 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 21 Н.В. Гоголь. Слово о писателе.«Тарас Бульба».Эпоха и герои. Историческая и фольклорная основа повести.
Товарищество и братство в повести. Образы казаков, Тараса Бульбы. 22 Сопоставление Остапа и Андрия. Характеристика героев. Патриотический пафос повести. Образ матери. Природа в повести. 23 Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. 24 РР Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 25 И.С. Тургенев. Страницы биографии. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Знакомство с рассказом «Бирюк»,его нравственные проблемы. Мастерство писателя. 26 И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности. Особенности жанра. 27 Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины в поэме Н.А. Некрасова. (глава «Княгиня Трубецкая»).Анализ эпизода. 28 В/Ч Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день…» . Боль поэта за судьбу народа. 29 В/Ч А.К. Толстой Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».Правда и вымысел. 30 Проверочная работа по изученному материалу. 3 четверть
( 10 полных недель, 21 урок , контрольных работ 1; уроков развития речи 3)
31 М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Нравственное превосходство человека из народа над генералами и осуждение его покорности. Сатира, смысл антитезы. 32 М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия. Гротеск.
РР Письменная работа «Средства создания комического в сказках Щедрина». 33 Л.Н. Толстой. Слово об авторе. Автобиографический характер повести «Детство» (главы). Сложность взаимоотношения детей и взрослых. 34 Самоанализ поступков героем «Детства» Николенькой. Его чувства, духовный мир. 35
И.А. Бунин. Слово о писателе. Знакомство с рассказом «Цифры».
Сложность взаимопонимания детей и взрослых и авторское решение проблемы. 36 И.А. Бунин. Нравственный смысл рассказа «Лапти». Мастерство автора. РР Подготовка к сочинению «Золотая пора детства». 37 А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. 38 Осмеяние трусости и угодничества в рассказе «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Средства создания комического. 39 В/Ч Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.Два лица России в рассказе «Злоумышленник». 40 Р\Р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирических стихотворений. 41 РК Б.В.Шергин «Для увеселения». 42 ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ 20 века.
Максим Горький.«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. «Свинцовые мерзости русской жизни». Дед Каширин. Изображение быта, характеров. 43 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. Понятие о теме и идее. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет – средство характеристики героя. 44 В\Ч М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. Романтический характер легенды. 45 В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворения. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Гуманизм, сочувствие ко всему живому. Понятие о лирическом герое. 46 В\Ч Л.Н. Андреев. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Кусака».Сострадание и бессердечие героев рассказа. Гуманистический пафос произведения 47 А.П. Платонов. Личность писателя.«Юшка». Юшка – незаметный человек с большим сердцем. Друзья и враги героя. Призыв к состраданию и уважению к человеку 48 РР Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 в.) 49 Контрольная работа (Анализ эпизода или стихотворения).
50 Б.Л. Пастернак .Слово о поэте. Своеобразие картин природы в стихах «Июль», «Никого не будет…» 51 РК Е.С. Коковин. Краткий очерк жизни и творчества .«Детство в Соломбале» (главы) 4 четверть
( 8 полных недель, 17 уроков , контрольных работ 1)
52 РК Е.С. Коковин. «Детство в Соломбале» (главы), «Вожак санитарной упряжки».
53 В/Ч «На дорогах войны…» Час мужества. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. 54 РК Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Рассказы («Собачья гордость», «Трава-мурава»). 55 Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. 56 В/Ч Е.И. Носов. «Живое пламя», «Радуга». Обучение целостному анализу художественного произведения. 57 РК В/Ч Ю.П. Казаков. Краткие биографические сведения. Ю. Казаков и Север. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка – мерило нравственных ценностей. Краткие биографические сведения. Ю. Казаков и Север РК 10 мин. урока
58 РК В/Ч А.С.Грин. Жизнь и творчество. Грин на Севере. «Алые паруса». 59 В/Ч Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе. Восприятие окружающего мира русскими поэтами. РК. Стихотворения Н.М.Рубцова («В горнице», «Звезда полей»). Единство человека и природы в стихах. РК 20 мин. урока
60 А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике поэта (стихотворения «Братья», «Снега…». «Июль..» и др.) 61 Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине.
РК Лихачев на Севере. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. РК 15 мин. урока
62 М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. 63 Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов 20 в.(Вертинский, Гофф, Окуджава).
Размышления об истоках и основах жизни в стихах Расула Гамзатова «Опять за спиною родная земля..», «О моей Родине» и др. 64 Из зарубежной литературы.
Р. Бернс. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики, ее народно-поэтическая основа. 65 Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!» Прославление подвига во имя свободы Родины. Обучение выразительному чтению. 66 Японские трехстишия (хокку ). Особенности жанра. 67 Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри «Дары волхвов», Р.Д. Бредбери «Каникулы». 68 Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.
Итоги года и задание на лето. Произведения для заучивания наизусть
1. М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия...» (Отрывок)
2. А.С.Пушкин. «ГIеснь о вещем Олеге»
3. М.Ю.Лермонтов. «Молитва», «Когда волнуется...» «Ангел» (на выбор)
4. И.С.Тургенев. «Русский язык»
5. Н.А.Некрасов. «Русские женщины» (отрывок)
6. А.Т.Твардовский .Одно стихотворение по выбору
7. Одно стихотворение по теме «Великая Отечественная война»
8. С.А.Есенин «Топи да болота»
9. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»
10. В.Маяковский. Стихи по выбору учащихся.